logo search
Территориальное_планирование_пр2

Федеральные градостроительные документы

Как представляется, в идеальном варианте проектирование должно начинаться сверху – с федерального уровня. Первым документом в этой области, подлежащим подготовке, является схема территориального планирования Российской Федерации.

Как и все документы территориального планирования, схема территориального планирования РФ определяет назначение территории России исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, главным содержательным стержнем территориального планирования (и соответствующих документов) является определение назначения территорий. Имеется в виду определение функционального назначения, то есть определение той функции, роли различных участков территории, которые они выполняют во всей «территориальной ткани» государства: какие-то участки территории служат для прохода и проезда по ним (дороги), какие-то – для размещения зелёных насаждений (леса, парки), где-то расположены искусственные и природные водные объекты (реки, озёра, моря), какие-то участки предназначены для строительства жилых домов, размещения промышленных, рекреационных и других конкретных объектов (атомных станций, морских портов, крупных физкультурно-оздоровительных комплексов).

В схеме территориального планирования определяется функциональное назначение не всех территорий, а только для размещения объектов капитального строительства федерального значения.

Как известно, объекты капитального строительства могут быть федерального, регионального (субъектов РФ) и местного значений. Значение того или иного объекта обусловлено государственной или муниципальной нуждой. Один из юридических способов выявления нужды (государственной или муниципальной) служит определение и сопоставление полномочий органов власти по решению тех или иных вопросов. Обеспечение осуществления конкретного полномочия органа власти и есть нужда. В зависимости от органа власти она может быть государственной (федеральной или региональной) или муниципальной. Законодательство должно чётко определять общественно значимую задачу, достижение которой служит интересам всего общества, а также конкретное полномочие органа публичной власти, направленное на решение задачи. Такие полномочия и обусловливают наличие государственной или муниципальной нужды.

Например, ФЗ «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ относит вопрос размещения ядерных установок к компетенции Правительства РФ (ст. 9). Обеспечение реализации данного полномочия федеральным органом государственной власти, несомненно, является государственной нуждой. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ, одна из тематических (отраслевых) областей подготовки схемы территориального планирования РФ – развитие энергетики. Более того, как видно из п. 2 ч. 3 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ, карта (схема) планируемого размещения объектов использования атомной энергии может быть включена в схему территориального планирования РФ. «Может быть включена» – не в смысле «а может быть включена и в другой документ», а в значении «может не быть включена при отсутствии необходимости». Другими словами, Правительство РФ имеет полное право определять в схеме территориального планирования РФ назначение территорий – зоны планируемого размещения таких ядерных установок, как атомных станций.

И так должно происходить в любой отраслевом направлении. Решения, утверждённые в схеме территориального планирования РФ, пронизывают все последующие документы в соответствующей области и являются обязательными для учёта при их подготовке. Таким образом, федеральная власть предъявляет всем участникам градостроительной деятельности свои интересы на территории всей страны.

Существенное значение во всём процессе градостроительной деятельности имеет масштаб графических материалов. Градостроительная деятельность вообще не может обойтись без графических материалов, которые в Кодексе загадочно называются «карты (схемы)». Графическая часть – «первичный материал в процессе реализации (соответствующего документа – А.Ч.). Всю графическую часть работ можно разделить, с одной стороны, на основные (обязательные), дополнительные и факультативные, а с другой – на демонстрационные и вспомогательные. Определение масштабов чертежей должно исходить их стадии проектирования, площади проектируемой территории, конкретных задач, оговорённых заданием на проектирование. Чертежи по размерам должны быть удобными, прежде всего, для постоянной оперативной работы в процессе реализации. Если масштаб основных чертежей не позволяет ответить на конкретные задачи, следует предусмотреть выполнение соответствующих фрагментов, учитывая при этом, что разработка фрагмента не просто увеличение изображения, а полноценное проектирование на соответствующем масштабе информации»155.

Масштаб графических материалов определяет, главным образом, содержание чертежа, обусловливает то, что на данном чертеже можно показать и увидеть. Записывается масштаб как соотношение одного сантиметра чертежа на материальном носителе (например, напечатанной карте) к количеству сантиметров «в натуре», физически, на конкретной территории. Словесное выражение масштаба заключается во фразе «в одном сантиметре столько-то сантиметров». Например, масштаб 1:5000 означает соотношение одного сантиметра на карте к пяти тысячам сантиметрам на реальной территории. Для удобства использования вторую цифру делят на сто (справа убирают два ноля), то есть определяют количество метров (на территории), которые «сидят» в одном сантиметре (на карте). Таким образом, используя указанный пример, «в одном сантиметре пятьдесят метров».

Чем больше число справа, то есть чем больше сантиметров (на территории) «заложены» в один сантиметр (на карте), тем масштаб чертежа считается мельче и тем большую по площади территорию можно на нём графически отобразить. Соответственно, укрупнение масштаба предполагает уменьшение количества сантиметров на территории по отношению к одному сантиметру на карте; имеется в виду приближение к соотношению «один к одному» (1:1). Следовательно, масштаб 1:2000 считается мельче, чем масштаб 1:500, так как в первом случае мы увидим в одном сантиметре 20 метров, а во втором – 5 метров.

В соответствии с п. 12 Положения о составе схем территориального планирования РФ, утверждённого постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2006 года № 680, в зависимости от целей и задач, указанных в положении о территориальном планировании применительно к конкретной схеме территориального планирования, при подготовке карт (схем), их фрагментов могут быть использованы следующие масштабы:

См. образцы масштабов 1:2500000 и 1:1000000:

Картосхема 6.3.1. «Чертеж карты масштаба 1: 2500000. Схема территориального планирования Воронежской области»;

Картосхема 6.3.2. «Чертеж карты масштаба 1: 1000000. Город Новосибирск и окружающая его территория».

В первом случае приводится чертёж Схемы территориального планирования Воронежской области, на котором рассмотрено геополитическое положение Воронежской области в западной части России. На втором чертеже изображён город Новосибирск и окружающая его территория. Напомним, что на 2002 год в Новосибирске проживал один миллион четыреста двадцать пять тысяч пятьсот человек156; на чертеже в масштабе 1:1000000 город Новосибирск занимает не более 3-х квадратных сантиметров.

Как мы видим, это очень мелкие масштабы, которых, впрочем, часто достаточно для отображения территориальных интересов РФ (посредством указания на зоны планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения). При необходимости, как указано в п. 12 упомянутого Положения, масштаб допускается увеличивать.