Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Цель темы:
Изучение 1) системы документов в области градостроительной деятельности; 2) этапности (технологии) градостроительного проектирования; 3) масштабов графических материалов (карт, схем) и их влияния (возможностей влияния) на процесс градостроительного проектирования.
Вы будете изучать:
Соотношение понятий «градостроительная документация» и «документы в области градостроительной деятельности»; разновидности градостроительной деятельности и соответствующие им виды градостроительных документов; технологию создания градостроительных документов, основанную, в том числе, на масштабах графических материалов.
После изучения темы вы сможете:
Ориентироваться в системе градостроительных документов (по уровням власти, по содержанию, по месту во всём процессе градостроительного проектирования и др.), представлять «возможности» масштабов графических материалов (что можно показать / увидеть в том или ином масштабе и чего нельзя).
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ
Любая человеческая деятельность имеет какой-либо результат, овеществлённый либо нематериальный. В результате градостроительной деятельности появляются документы, градостроительная документация.
Согласно Градостроительному кодексу РФ 1998 года в России существовала единая система документов в области градостроительной деятельности – градостроительная документация.
В развитие Кодекса 1998 года, Постановлением Госстроя РФ от 29.10.02 №150 была утверждена Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (далее – Инструкция). Кодекс 1998 года и Инструкция установили систему градостроительной документации, уровни её принятия (федеральный, субъектов РФ, муниципальный), состав, содержание, порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения.
Градостроительный кодекс 2004 года заменил эту систему градостроительной документации на следующие виды документов в области градостроительной деятельности:
1. Документы территориального планирования;
2. Документы градостроительного зонирования;
3. Документация по планировке территории;
4. Документы архитектурно-строительного проектирования;
5. Документы в сфере строительства.
Таким образом, Кодекс определил предмет градостроительного законодательства (то есть те общественные отношения, на которые распространяется их действие – градостроительные отношения): отношения по территориальному планированию; градостроительному зонированию; архитектурно-строительному проектированию; отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции.
Следует обратить внимание на два существенных словесных нюанса, чётко прослеживаемых в текстах двух кодексов (1998 и 2004 годов).
Градостроительный кодекс РФ 1998 года использует словосочетание «градостроительная документация» для обозначения всех документов в данной области. Подразумевается, на наш взгляд, их некая содержательная и типологическая системность, так как все без исключения документы из разряда «градостроительной документации» являлись документами градостроительного планирования развития территорий и поселений (абз. 3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ 1998 года).
Градостроительный кодекс РФ 2004 года не использует обобщающего термина для обозначения всех градостроительных документов. Понятие «градостроительная документация» исчезло, и никакого другого взамен ему не предложено. Отдельно говорится о документах территориального планирования, документах градостроительного зонирования и т.д. Это не означает отсутствия содержательной целостности документов, наоборот, документы в области градостроительной деятельности, предусмотренные Кодексом 2004 года, очень чётко выстроены в единую технологическую проектную цепочку. Отсутствие единого понятия, охватывающего все градостроительные документы, обусловлено сущностной разнородностью указанных документов, то есть собственно «проектируют (планируют) развитие» только часть из них. Остальные документы выполняют совершенно другие функции для достижения единой цели градостроительной деятельности – развитие территорий (п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ 2004 года).
Вкратце содержательная (технологическая) иерархия градостроительных документов как результатов градостроительной деятельности выглядит следующим образом:
документы территориального планирования – схемы территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, генеральные планы муниципальных образований (кроме муниципальных районов) – осуществляют принципиальное планирование развития территорий на срок 15-25 лет;
документы градостроительного зонирования – правила землепользования и застройки муниципальных образований – устанавливают виды разрешённого использования территории в соответствии с принципиальным планированием развития территории (то есть документы территориального планирования «сами» ничего не проектируют, они переводят в правовое поле решения территориального планирования);
документация по планировке территории – проекты планировки, проекты межевания, градостроительные планы земельных участков – определяет планировочную структуру локальной территории, а также параметры локального развития территории;
документы архитектурно-строительного проектирования – проектная документация – осуществляет объёмное проектирование объектов капитального строительства;
документы, необходимые для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта – разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию – уполномочивают соответствующие лица на осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также на ввод построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Как мы видим, непосредственно градостроительное (территориальное) проектирование осуществляют только документы территориального планирования и документация по планировке территории, две разновидности документов из пяти.
Правила землепользования и застройки – правовой (не проектный) «инструмент» реализации (проектных) решений территориального планирования; проектная документация определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию вообще являются ненормативными (индивидуальными) правовыми актами органов власти, разрешающими, как вытекает из наименования, осуществлять какую-либо конкретную деятельность в области строительства.
Именно поэтому у данных документов нет общего, охватывающего их всех, понятия. Наиболее универсальными, включающими в себя все рассмотренные документы, представляются фразы «документы в области градостроительной деятельности», «градостроительные документы».
Вторая терминологическая особенность, присущая текстам двух Градостроительных кодексов, касается процедуры создания градостроительных документов. В соответствии с п. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ 1998 года, для объектов градостроительной деятельности разрабатывается градостроительная документация. Градостроительный кодекс РФ 2004 года по-другому формулирует данную процедуру. Согласно п. 16 ст. 1; п. 3 ч. 1 ст. 81 документы в области градостроительной деятельности не разрабатываются, а готовятся.
В связи с тонким семантическим различием данных, в общем, синонимичных слов, необходимо обратиться к толковому словарю.
С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова определяют глагол «подготовить» как «сделать что-нибудь, предварительно для устройства, организации чего-нибудь»151. «Разработать» означает «обрабатывая, возделывая, сделать пригодным для чего-нибудь; тщательно, всесторонне исследовать, подготовить, обработать во всех подробностях»152.
Несомненно, оба процесса подразумевают достижение определённого результата – создание чего-либо, например, документа, который может быть и подготовлен, и разработан. Однако при «подготовке» важнее сам результат (документ), а не процесс его достижения; главное – итог подготовки, логический акцент направлен в сторону достигнутого результата.
При «разработке» на первый план выходит процедура достижения результата, акцент смещён в сторону качеств самого процесса – тщательно, всесторонне исследовать, обработать во всех подробностях. Результат (документ) выступает как само собой разумеющееся.
На основе вышеизложенного можно заключить, что современная «подготовка» документов (вместо «разработки») имеет более прикладной характер. Она ориентирована на относительно мобильное создание действующих градостроительных документов, что чревато снижением роли творческого подхода во всём процессе градостроительного проектирования153. Учитывая неоднозначность вопроса и спорность ситуации, данная проблема подлежит более детальному рассмотрению в других работах.
Возвращаясь к анализу градостроительных документов, необходимо указать на высокую технологичность предложенного Градостроительным кодексом РФ 2004 года процесса градостроительного проектирования.
Технологичность в данном случае подразумевает, во-первых, конкретную содержательную привязку каждого последующего документа с предыдущим и, во-вторых, непротиворечивость всех документов друг другу (при соблюдении этапности подготовки документов).
Первый содержательный этап градостроительной деятельности – территориальное планирование, ключевым признаком которого, по мысли разработчиков Градостроительного кодекса РФ, является комплексность.
Градостроительный кодекс РФ «не существует в правовом вакууме, нормы этого закона не могут быть результатом «свободного» ничем не ограниченного выбора из широкой области гипотетически возможных правовых схем. Этот выбор в значительной части уже предопределён.
Заданные факты-основания – это административно-правовой контекст, в котором существует Кодекс. Этот контекст определяется Конституцией РФ, устанавливающей базовые принципы федеративного устройства государства, развиваемые другими федеральными законами. Указанные базовые принципы существуют в виде правовых фактов-оснований, своего рода «правовых аксиом», игнорировать которые нельзя. К числу таковых относятся следующие факты-основания.
Первый факт-основание: наличие трёх уровней публичной власти – а) Российская Федерация, б) субъекты Российской Федерации, в) органы местного самоуправления – муниципальных районов, поселений, городских округов;
Второй факт-основание: наличие определённой автономии, суверенитета каждого уровня публичной власти по отношению к двум другим уровням публичной власти. Такая автономия, такой суверенитет обеспечивается наличием своих собственных полномочий у каждого из трёх уровней публичной власти, которые не могут пересекаться между собой, накладываться друг на друга. Пересечение полномочий было бы неправомерным и не допускается, поскольку такое пересечение равнозначно тому, что один уровень публичной власти будет «поедать», фактически упразднять другой уровень публичной власти, что означало бы нарушение конституционного принципа, утверждающего наличие и суверенитет трёх уровней публичной власти.
Такого рода суверенитет не является «непроходимой стеной». Существуют механизмы делегирования полномочий, взаимодействия различных уровней публичной власти. Следует отметить, что полномочия – это одновременно и обязанности органов публичной власти перед гражданами. Полномочия-обязанности подлежат выполнению. Выполнение сопрягается с наличием ресурсов. Ресурсы – это, прежде всего, бюджетная система. Ресурсная обеспеченность – это условия для эффективного функционирования органов публичной власти. Такая эффективность не может быть обеспечена без дифференциации полномочий и чёткого знания того, кто, за что, когда и в каком объёме отвечает. Таким образом, «круг замкнулся» – непересекающиеся полномочия различных уровней публичной власти являются, с одной стороны, неизбежностью в федеративном государстве, а с другой стороны – предпосылкой для эффективного функционирования системы органов публичной власти.
Третий факт-основание: каждый уровень и орган публичной власти имеет право и не может быть «насильно» лишён права осуществлять территориальное планирование в пределах своих полномочий-обязанностей и в границах территории, находящейся в юрисдикции соответствующего органа публичной власти. Получается следующая объективная ситуация, которая при ответственном отношении к делу не может игнорироваться ни при написании федерального закона о градостроительной деятельности, ни при высказывании обвинений в адрес этого закона: на одной и той же локальной территории одновременно действуют и могут (а точнее – должны) осуществлять территориальное планирование путём подготовки трёх разных видов документов представители трёх уровней публичной власти – Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом ни один из трёх уровней публичной власти не может быть лишён указанного права, поскольку это означало бы нарушение Конституции РФ.
Осмысление указанных фактов-оснований приводит к простому и неотвратимому выводу: по причине того, что Россия является федеративным государством, на локальных территориях всегда будут иметь неотчуждаемое право осуществлять территориальное планирование представители нескольких (трёх) субъектов публичной власти»154.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание