logo search
Территориальное_планирование_пр2

Градостроительные проблемы муниципальных образований

Постоянной головной болью руководителей муниципальных образований всех уровней является жилищно-коммунальное хозяйство, которое в России сегодня стало мощной политической силой – через отношение к реформе ЖКХ можно чётко определить политическую ориентацию любого заинтересованного лица, а с помощью умело организованной общественности, гневно возмущающейся перебоями в подаче тепла и электричества, можно сместить со своего поста политика любого ранга и звания.

Но кризис ЖКХ, является лишь следствием общего системного кризиса всего нашего общества, а его яркие проявления в последние годы – прямое следствие проводимой в СССР в течение многих десятилетий градостроительной политики, которая проводила в жизнь социальный заказ, определяемый государством. Государство в свою очередь обеспечивало выполнение своего заказа соответствующими капитальными вложениями и натуральными ресурсами, распределяемыми централизовано в рамках плановой экономики.

Российская Федерация получила от РСФСР не только достижения, но и все проблемы, обусловленные спецификой советского периода. Решение этих проблем создаст условия для нового этапа развития российского градостроительства, а значит и для решения проблем жилищно-коммунального хозяйства, которое включает в себя проблему эксплуатации существующего жилого и общественного фонда, развитие и эксплуатацию инженерной инфраструктуры жизнеобеспечения, санитарную очистку и благоустройство городских территорий.

В целом зарегистрированный жилой фонд России в 2003 году составляет 2,85 млрд. кв. м. (19 млн. жилых строений). Из них 62,1% старше 30 лет; 3,1% (88,7 млн.кв.м) – это ветхий и аварийный фонд, в котором проживают более 2,5 млн. человек.

Панельные жилые дома в стране составляют более половины фонда. Расчетный срок их планового капитального ремонта – 30-35 лет. Очевидно, что этот фонд деградирует, теряет потребительские качества, но в то же время, по признанию специалистов, большинство этих зданий на сегодняшний день ещё не исчерпало свой физический ресурс и готово простоять ещё не один десяток лет при условии замены действительно изношенных внутренних коммуникаций. Ясно, что без финансовой поддержки государства обе эти проблемы сейчас решить невозможно.

Состояние инженерной инфраструктуры еще более неудовлетворительно. В целом по стране не менее чем 25% сетей амортизированы полностью, а общий их износ приближается к двум третям. Число аварий выросло за последние 10 лет в 5 раз. Инженерная инфраструктура уже находится в стадии распада и едва удерживается от разрушения, требует незамедлительной замены или серьёзного ремонта.

Очевидно, что массовому вводу жилья и систем жилищно-коммунального хозяйства в пятилетия 60-80-х годов должны сегодня соответствовать такие же темпы капитального ремонта. Однако этого не может произойти, и из эксплуатации по объективным причинам будет выводиться огромный объем потерявших ремонтопригодность зданий и объектов инфраструктуры, построенных в 50-е – 60-е годы прошлого века. Уже начался процесс вынужденного выбытия и вывода из эксплуатации объектов жилья, соцкультбыта, инженерных систем. Этот факт следует принять как задаваемое исходное условие при выработке стратегии развития российского градостроительства на ближайшие десятилетия, без которой мы не сможем решить и проблему жилищно-коммунального хозяйства.

Выработка такой стратегии должна опираться на реальные условия, организационные возможности и ресурсы, которыми могут оперировать градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство. При этом необходимо учитывать, что государство перестало быть активным источником вложений и инвестиций; государственные капитальные вложения сменилось частными инвестициями, рассчитанными на получение текущего коммерческого эффекта; градостроительство почти целиком передано на уровень органов местного самоуправления, которые распоряжаются землеотводами, но не аккумулируют ресурсы для реконструкции и развития своих инфраструктур и жилищно-коммунального хозяйства, в лучшем случае обеспечивая лишь их эксплуатацию; профессиональный уровень и институциональный потенциал градостроительства резко снизились.

Необходим серьезный пересмотр сложившейся практики и кардинальное изменение взгляда на характер сложившегося за последние десятилетия градостроительства, прежде всего на уровне муниципальных образований.

Градостроительное, а по терминологии последнего Градостроительного кодекса – территориальное планирование через инструменты градостроительного зонирования должно определять характеристики объектов, как со стороны государственного заказа, так и предполагаемого спроса населения, поддерживаемого через механизмы ссуд, сертификатов, ипотеки, что является инвестиционным рыночным воздействием на развитие нового облика российских городов и территорий.

Несколько слов нужно сказать и о проблеме утилизации отходов, в полной мере относящейся к вопросам местного значения всех видов муниципальных образований14 и не требующей огромных капитальных вложений, а в большей степени лежащей в организационной плоскости.

Принимая во внимание большую значимость для государства решения вопроса рационального обращения с отходами, необходимо выработать единую государственную политику и систему мер, направленных на её реализацию.

Важное значение в организации санитарной очистки территории имеет наличие как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне муниципальных образований разработанных программ по обращению с отходами, которые содержали бы районирование территории на основе экономически целесообразной межмуниципальной кооперации, с закреплением за каждым муниципальным образованием зоны осуществления им хозяйственной деятельности, связанной с отходами, а также конкретные мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработки всех видов отходов на основе современных технологий мусоропереработки.

С точки зрения градостроителей ясно, что существование мелкомасштабного подхода к решению проблемы управления отходами в регионе (при котором каждый район или город имеют свою самостоятельность, локальную структуру по очистке территории и захоронению отходов) не позволит создать оптимальные условия для внедрения современных методов переработки отходов и, соответственно, минимизации цен на приёмку мусора.

См.: Картосхема 4.3.1. «Создание в Ленинградской области комплексной системы управления отходами: Объемы образования ТБО. Объемы отходов III и IV классов опасности. Расположение иловых площадок. Зонирование территории области»;

Картосхема 4.3.2. «Создание в Ленинградской области комплексной системы управления отходами: Защищенность подземных вод. Схема существующих потоков бытовых и малотоксичных промышленных отходов. Первоочередные мероприятия по размещению объектов переработки и захоронения ТБО. Рекомендации по размещению объектов переработки и захоронения»;

Картосхема 4.3.3. «Комплексная схема территории, прилегающей к Санкт-Петербургу с вариантами размещения земельных участков под строительство полигонов ТБО и заводов по их переработке»;

Картосхема 4.3.4. «Градостроительное обоснование размещения МПК: рабочее проектирование реконструкции и рекультивации полигонов и бесхозных свалок».

Одна из существенных проблем, которой должны заниматься органы власти муниципальных образований и которая также напрямую связана с градостроительством, – это обеспечение безопасности жизнедеятельности населения15.

Современное российское градостроительное законодательство и, прежде всего, Градостроительный кодекс, формулируя основные задачи градостроительной деятельности, значительное внимание уделяет проблеме обеспечения безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ставя её на первое место в перечне принципов устойчивого развития территорий. Конечно, это не случайность, а отражение тех тенденций, которые уже давно проявляются в нашем глобальном мире по отношению к городам, как местам компактного проживания значительного количества людей.

Города, призванные создавать комфортную среду обитания человека, имеют свойство перерождаться, и тогда обычный человек попадает в условия чрезмерно загрязнённой окружающей среды, неблагополучной криминальной обстановки, транспортных проблем, распадающейся жилищно-коммунальной и социальной сферы. Ко всему этому следует добавить и такое зло нашего времени, как терроризм, легко уязвимой мишенью которого в современных условиях становится не только собственно человек, но и сам город, его системы жизнеобеспечения, постоянно усложняющиеся, а значит, всё менее безопасные.

При этом необходимо отметить, что за последнее время в России участились чрезвычайные ситуации, вызванные почти 20-летним невниманием к инфраструктурам жизнеобеспечения, а ведь именно градостроительные проекты, как уже отмечалось выше, являются базовыми работами для проектирования инфраструктур энергообеспечения, водоотведения и водопотребления; инженерной защиты населения от опасных техногенных процессов и природных явлений, для решения проблем транспортного и социального обслуживания населения.

В этой ситуации на первое место выходит поиск способов управления этими сложнейшими системами, какими являются сегодняшние города, повышения уровня безопасности и комфортности проживания. Острота проблемы уязвимости территорий и среды обитания заключается в следующем: