Обеспечение надежности градостроительных систем
Эти положения указывают на актуальность и масштабность проблем обеспечения надежности функционирования градостроительных систем для обеспечения безопасности проживания человека.
Для руководителей муниципальных органов власти и работников муниципалитетов, ответственных за соответствующие направления деятельности, предлагается классификация риска повышения природных и техногенных опасностей, которую необходимо учитывать при принятии решений по развитию поселений и территорий.
Классификация включает в себя четыре блока:
опасных природных процессов;
опасных природно-техногенных процессов;
опасных техногенных процессов.
актов терроризма.
Первый блок необходимо расчленить на две части. Одна охватывает процессы, свойственные, в основном, географическим районам страны – подверженность наводнениям, землетрясениям, наличие вечной мерзлоты, неблагоприятного или опасного потенциала загрязнения атмосферы. Другая часть включает в себя процессы, имеющие определенное территориальное районирование: оползни, карст, провалообразование и просадочность, лавины, радоноопасность, снежные заносы.
Второй блок включает в себя ситуации, складывающиеся в природной среде в результате техногенных вмешательств. Градостроительная практика выдводит на первый план риск проявления природно-техногенных опасных ситуаций в грунте и атмосфере. Основное направление возникновения опасности в грунте определяется способностью конкретных площадок к размыванию грунта в результате протечек в водонесущих инженерных коммуникациях. Наблюдавшиеся аварии указывают на необходимость предвидения и учета вероятности их проявления, соблюдения строгого режима наблюдения за качеством строительства, техническим состоянием инфраструктуры.
Опасные природно-техногенные ситуации в атмосфере происходят в результате неучёта неблагоприятных или опасных метеорологических условий в сочетании с орографией местности, естественными процессами воздухообмена в приземном слое атмосферы районов размещения промышленных объектов с заведомо известным выбросом вредных примесей. Подобные ситуации, к сожалению, многочисленны.
Необходимо подчеркнуть, что из всех оказываемых градостроительной средой видов вредного влияния на человека, законодательно регламентировано лишь санитарно-гигиеническое, Предложенная классификация в дальнейшем развивалась и сегодня представлена СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Конфликтная ситуация заключается в том, что при жесткости установления нормативных санитарно-защитных зон (СЗЗ), полностью отсутствует механизм их реализации в условиях рыночной экономики.
Сегодня власти на местах сложно оказывать давление на руководство предприятий в части расселения жителей, проживающих на территории СЗЗ, и только наличие разработанной и утверждённой в установленном порядке документации территориального планирования может помочь выстроить юридически правильный и эффективный путь решения этой сложной проблемы.
Третий блок – опасные техногенные процессы – связан исключительно с инженерной деятельностью и охватывает широкий круг вопросов. В качестве примера отметим, что практически все окраинные и пригородные земли абсолютного большинства городов используются для размещения садоводств и дач. Значительная часть этих земель загрязнена тяжелыми металлами. Несмотря на это, отсутствуют санитарно-гигиенические ограничения либо запрещения по использованию этих земель для выращивания ягод и корнеплодов. Проблема остро социальна, ибо связана со здоровьем детей и взрослых и требует признания. В сложившейся ситуации выходом для руководства муниципального образования является наличие всё той же документации территориального планирования, в которой должны быть определены границы «…территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера…»16.
Четвёртый блок – акты терроризма – стал актуален на рубеже тысячелетий, так как объектами террористических атак всё чаще становятся не отдельные люди, а градостроительные объекты, не имеющие абсолютно никакой защиты к подобному воздействию, – жилые дома, общественные здания, пассажирские поезда, линии метрополитена, объекты инженерной инфраструктуры и т.п. Данный вопрос в подобной плоскости ещё не ставился, но думается, что не только политики и спецслужбы, но и специалисты-градостроители должны искать на него ответ.
Таким образом, выявление и предвидение перечисленных выше опасностей в градостроительстве неразрывно связаны с проблемами обеспечения устойчивого развития населенных мест и должны рассматриваться при градостроительном проектировании, а градостроительные решения формирования застройки городов, расположенных в районах соответствующих рисков, должны быть расширены и усовершенствованы применительно к условиям возникновения чрезвычайных ситуаций – через обновлённую, на основе действующего законодательства, нормативно-правовую базу.
В завершение темы, посвящённой градостроительной деятельности и муниципальным образованиям, следует ещё раз подчеркнуть, что активное вовлечение инвестиционных ресурсов в развитие экономики любой области и её муниципальных образований, сдерживается по многим причинам, но одной из главных причин является отсутствие необходимой документации территориального планирования, а также нормативных правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность на территории области и ее муниципальных образований.
Отсутствие или устаревание документации территориального планирования и актуализированных топографо-геодезических материалов, отсутствие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности не позволяют эффективно управлять территориями и поселениями, порождают различного рода правонарушения, препятствуют реализации прав граждан и юридических лиц на благоприятную среду жизнедеятельности и участие в осуществлении градостроительной деятельности, гарантируемых федеральным градостроительным и земельным законодательством.
Учитывая необходимость разработки документации территориального планирования для всех муниципалитетов страны в определенные законодательством сроки17, основываясь на имеющемся практическом опыте, можно рекомендовать разработку на уровне субъектов Российской Федерации «Комплексных программ обеспечения муниципальных образований области документами территориального планирования», назначением которых являлась бы организация системной и планомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации норм градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации, разработке нормативных правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность, разработке документов территориального планирования и организации ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности на территории области.
В рамках Программы должно быть оценено состояние существующей базы документов территориального планирования области и потребность в их разработке, цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы, ресурсное обеспечение программы, механизмы её реализации, даны предложения по организации управления Программой и контролю за её реализацией, проведена оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы, приведены затраты на осуществление намеченных мероприятий, а также типовые задания на разработку документов территориального планирования и других проектов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Примерная структура «Комплексной программы обеспечения муниципальных образований области документами территориального планирования» приведена в Дополнительных материалах (приложение № 1).
СПИСОК ТЕРМИНОВ
Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Опасные природные процессы – процессы, свойственные, в основном, географическим районам страны, – подверженность наводнениям, землетрясениям, наличие вечной мерзлоты, неблагоприятного или опасного потенциала загрязнения атмосферы, а также процессы, имеющие определенное территориальное районирование: оползни, карст, провалообразование и просадочность, лавины, радоноопасность, снежные заносы.
Опасные природно-техногенные процессы – ситуации, складывающиеся в природной среде в результате техногенных вмешательств, в первую очередь градостроительная практика выделяет риск проявления природно-техногенных опасных ситуаций в грунте и атмосфере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
Аникеев В.В., Владимиров В.В. Градостроительные проблемы совершенствования административно-территориального устройства / Труды РААСН. – М.: УРСС, 2001.
Щитинский В.А., Романовская Н.В., Основные принципы управления отходами в Ленинградской области / Материалы VI Международного экологического форума «Экология большого города». Каталог Ленэкспо. – СПб, 2006.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1, п. 2.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ по состоянию на 10 февраля 2007 года, ст. 8.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание