Градостроительные проблемы муниципальных образований
Постоянной головной болью руководителей муниципальных образований всех уровней является жилищно-коммунальное хозяйство, которое в России сегодня стало мощной политической силой – через отношение к реформе ЖКХ можно чётко определить политическую ориентацию любого заинтересованного лица, а с помощью умело организованной общественности, гневно возмущающейся перебоями в подаче тепла и электричества, можно сместить со своего поста политика любого ранга и звания.
Но кризис ЖКХ, является лишь следствием общего системного кризиса всего нашего общества, а его яркие проявления в последние годы – прямое следствие проводимой в СССР в течение многих десятилетий градостроительной политики, которая проводила в жизнь социальный заказ, определяемый государством. Государство в свою очередь обеспечивало выполнение своего заказа соответствующими капитальными вложениями и натуральными ресурсами, распределяемыми централизовано в рамках плановой экономики.
Российская Федерация получила от РСФСР не только достижения, но и все проблемы, обусловленные спецификой советского периода. Решение этих проблем создаст условия для нового этапа развития российского градостроительства, а значит и для решения проблем жилищно-коммунального хозяйства, которое включает в себя проблему эксплуатации существующего жилого и общественного фонда, развитие и эксплуатацию инженерной инфраструктуры жизнеобеспечения, санитарную очистку и благоустройство городских территорий.
В целом зарегистрированный жилой фонд России в 2003 году составляет 2,85 млрд. кв. м. (19 млн. жилых строений). Из них 62,1% старше 30 лет; 3,1% (88,7 млн.кв.м) – это ветхий и аварийный фонд, в котором проживают более 2,5 млн. человек.
Панельные жилые дома в стране составляют более половины фонда. Расчетный срок их планового капитального ремонта – 30-35 лет. Очевидно, что этот фонд деградирует, теряет потребительские качества, но в то же время, по признанию специалистов, большинство этих зданий на сегодняшний день ещё не исчерпало свой физический ресурс и готово простоять ещё не один десяток лет при условии замены действительно изношенных внутренних коммуникаций. Ясно, что без финансовой поддержки государства обе эти проблемы сейчас решить невозможно.
Состояние инженерной инфраструктуры еще более неудовлетворительно. В целом по стране не менее чем 25% сетей амортизированы полностью, а общий их износ приближается к двум третям. Число аварий выросло за последние 10 лет в 5 раз. Инженерная инфраструктура уже находится в стадии распада и едва удерживается от разрушения, требует незамедлительной замены или серьёзного ремонта.
Очевидно, что массовому вводу жилья и систем жилищно-коммунального хозяйства в пятилетия 60-80-х годов должны сегодня соответствовать такие же темпы капитального ремонта. Однако этого не может произойти, и из эксплуатации по объективным причинам будет выводиться огромный объем потерявших ремонтопригодность зданий и объектов инфраструктуры, построенных в 50-е – 60-е годы прошлого века. Уже начался процесс вынужденного выбытия и вывода из эксплуатации объектов жилья, соцкультбыта, инженерных систем. Этот факт следует принять как задаваемое исходное условие при выработке стратегии развития российского градостроительства на ближайшие десятилетия, без которой мы не сможем решить и проблему жилищно-коммунального хозяйства.
Выработка такой стратегии должна опираться на реальные условия, организационные возможности и ресурсы, которыми могут оперировать градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство. При этом необходимо учитывать, что государство перестало быть активным источником вложений и инвестиций; государственные капитальные вложения сменилось частными инвестициями, рассчитанными на получение текущего коммерческого эффекта; градостроительство почти целиком передано на уровень органов местного самоуправления, которые распоряжаются землеотводами, но не аккумулируют ресурсы для реконструкции и развития своих инфраструктур и жилищно-коммунального хозяйства, в лучшем случае обеспечивая лишь их эксплуатацию; профессиональный уровень и институциональный потенциал градостроительства резко снизились.
Необходим серьезный пересмотр сложившейся практики и кардинальное изменение взгляда на характер сложившегося за последние десятилетия градостроительства, прежде всего на уровне муниципальных образований.
Градостроительное, а по терминологии последнего Градостроительного кодекса – территориальное планирование через инструменты градостроительного зонирования должно определять характеристики объектов, как со стороны государственного заказа, так и предполагаемого спроса населения, поддерживаемого через механизмы ссуд, сертификатов, ипотеки, что является инвестиционным рыночным воздействием на развитие нового облика российских городов и территорий.
Несколько слов нужно сказать и о проблеме утилизации отходов, в полной мере относящейся к вопросам местного значения всех видов муниципальных образований14 и не требующей огромных капитальных вложений, а в большей степени лежащей в организационной плоскости.
Принимая во внимание большую значимость для государства решения вопроса рационального обращения с отходами, необходимо выработать единую государственную политику и систему мер, направленных на её реализацию.
Важное значение в организации санитарной очистки территории имеет наличие как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне муниципальных образований разработанных программ по обращению с отходами, которые содержали бы районирование территории на основе экономически целесообразной межмуниципальной кооперации, с закреплением за каждым муниципальным образованием зоны осуществления им хозяйственной деятельности, связанной с отходами, а также конкретные мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработки всех видов отходов на основе современных технологий мусоропереработки.
С точки зрения градостроителей ясно, что существование мелкомасштабного подхода к решению проблемы управления отходами в регионе (при котором каждый район или город имеют свою самостоятельность, локальную структуру по очистке территории и захоронению отходов) не позволит создать оптимальные условия для внедрения современных методов переработки отходов и, соответственно, минимизации цен на приёмку мусора.
См.: Картосхема 4.3.1. «Создание в Ленинградской области комплексной системы управления отходами: Объемы образования ТБО. Объемы отходов III и IV классов опасности. Расположение иловых площадок. Зонирование территории области»;
Картосхема 4.3.2. «Создание в Ленинградской области комплексной системы управления отходами: Защищенность подземных вод. Схема существующих потоков бытовых и малотоксичных промышленных отходов. Первоочередные мероприятия по размещению объектов переработки и захоронения ТБО. Рекомендации по размещению объектов переработки и захоронения»;
Картосхема 4.3.3. «Комплексная схема территории, прилегающей к Санкт-Петербургу с вариантами размещения земельных участков под строительство полигонов ТБО и заводов по их переработке»;
Картосхема 4.3.4. «Градостроительное обоснование размещения МПК: рабочее проектирование реконструкции и рекультивации полигонов и бесхозных свалок».
Одна из существенных проблем, которой должны заниматься органы власти муниципальных образований и которая также напрямую связана с градостроительством, – это обеспечение безопасности жизнедеятельности населения15.
Современное российское градостроительное законодательство и, прежде всего, Градостроительный кодекс, формулируя основные задачи градостроительной деятельности, значительное внимание уделяет проблеме обеспечения безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ставя её на первое место в перечне принципов устойчивого развития территорий. Конечно, это не случайность, а отражение тех тенденций, которые уже давно проявляются в нашем глобальном мире по отношению к городам, как местам компактного проживания значительного количества людей.
Города, призванные создавать комфортную среду обитания человека, имеют свойство перерождаться, и тогда обычный человек попадает в условия чрезмерно загрязнённой окружающей среды, неблагополучной криминальной обстановки, транспортных проблем, распадающейся жилищно-коммунальной и социальной сферы. Ко всему этому следует добавить и такое зло нашего времени, как терроризм, легко уязвимой мишенью которого в современных условиях становится не только собственно человек, но и сам город, его системы жизнеобеспечения, постоянно усложняющиеся, а значит, всё менее безопасные.
При этом необходимо отметить, что за последнее время в России участились чрезвычайные ситуации, вызванные почти 20-летним невниманием к инфраструктурам жизнеобеспечения, а ведь именно градостроительные проекты, как уже отмечалось выше, являются базовыми работами для проектирования инфраструктур энергообеспечения, водоотведения и водопотребления; инженерной защиты населения от опасных техногенных процессов и природных явлений, для решения проблем транспортного и социального обслуживания населения.
В этой ситуации на первое место выходит поиск способов управления этими сложнейшими системами, какими являются сегодняшние города, повышения уровня безопасности и комфортности проживания. Острота проблемы уязвимости территорий и среды обитания заключается в следующем:
Отсутствуют исследования, ставящие в единую системную зависимость градостроительные ситуации, природные особенности, техногенное влияние с эффективностью и надежностью мероприятий по защите территорий, застройки и среды обитания, их недостатками, ошибками, риском возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций.
Отсутствуют прогнозы последствий нарушения естественных связей, определяющих надежность условий жизнеобеспечения.
Отсутствует классификация риска повышения факторов уязвимости в различных природных и техногенных ситуациях.
Испытывается явная недостаточность требований к информационному обеспечению проектных работ, к оценке не только природного комплекса, но и механизма процессов, происходящих в нем после градостроительного вторжения.
Назрела необходимость формулирования состава градостроительных и строительных работ, способствовавших, либо приведших в конкретных природных и градостроительных условиях к проявлению опасности, аварийным и пр. ситуациям.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание