Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
Одна из многочисленных забот муниципального управления – категория «социально незащищенных граждан». Основная задача, решаемая в рамках процесса хозяйственного воспроизводства – создание независимых от государственной и муниципальной поддержки механизмов воспроизводства жизни, людей, «на которых земля держится». Тип деятельности, который поддерживает воспроизводство, – хозяйствование, в котором, в отличие от экономики, цели находятся не в получении прибыли, а в воссоздании ресурсов воспроизводства.
Там, где доминирует процесс хозяйственного воспроизводства, формируются зоны равновесия, мало зависимого от экономических и политических катаклизмов. Это зоны подлинного территориального общественного самоуправления.
Процесс хозяйственного воспроизводства характеризуется традиционным, исторически сложившимся укладом, который основан на культурных образцах жизни и на этике самоорганизации.
Проявления хозяйственной самоорганизации многообразны, в каждом регионе имеют свою специфику. Есть целые территории, на которых хозяйственная самоорганизация доминирует. Например, уникальна система сельского расселения Чувашии. Уникальность состоит в том, что жителям удалось противостоять негативным общероссийским тенденциям изменения системы расселения. В настоящее время в Республике – 1723 сельских поселения, на 80 меньше, чем в 1978 году. В процессе «ликвидации неперспективных населенных пунктов» 70-х гг. Чувашия потеряла 4% – это наименьший показатель в Нечерноземье. Что интересно: качественные аспекты благосостояния не связаны с уровнем бюджетообеспеченности района. Индустриальный север «статистически» богаче, а люди живут беднее, если учитывать косвенные показатели темпов индивидуального строительства, покупки машин и пр. А самые бюджетодефицитные южные районы строят сравнительно больше индивидуального жилья (не редкость – появление новой улицы в селе) и сами проводят газ105. В Схеме территориального планирования Чувашской Республики по отношению к районам доминирования процессов хозяйственной самоорганизации было принято беспрецедентное решение: взять под охрану систему сельского расселения этих районов, утвердить в качестве основного планировочного принципа абсолютное сохранение исторически сложившейся системы расселения. Таким образом, документ территориального планирования сформулировал запрет на любые проектные решения, за которыми может последовать трансформация традиционной сельской системы расселения.
В Чувашии наиболее значим этнокультурный фактор самоорганизации.
А в Воронежской области, наоборот, территории хозяйственного воспроизводства – точечные островки благосостояния, не связанные с этнической принадлежностью. Эти островки благосостояния существуют как «села-бренды», знаменитые производством какой-либо продукции и известные в регионе или в масштабе России. Брэнд – это символическое воплощение устойчивого и расширяющегося потребительского рынка, необходимое сегодня условие поддержания бизнеса на традиционных хозяйственных нишах. Причем, производство продукции в этих селах осуществляется в масштабах не местных и даже не областных, а федеральных. Оптовики – из Москвы, из Петербурга106.
Из всех сел уезжает молодежь. Но в этих – лучшая часть молодежи остается. В этих селах – не убогий быт натурального хозяйства. «У всех машины, трактора, около 50% детей (по самооценке) учатся в высших учебных заведениях». То, что это зоны именно расширенного воспроизводства, доказывает факт, что жители сравнивают жизнь «до перестройки и сегодня» в пользу современности. Показательно, что руководители муниципальных образований территорий самоорганизации практически не обсуждают, как значимые, материальные обстоятельства жизни. Главные факторы и ресурсы воспроизводства жизни – культурные, этические, эстетические. Рассказывает глава поселкового совета села Давыдовка: «За 15 лет 8 новых улиц. Построили новый детский садик на 100чел. – мало, нужно еще на 50. Построили школу с углубленным изучением отдельных предметов. Половина детей поступают в столичные ВУЗы. Гимнастику преподает олимпийская чемпионка. Хотим спорткомплекс. И обязательно чтобы везде росли цветы».
Достойны упоминания и «эксклюзивные» формы реализации потенциала территориальной самоорганизации. Так, в Воронежской области сегодня среди разрухи Таловского района устойчиво существует хутор Высокий, в котором этнические славяне исповедуют иудаизм. В данном случае реализуется потенциал самоорганизации, в котором главный ресурс – трудовая этика. Фактор сбыта, форм хозяйствования в этих случаях вторичен. Трудовая этика – это еще один сущностный фактор, фундамент воспроизводства хозяйственной самоорганизации107.
Еще один показатель – отстаивание ценностей самостоятельности, готовность противостоять «захватам и поглощениям». Эти территории не ждут «внешних инвесторов» – их воспринимают как угрозу. Территориальные сообщества уверены, что могут противостоять «объективным тенденциям» вертикальной интеграции сельского хозяйства. «Агрохолдингам – нет! Жить достойно и трудиться для себя!» – это совершенно сознательный, декларируемый лозунг. Воронежская область соседствует с Липецкой и Белгородской. Все они находятся в одном федеральном округе и их традиционно сравнивают по статистическим показателям. Присутствует даже момент конкуренции, соревновательности в этом сравнении показателей. В Липецкой и Белгородской областях больше внешних инвестиций, больше ВРП, больше крупных налогоплательщиков, которые появились в результате прихода в эти области холдингов. Воронежская область отстает от указанных областей по большинству статистических показателей. Однако по косвенным показателям благосостояния, например, по темпам строительства индивидуального жилья Воронежская область опережает Липецкую и Белгородскую.
Для целей территориального планирования образцы реализации потенциала хозяйственной самоорганизации – объективный критерий, позволяющий отделить реальные, объективные трудности, например, связанные с инфраструктурной недоосвоенностью территории, от субъективных моментов, тоже свойственных российской культуре, при которых никакие инвестиции не будут впрок (так называемые «черные дыры»).
Главное, что объединяет все представленные формы хозяйственной самоорганизации – в силу тех или иных причин в людях сформирована уверенность, что никто, кроме них самих, не обеспечит им достойное существование. А там, где надеются на «внешнее управление», там ослаблено намерение и воля своими силами создавать «достойную жизнь для себя». Так, один глава района сообщил: люди будут десятилетиями ждать газификации, пока они надеются «на халяву». Но если им определенно скажут, что «нет и никогда не будет», за год сорганизуются и проведут газ. Вывод: отсутствие ресурса самоорганизации – в значительной степени навязанное властью состояние сознания. Любое кардинальное изменение, существенный позитивный сдвиг в обществе достигается изменением общественного (в том числе властного) сознания. И национальные проекты обязаны иметь эту проектную составляющую и просчитывать, увеличивается или уменьшается потенциал самоорганизации в зонах разворачивания этих проектов. Если национальные проекты не посчитаны по отношению к фактору самоорганизации, велика вероятность, что будет воспроизведен эффект бюджетных «черных дыр».
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание