logo search
Территориальное_планирование_пр2

Особенности согласования документов территориального планирования

Вообще, если говорить о процессе согласования любого документа территориального планирования муниципального образования, то самое главное в нём – выявление тех заинтересованных субъектов градостроительных отношений всех видов и уровней, чьи интересы задеваются или могут быть задеты в процессе реализации проекта и достижение с ними соответствующих договорённостей, позволяющих утвердить конкретный проект и руководствоваться им при осуществлении дальнейшей градостроительной деятельности на своей территории.

Схема 4.6.1. Согласование Схемы территориального планирования муниципального района

Схема 4.6.2. Согласование генерального плана поселения, городского округа

Выявление этих субъектов зачастую представляет собой непростую задачу, которую заказчику необходимо ставить перед разработчиками документов территориального планирования уже на начальной стадии работы, при подготовке технического задания на проектирование.

Градостроительный кодекс содержит принципиальные нормы о том, в каких случаях документы территориального планирования подлежат согласованию, а в каких нет39.

Случаи согласования можно разделить на 4 группы – в зависимости от того, чьи интересы затрагиваются документом территориального планирования – Российской Федерации, субъекта РФ или соседнего муниципального образования. Четвёртая группа включает в себя те случаи, когда согласовывается проект генерального плана с муниципальным районом, в котором находится поселение или городской округ, и, наоборот, схема территориального планирования муниципального района согласовывается с поселениями, которые входят в муниципальный район.

В первом случае проекты схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов подлежат согласованию, если предложения, содержащиеся в проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования РФ планируемых границ:

Во втором случае, при затрагивании интересов субъекта РФ, проекты схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов подлежат согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах которого находится муниципальный район, поселение или городской округ, в случаях если предложения, содержащиеся в проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемой территориального планирования субъекта РФ планируемых:

Третий случай касается соседних муниципальных образований. Проект генерального плана подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, подготовившими проект генерального плана, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении:

Аналогичное согласование происходит при подготовке схемы территориального планирования муниципального района – с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом.

Четвёртый случай – проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, в случае, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение границ земельных участков, находящихся в собственности поселений, а также в части учета правил землепользования и застройки и содержащихся в генеральных планах поселений положений о территориальном планировании. Проект генерального плана поселения подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение, в части учета содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района положений о территориальном планировании.

Абсолютно во всех перечисленных случаях согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения муниципального района, поселения или городского округа, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанные территории, соответственно, России, субъекта РФ, соседнего муниципального образования, муниципального района по отношению к поселениям, в него входящим, и поселения по отношению к муниципальному району.

Единственное отличие заключается в том, что при подготовке проекта схемы территориального планирования муниципального района не проводятся публичные слушания40. Зафиксированный Кодексом принцип участия граждан в осуществлении градостроительной деятельности41 в данном случае реализуется путём предоставления права заинтересованным физическим и юридическим лицам представить свои предложения по проекту схемы в соответствующий орган местного самоуправления.

Обязательной составной частью согласования любого проекта всегда была его государственная экспертиза, проводимая органами экспертизы соответствующего уровня, без положительного заключения которой проект не мог быть окончательно утверждён. Градостроительный кодекс 2004 года в отношении документов территориального планирования поколебал это, казалось бы, незыблемое положение, записав, что «направление проекта документа территориального планирования на государственную экспертизу или получение отрицательного заключения государственной экспертизы проекта документа территориального планирования не является препятствием для утверждения документа территориального планирования»42.

То есть можно констатировать, что Кодексом в отношении определения качества документов территориального планирования отдан приоритет согласованию интересов различных субъектов градостроительной деятельности, нежели соответствия проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории. Данная норма, по нашему мнению, является достаточно спорной, и органам местного самоуправления желательно не экономить средства на проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, касающихся развития своей территории, – как уже неоднократно отмечалось, слишком сложны и многообразны задачи, решаемые этими проектами, чтобы ограничиться их односторонней оценкой.