Кооперативная структура территориального планирования
Согласно Градостроительному кодексу положение о территориальном планировании муниципального образования должно включать в себя цели и задачи территориального планирования. Технология территориального планирования сложилась в эпоху директивного государственного целеполагания. И производство документов территориального планирования было организовано как массовое. «Типовое» проектирование – не причина однообразной среды городов, а следствие реализации целей, которые были едины для всей территории страны. Генеральные планы городов были массовым продуктом, как обувь фабрики «Скороход». При этом в советское время у людей была возможность пойти в ателье или к «частнику» и сделать индивидуальный заказ. Человек имел возможность пошить обувь на заказ, мог выйти в позицию заказчика, в которой он заказывает индивидуальную услугу в соответствии с его целями, потребностями и материальными возможностями. По отношению к генпланам у социалистических городов такой возможности не было83.
Сейчас Градостроительный кодекс предоставил муниципальному управлению статус и функции Заказчика документов территориального планирования. Содержательное наполнение этих функций, освоение муниципалитетами функции заказчика – условие развития деятельности территориального планирования.
Позиция муниципального управления в кооперации реализуется:
– в постановке целей управления территориальными процессами;
– в выработке рамочных требований (контуров, принципов) к результату деятельности профессионалов – к «схеме территориального планирования», как к одному из инструментов управления территориальными процессами;
– в организации кооперации;
– в правовом и организационном обеспечении реализации документа территориального планирования.
Позиция профессионального планировщика реализуется:
– в разработке профессионального содержания схемы территориального планирования с учетом целей управления территорией, идеальных моделей, нормативных требований и профессиональных знаний;
– в коррекции целей управления территорий из позиции профессионального знания.
Рамки целеполагания профессионала:
– Планировочные ограничения.
– «Ресурсы» в экономгеографическом понимании.
– Ресурсы градостроительной деятельности.
– Идеальные модели, принципы и концепции развития. Например, идеальное представление о «постиндустриальном городе», о качестве городской среды, принцип устойчивого развития и т.д.
– Градостроительные проблемы: расхождение между идеальным и реальным состоянием инженерных инфраструктур, нормативным и реальным состоянием жилого фонда и т.п.
– Действующие санитарные и гигиенические нормативы и «экологические проблемы», как расхождения между нормативным и реальным состоянием.
– Эталоны, образцы, прототипы проектных решений и т.д.
Таким образом, квалификация профессионала-планировщика состоит в том, чтобы построить идеальную модель наилучшего состояния территориальной/городской системы, исходя из градостроительных норм и правил, закономерностей градостроительного развития.
Позиция «пользователя». Это позиции, которые имеют собственные проекты и обеспечивают разворачивание на территории процессов деятельности и своей деятельностью захватывают материал территории. Это позиции, деятельность которых изменяет и преобразует территорию. В пределе – это позиции, которые создают территорию как материальное воплощение результатов деятельности. Они держатели целей и ресурсов деятельностей на территории. Они имеют собственные деятельностные объективные представления («схемы») территории. Эти деятельностные схемы территории объективны по факту: они подтверждаются реализацией целей. Держатели территориальных целей и ресурсов деятельности должны начать пользоваться «Схемой территориального планирования» – иными словами, на ней полагать цели деятельности. Таким образом, реализация «документа территориального планирования», материальное воплощение «картины будущего» в действительность происходит в процессах пользования. Позиция пользователя участвует в территориальном планировании, оценивая реалистичность, задавая действительность реализации документа территориального планирования. Агенты деятельности, которые осуществляют территориальные изменения, должны быть включены в кооперацию территориального планирования, «встать на позицию» пользователя документа территориального планирования.
Позиция пользователя задает требования к инфраструктурам деятельности, в том числе к инфраструктурам реализации документа территориального планирования.
Позиция «потребителя» – жители территории/поселения, горожане, трудящиеся, представители бизнеса, производства, посетители и пр., которые обеспечивают процессы потребления на территории. Несмотря на некоторую непривычность использования термина «потребитель» по отношению к территории, он точно отражает суть дела. Как производство товара или услуги сегодня не может существовать без потребителя, который выбирает именно этот товар, поддерживая тем самым производство, так и житель территории/города поддерживает поселение своим решением жить именно в этом месте, трудящийся – довольствоваться предложением на территориальном рынке труда, посетитель – выбрать именно эту территорию для временного пребывания. Позиция «потребителя» в кооперации территориального планирования задает территорию как конструкцию потребительских качеств.
Позиция «потребителя» дифференцируется на «типы потребителей». Каждый «тип» задает определенное качество территории. Например, тип «житель» – качество территории в аспекте условий воспроизводства жизни, тип «трудящийся» – качество территориального рынка труда и т.д.
Обратите внимание на то, что представители бизнеса и промышленности могут занимать как позицию потребителя, так и позицию пользователя. Позицию потребителя они занимают тогда, когда фиксируют требования к качеству городской/территориальной среды для воспроизводства деятельности. Позицию пользователя они занимают тогда, когда у них есть собственные проекты, которые создают другое качество среды и их нужно втянуть в процесс территориального планирования, чтобы, во-первых, учесть их проектные намерения, и, во-вторых, чтобы они принимали решения на схеме территориального планирования.
Как отдельную нужно выделять позицию территориальной самоорганизации. Эта позиция по отношению к задачам территориального планирования объединяет «пользователя» и «потребителя». Как позиция «пользователя» (агента деятельности) она формирует механизмы вос/производства жизни/деятельности. Как позиция «потребителя» – включается в процессы воспроизводства/производства. Территориальная хозяйственная самоорганизация84, потребительская кооперация, воспроизводство культуры как «образа жизни», постиндустриальные схемы производства – эти организованности формируют условия деятельности, человеческий капитал деятельности и потребителя продуктов деятельности.
Позиция политика. Территориальное планирование – это всегда политика. Полагание целого, на реализацию которого должны быть направлены общественные ресурсы, это политическое действие. Политическое пространство, в котором возможно построение политики территориального планирования, задается наличием нескольких (минимум двух) конкурирующих версий целого («картин будущего») общественно-территориальной системы и конкурентных направлений использования одних и тех же территориальных ресурсов. Множатся факты, когда документ территориального планирования, разработанный при одном составе муниципального управления, отвергался новым, пришедшим на смену составом. Новые муниципальные управляющие вносили существенные коррективы, а если откорректировать невозможно, заказывали новый документ. Поэтому в кооперацию территориального планирования необходимо включать позицию политика.
Политические позиции в территориальном планировании создают пространство коммуникации и дискуссии по отношению к разным направлениям изменений общественно-территориальной системы. И муниципальный управляющий должен знать, какими оппозициями задается плацдарм политического взаимодействия. Постсоветское общество в целом, и муниципальный управляющий, в частности, должны осваивать культуру политической коммуникации – культуру, предполагающую, что есть другая позиция, и она имеет право на существование.
Таким образом, территориальное планирование – это деятельностная кооперация вышеозначенных позиций. Далее будет показано, что построение такой кооперации для задач территориального планирования муниципального образования – одна из составляющих построения системы муниципального управления.
Рисунок 5.1.2. Кооперативная структура процесса территориального планирования
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание