Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
Учитывая важность и сложность работы с населением, представляется целесообразным на уровне, прежде всего, городского округа и поселения, где Кодекс предписывает проводить публичные слушания по генеральным планам и проектам планировки территории46, принять отдельный нормативно-правовой акт, детализирующий соответствующие положения Кодекса в целях обеспечения всем заинтересованным хозяйственным субъектам и жителям муниципального образования возможность реально участвовать в обсуждении принимаемых нормативных и проектных решений.
Ниже приведены рекомендации по структуре, составу и содержанию такого нормативно-правового акта, который, по нашему мнению, должен включать в себя:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Общественность – граждане (физические лица), их объединения, общественные и другие организации, иные юридические лица, являющиеся пользователями объектов градостроительной деятельности и заявившие о своих интересах в отношении генеральных планов и проектов планировки территории поселения или городского округа в соответствии с регламентом, предусмотренным настоящим актом.
Информирование общественности – деятельность органов местного самоуправления по предоставлению общественности официальной градостроительной информации.
Официальные публичные слушания – обязательная официальная процедура, обеспечивающая для общественности возможность выразить свое мнение в отношении генерального плана, проекта планировки территории по результатам знакомства с доступной, в том числе официальной информацией, проводимая до представления данной документации на утверждение.
Общественная экспертиза – экспертиза проекта, проводимая по инициативе и за средства общественности47.
Альтернативный проект – проектная, научная разработка, выполняемая по инициативе и за средства общественности, не согласной с генеральным планом или проектом планировки территории, и осуществляемая лицензированными специалистами или организациями.
Цели нормативно-правового акта:
предоставить общественности реально участвовать в формировании функциональной и хозяйственной организации городской среды,
повысить эффективность и качество разработки проектов, инвестиционных предложений и программ,
избежать, с одной стороны, произвола со стороны чиновников, а с другой стороны, не допустить бесконтрольного давления и воздействия со стороны общественных организаций и частных лиц на органы власти,
снизить риски долгосрочных инвестиционных проектов,
сделать деятельность, направленную на развитие города, более общественно полезной, а качество городской среды – отвечающим нормативным требованиям и социальным стандартам.
Задача нормативно-правового акта:
Обеспечение прав жителей на информацию о состоянии городской среды и участие в принятии решений по вопросам градостроительного развития и качества городской среды путём разработки специальных правил и процедур, создающих условия для свободного волеизъявления граждан.
Предмет регулирования.
Отношения общественности с органами местного самоуправления, инвесторами, заказчиками и проектировщиками и иными организациями в сфере градостроительной деятельности.
Права общественности на получение информации о состоянии городской среды и участие в принятии решений по вопросам градостроительного развития и качества городской среды.
Уставом и нормативно-правовыми актами муниципального образования гражданам, их объединениям, общественным и иным организациям, юридическим лицам гарантируются права на:
получение официальной градостроительной информации;
проведение публичных слушаний по генеральному плану и проектам планировки территории;
проведение общественной экспертизы генерального плана и проектов планировки территории;
разработку альтернативных проектов;
внесение предложений по изменению и дополнениям в утвержденный генеральный план и проекты планировки территории;
обжалование решений органов местного самоуправления по вопросам градостроительной деятельности.
Получение официальной градостроительной информации.
К официальной градостроительной информации относятся:
Государственное, городское градостроительное законодательство.
Государственные нормативно-правовые акты по градостроительству.
Городские правила землепользования и застройки.
Нормативная документация в строительстве.
Градостроительные договоры, заключаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Утверждённый или представленный на утверждение органам местного самоуправления генеральный план городского округа или поселения, проект планировки территории.
Заключения государственной экспертизы по генеральному плану.
Постановления представительного органа местного самоуправления об утверждении генерального плана или проекта планировки территории.
Перечень организаций и официальных лиц, согласовавших генеральный план или проект планировки территории.
Тематика, сроки и условия проведения публичных слушаний по генеральному плану или проекту планировки территории, протоколы слушаний.
Всякая другая информация, выходящая за требования, указанные в пунктах 1-10 является неофициальной и представляется с согласия держателя информации либо в судебном порядке.
Информация, отнесённая к государственной тайне, представляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Представление официальной градостроительной информации.
Официальную градостроительную информацию предоставляют:
Уполномоченные органы местного самоуправления в области градостроительной деятельности по вопросам: государственного законодательства, местных нормативно-правовых актов по градостроительной деятельности, городским правилам землепользования и застройки, градостроительным договорам, генеральному плану и проектам планировки территории, тематике и срокам публичных слушаний проектов, определённых распоряжением городской администрации;
Органы государственной экспертизы, органы государственного контроля и надзора по вопросам: экспертизы и согласования документации, отнесённым к их компетенции.
Указанные выше органы определяют ответственных должностных лиц и время приёма ими граждан и юридических лиц по официальной градостроительной информации.
Градостроительные информационные центры
Орган местного самоуправления создаёт градостроительный информационный центр обслуживания граждан или юридических лиц по вопросам градостроительной деятельности на подведомственной территории – как один из механизмов реализации настоящего нормативно-правового акта.
Состав материалов проектов, представляемых на экспозицию в информационных центрах, определяется уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности по согласованию с заказчиками и разработчиками проектной документации.
Расходы, связанные с предоставлением проекта в информационный центр, оплачиваются заказчиком проектной документации.
Посещение градостроительных информационных центров гражданами бесплатное. Официальная градостроительная информация предоставляется бесплатно.
Публичные слушания по генеральному плану или проектам планировки территории до представления их на утверждение
Целью публичных слушаний является выявление и документальное оформление общественного интереса в отношении разрабатываемого генерального плана или проектам планировки территории до их представления на утверждение.
Публичные слушания финансируются и обеспечиваются заказчиками генерального плана или проектов планировки территории – своими силами или с привлечением специализированных организаций.
Результаты публичных слушаний входят в обязательный перечень документов, который должен быть рассмотрен представительным органом местного самоуправления, принимающим окончательное решение об утверждении проекта.
Обязательный регламент публичных слушаний включает в себя:
Ознакомление общественности с официальной информацией и другими материалами по обсуждаемому проекту, а также со сроками и регламентом проведения слушаний. Формы ознакомления общественности с предназначенными к обсуждению материалами принимаются в зависимости от предполагаемых масштабов последствий подготовленных градостроительных решений и типа документа. В качестве допустимых форм ознакомления могут иметь место: плакаты, вывешиваемые в официальных учреждениях, людных местах, в районе площадки предполагаемого строительства; письма, направляемые конкретным адресатам; публикации в средствах массовой информации; организованные экспозиции, а также иные формы, предназначенные привлечь внимание и ознакомить с содержанием вопроса заинтересованных лиц и не запрещенные действующим законодательством.
Проведение публичных слушаний путём организации слушаний, путём сбора мнений по поводу экспонированных или опубликованных материалов, путём проведения сплошного или выборочного анкетирования, использования иных форм, не запрещенных действующим законодательством. Продолжительность проведения публичных слушаний устанавливается в соответствии с Градостроительным кодексом.
Фиксацию высказанных суждений (анкеты, звукозапись, лист согласований, письма участников, протокол заседания, иное).
Публикацию заключения по итогам публичных слушаний в СМИ не позднее 20 дней после окончания обсуждения.
Никому не может быть отказано в участии в публичных слушаний на основании места проживания, места работы, должности, расы и на любых иных дискриминационных основаниях.
Лицам, не нарушающим регламент публичных слушаний, не может быть отказано в выражении мнений по обсуждаемому проекту.
Материалы проведенных публичных слушаний хранятся у заказчика проекта в течение всего срока действия документации.
Претензии по нарушению порядка проведения публичных слушаний.
После проведения публичных слушаний в течение 15 дней уполномоченный орган местного самоуправления в области градостроительной деятельности принимает от граждан и юридических лиц претензии по нарушению регламента проведения слушаний, установленных настоящим нормативно-правовым актом.
В случае официального признания нарушений в регламенте проведения публичных слушаний заказчик обязан провести обсуждение повторно. Затраты на проведение повторного обсуждения несет организация или лицо, допустившие нарушение регламента.
В случае если публичные слушания были проведены с соблюдением установленного регламента, претензии не принимаются и результаты могут оспариваться только в судебном порядке.
Разработка альтернативных проектов и внесение изменений и дополнений в утверждённые проекты.
Разработчиком альтернативного проекта может быть любой гражданин или юридическое лицо. Расходы, связанные с разработкой альтернативного проекта, оплачиваются его инициатором.
Инициатор альтернативного проекта обращается в орган местного самоуправления с письменным заявлением о признании его проекта альтернативным. Орган местного самоуправления в установленный срок после получения заявления с учетом уровня разработанного проекта принимают решение о признании проекта альтернативным с представлением его на экспертизу и общественные слушания или отказе с мотивированным обоснованием.
Альтернативный проект разрабатывается, экспертируется и согласовывается в соответствии с действующим законодательством.
СПИСОК ТЕРМИНОВ
Альтернативный проект – проектная, научная разработка, выполняемая по инициативе и за средства общественности, не согласной с генеральным планом или проектом планировки территории, и осуществляемая лицензированными специалистами или организациями.
Вовлечения населения в процесс принятия градостроительных решений – причастность каждого отдельного человека к решению вопросов, непосредственно его касающихся, а именно, вопросов, связанных с развитием мест его проживания и состоянием окружающей среды.
Информирование общественности – деятельность органов местного самоуправления по предоставлению общественности официальной градостроительной информации.
Общественная экспертиза – экспертиза проекта, проводимая по инициативе и за средства общественности48.
Общественность – граждане (физические лица), их объединения, общественные и другие организации, иные юридические лица, являющиеся пользователями объектов градостроительной деятельности и заявившие о своих интересах в отношении генеральных планов и проектов планировки территории поселения или городского округа, в соответствии с регламентом, предусмотренным настоящим актом.
Официальные публичные слушания – обязательная официальная процедура, обеспечивающая для общественности возможность выразить свое мнение в отношении генерального плана, проекта планировки территории по результатам знакомства с доступной, в том числе официальной информацией, проводимая до представления данной документации на утверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание