logo search
Территориальное_планирование_пр2

3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.

Если ставятся задачи привлечь новых постоянных жителей или временных посетителей (туристов, посетителей в рамках ярмарочной, выставочную и т.д.), то, очевидно, что их требования к качеству могут существенно отличаться от требований жителей к качеству среды. Так, в проекте генерального плана Салехарда решалась особая задача: проектирование столицы. Поэтому ведущим типом горожанина, на которого ориентировался проект и проектируемое качество городской среды, был высококвалифицированный специалист, позиционированный на мировом рынке труда.

У архитекторов бытует «архитектурная» версия причины Великой французской революции: в Париже строились атриумы (внутренние дворы общественно-деловых, торговых зданий, покрытые стеклянным куполом). Пространство атриумов располагало к остановке движения, вступлению в разговоры, которые могли перерастать в полемику. Закрытое пространство создавало эффект усиления звука, в полемику втягивались окружающие. Наличие физических условий политической коммуникации, по версии архитекторов, создало возможности для консолидации политических сил. А глава муниципального образования одного заполярного города сообщил, что политическая активность горожан, в том числе организованные протестные действия невозможны, так как на улице собираться холодно, а закрытых пространств для свободных собраний вне официозных жанров общественной коммуникации в городе нет.

В.Л. Глазычев в книге «Глубинная Россия» анализирует планировочную структуру г. Набережные Челны. Планировочное разделение города на два обособленных образования, которые разделены градостроительно неосвоенными просторами (одно – «старый город», второе – «селитебная территория» при КАМазе) с неизбежностью привели к возникновению двух крупных95 молодежных преступных группировок («стенка на стенку»).

Муниципальное управление с помощью специалиста, обследующего гуманитарные факторы территориального планирования, должно четко зафиксировать, какие новые типы социальной активности нужны территории и передать это планировщикам в качестве целей планирования.

Проектирование под значимые для территории/города типы активности – сегодня необходимое требование, т.к. в ситуации демографического сжатия и повышения мобильности людей, города и территории вступают в конкуренцию за трудовые ресурсы, за молодежь, которая принимает решение «уехать или остаться». Игнорирование этого аспекта в планировании будет увеличивать механический отток населения.

В современных условиях в рамках целей улучшения качества среды нужно ставить цели совершенствования рынка недвижимости. Это – механизм, который раскрывает потенциал оптимизации структуры жилья без нового строительства и особый тип социально-деловой активности. Не раз высказывалось предположение, что частично проблема качества жилья может быть решена активизацией процессов обмена жилья, увеличением мобильности96. Это наглядно демонстрируют результаты анкетирования жителей Ленска. Ниже представлены диаграммы, которые показывают степень удовлетворенности этажностью жилья. Выводы об удовлетворенности своим жильем делались по результатам сравнений типа жилья, в котором живет отвечающий на анкету и тем, какой тип жилья он считается оптимальным. Только у 11% жителей 2х-этажных домов и у 35% живущих в усадебной застройке совпадает оценка оптимальности. Возможно, только активизацией процессов обмена можно улучшить общую субъективную удовлетворенность жильем. Пока, по инерции, территориальное и городское развитие отождествляют с капитальным строительством. Этот пример показывает, что тщательное исследование гуманитарных аспектов позволяет очертить круг задач, которые могут дать эффект без миллионных вложений в капитальное строительство.

См.: Картосхема 5.3. «Типы потребителей городской среды» (диаграммы 3, 4, 5).

Документ территориального планирования должен быть разработан на основе прогноза перспективной численности жителей. Профессионалы используют сложные методики расчетов. Эти методики необходимо дополнить знаниями, полученными от самих горожан.

См.: Картосхема 5.3. «Типы потребителей городской среды» (диаграмма 7).

В результате выявления специфики требований к качеству среды, у планировщиков появляются действительно творческие задачи – найти градостроительное воплощение этого своеобразия. А следствием решения этих творческих задач становится выразительная среда, уникальность места, территория, на которой хочется жить.