Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
Территориальное планирование – это способ целенаправленного изменения пространственной организации жизни и деятельности. В территориальном планировании можно выделить три уровня. Первый: управленческий уровень территориального планирования, который выражается в постановке целей территориального планирования. Второй: уровень воплощения целей в документах территориального планирования. Это профессиональный уровень территориального планирования. Третий: уровень использования документов территориального планирования субъектами градостроительных отношений – властями, инвесторами, застройщиками, собственниками недвижимости, горожанами, жителями территории. Использование документов территориального планирования в принятии решений субъектами градостроительных отношений обеспечивает реализацию проектных предложений.
В ХХ веке сформировались две различные практики планирования.
В Советском Союзе была построена «тотальная» практика директивного планирования, в которой цели территориальных изменений вырабатывались в верхнем уровне государственного управления и исполнялись на местном уровне. Централизованы были и ресурсы реализации плановых решений. Профессиональные средства и технологии социалистического планирования были производными от целей индустриализации.
Эта практика исходила из того, что будущее управляемо и расчетно, оно принципиально определимо и, что существенно, возможна только единственная картина будущего.
Проектные решения вырабатывались на основе концепции рационального размещения производительных сил. При этом носителем рациональности было государство и его цели, выраженные в государственных пятилетних и ежегодных планах. В этой концепции города и системы расселения рассматривались как «обслуживающие» процессы производства. Территориальное планирование было подчинено отраслевому планированию. Территориальное планирование осуществлялось в условиях культурного и экономического «железного занавеса», вне контекста глобальных тенденций.
Вторая, «демократическая» практика была выстроена на том, что градостроительные изменения – это результат действия множества людей на фоне социальных, политических, экономических процессов. Поэтому постановка целей и принятие решений рассредоточены на множестве государственных и общественных институтов. Территориальное планирование опирается на потенциал самоорганизации людей и местное самоуправление, на культуру и традиции. Демократическая практика планирования учитывает, что общество политически структурировано по отношению к разным версиям будущего. Институт политики обеспечивает конкуренцию разных версий будущего. Институты права, собственности и рынка регулируют взаимодействия участников градостроительной деятельности.
Различие практик отражается в терминологии. В англоязычном именовании практики есть Plan (план, планировать, намечать), и Urban/city planning (городское планирование/планировка). Применение термина «планирование» означает, что мы не можем ничего менять в «естественной среде» города, территории, но мы можем «вписаться» в нее своими целями и действиями. Термин Project (проект, проектировать, вычислять, проецировать) в «демократической» практике имеет строго определенный сектор использования, а именно, применяется для инженерных объектов, которые должны быть построены точно и расчетно в соответствии с проектной документацией (например: проектировать шоссе)76. Инженерная схема должна быть точно спроецирована в реализацию.
В демократической практике немыслимо «проектировать» город, так как это не инженерный объект77, по отношению к нему невозможно произвести расчеты. В Советском Союзе по отношению к отраслевому и территориальному срезам применялся, в точном соответствии с тем, что делалось, термин «планирование». А по отношению к городам, опять же, в точном соответствии с тем, что реально делалось, употреблялся термин «проектирование», так как они «с чистого листа» рассчитывались как инженерные объекты, без учета сложившихся форм и механизмов самоорганизации городской жизни. Проектировщики оперировали термином «население» – расчетной единицей, которая была привязана к территориальным запросам производительных сил, и по отношению к которой считались объемы жилищного строительства. Ведущим процессом городского развития было строительство. Территориальное планирование городов стало означать планирование строительства, что точно отразилось в названии деятельности – «градостроительное проектирование». Деятельность территориального планирования, редуцированную до градостроительства, ведомственно подчинили Госстрою, а исполнительский уровень приписали к архитектурно-строительным отделам исполкомов.
Состав специалистов в профессиональных коллективах разработчиков также был различен. В «демократической» практике в разработке концептов территориального и городского планирования ведущее значение имеют социологи, политологи, специалисты по управлению, конфликтологи, экономисты. В советском «градостроительстве» ведущими стали ГАП и ГИП (главный архитектор проекта и главный инженер проекта).
«Перестройка» ликвидировала базовые условия реализации «тотальной» практики планирования. Государственная монополия на целеполагание и на ресурсы реализации целей территориальных изменений сменилась множеством независимых «носителей проектности», имеющих собственные цели и ресурсы их реализации на территории.
«Градостроительные бунты» – организованные протестные действия против градостроительных проектов, в которых не учитывались интересы и ценности горожан, показали дальнейшую невозможность проектировать «с чистого листа».
Градостроительное законодательство изменилось в соответствии с новыми условиями. В новом Градостроительном кодексе (2004 г.) произошла замена термина «градостроительное проектирование» на термин «территориальное планирование», в том числе по отношению к городам.
Профессиональная деятельность территориального планирования сегодня находится в ситуации трансформации и развития, направления которых заданы вышеперечисленными условиями.
Градостроительный кодекс учредил самостоятельную позицию Заказчика на документы территориального планирования каждого уровня и необходимость постановки собственных целей и задач для каждого документа территориального планирования. Это означает для профессионального проектного «цеха» переход от технологий массового производства проектной продукции, в каждой единице которой заложена одна целерациональность, к технологии «услуги»78 профессионального территориального планирования для каждого муниципального образования. А для муниципального управления это означает освоение позиции Заказчика. Таким образом, современное территориальное планирование – это кооперация разных деятельностей: деятельности профессиональных планировщиков, деятельности муниципального управления и деятельности по реализации документов территориального планирования, которая осуществляется субъектами градостроительных отношений. Кооперация – это такая организованность разных деятельностей, при которой результаты одной деятельности являются материалом (продуктом) для осуществления другой деятельности, употребляются другой деятельностью.
Новое всегда возникает «на стыке», на разрывах, в межпредметном и межпрофессиональном пространстве. Выстраивание кооперации между профессиональным «цехом» градостроителей, муниципальным управлением и другими субъектами градостроительных отношений – это выстраивание современной целостности территориального планирования. Новое – это отношения и связи в целостной кооперации территориального планирования.
Новыми элементами территориального планирования стали управление (в функции целеполагания) и территориальная политика (в функции построения картин будущего).
Территориальное планирование сегодня осуществляется в ситуации принципиально неопределенного будущего. Вместо «однозначного» и утвержденного высшей инстанцией будущего, в пространстве территориальной политики циркулируют разные, взаимоисключающие версии будущего.
Современная ситуация погружения территориального планирования в контекст управления и политики – это ситуация «вызова» как для профессионального сообщества, так и для муниципального управления. Документ территориального планирования разрабатывается на 20-25 лет, а «Заказчик» может меняться раз в четыре года. Поэтому и управленческие цели, и проектные решения должны обладать качеством «объективности». Ситуация территориального планирования – это ситуация выработки, предъявления и отстаивания объективных оснований управленческих и проектных решений, что требует от участников умения работать в межпредметных областях и выстраивать межпрофессиональную коммуникацию.
Муниципальный управляющий должен выстраивать собственную позицию и эффективные целенаправленные действия в новых ситуациях. Вот неполный перечень этих ситуаций:
Ситуация публичных слушаний проекта документа территориального планирования. Градостроительный кодекс законодательно учредил процедуры публичных слушаний на стадии согласования проекта, до его утверждения. От термина «население» – расчетной единицы, которая в принципе не могла иметь собственных целей (они не учитывались в планировании), в Градостроительном кодексе осуществлен переход к субъектам градостроительных отношений, которые имеют право на собственные цели и на отстаивание своих прав и интересов в территориальном планировании. Необходимо публиковать «демоверсии» проекта, проводить публичные слушания. И это после десятилетий, когда содержание проектов было ориентировано на служебное пользование.
Ситуация сбора исходных данных. В социалистическом планировании состав исходных данных для проектирования был четко определен и доступен. Сегодня состав исходных данных и их перечень нужно определять с учетом специфики территории. Например, в «Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности» включено «обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности» (ст. 2 п. 2 ГК). Каковы критерии достижения баланса факторов? Если в отношении экологических и экономических факторов выработаны достаточно адекватные представления, то для «социальных факторов» на смену «нормативам соцкультбыта» нужно вырабатывать современные представления.
Ситуация градостроительного конфликта. В Советском Союзе градостроительных конфликтов не было. Экологическое и социальное неблагополучие городов, типовая застройка были предметом сатиры и критики, но не протестного действия. Сегодня конфликтное взаимодействие, как способ изменить или отменить проектные решения, не чрезвычайное происшествие, а контекст территориального планирования. И нужно не избегать конфликта, а уметь с ним работать, управлять конфликтом.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание