logo search
Территориальное_планирование_пр2

Концепция «креативного города»

Концепция «креативного города» разработана Чарльзом Лэндри – концептуального лидера в сфере использования культурных проектов для возрождения городов.

По определению Ч. Лэндри, креативные города – такие города, которые в течение десятилетий или столетий вновь и вновь изобретали себя заново, приспосабливаясь к новым условиям. Мир меняется – города так же должны меняться. Ч.Лэндри предложил переносить качества естественно сложившихся креативных городов на проблемные города.

Качества креативного города:

Главные тренды меняющегося мира:

В книге описаны подходы к «творческому мышлению», «творческому планированию» и «творческому действию». В совокупности они образуют новый подход к городскому планированию.

Ключевая идея книги: необходимо стимулировать распространение лидерства, способствовать появлению множества лидеров. Более 1% населения города должны чувствовать себя лидерами и действовать соответствующим образом. В городе с населением 100000 должно быть 1000 лидеров, в миллионном городе – 10000.

Креативный город – это город, который преодолел границы между дисциплинами, департаментами, культурами, социальными группами, районами города, секторами экономики и т.п..

Ч. Лэндри предлагает модель внедрения креативности, состоящую из этапов:

1. Расширение возможностей воспроизводства идей и проектов

2. Претворение идей в реальность

3. Создание сетей, циркуляция и маркетинг

4. «Платформы доставки»

5. Распространение, рефлексия, оценка

Ч. Лэндри подчеркивает важность общественных «креативных пространств» – зданий, комплексов и целых кварталов, которые принято называть культурными кварталами.

Ч. Лэндри выделяет ряд будущих источников креативного обновления городов:

1. Одновременное формирование этических и экономических ценностей.

2. Перенос акцента с «материальных» факторов на «нематериальные».

3. Получение большего результата при меньших затратах ресурсов.

4. Межкультурное взаимодействие.

5. Признание ценности разных точек зрения.

6. Творческое сочетание старого и нового.

7. Обучающийся город – следующий шаг после креативного города.

В книге содержится квинтэссенция практического опыта автора – более 100 проектов в 30 странах мира. Вот выдержки из описания проекта регенерации центрального района Рура – «Инновация в консервативном окружении (Эмшер-парк)»: «Экологическое наследство, оставленное индустриализацией пейзажу Рура – предельная деградация, горы шлака, трубы, упирающиеся в небо… Господство крупных корпораций оказало ослабляющее воздействие на предпринимательство и малый бизнес, и область Рура погрязла в полуфеодальной ментальности старого корпоративизма… Процесс регенерации был призван не просто отремонтировать здания и восстановить испорченный пейзаж; он должен был обновить дух региона, чья монокультура угля и стали, пришедшая в упадок в конце ХХ века, оставила неизгладимый след в сознании людей»92.

Подход «креативного города» очень актуален для России: моногорода и монотерритории нуждаются в «обновлении духа».

СПИСОК ТЕРМИНОВ

Имиджевый маркетинг – это создание яркого и актуального имиджа города/территории и его продвижения, «подача» города/территории как специфического товара.

Концепция «креативного города» – предполагает перенос качеств естественно сложившихся креативных городов («мировых городов») на проблемные города. Концепция предлагает искусственно культивировать адаптивность к меняющимся условиям, формировать понимание своего положения в современной «системе координат», определять свое будущее место в меняющемся мире.

Концепция урбоэкологии – рассматривает городское жилье и рабочие места в процессе устойчивого развития урбанизированной среды в культурном, технологическом и эстетическом аспектах.

Маркетинг территории – это проектирование места, которое будет удовлетворять потребностям целевых рынков, которое нравится жителям и бизнесу и оправдывает ожидания туристов и инвесторов.

Многофункциональность – это современная тенденция городского планирования, предполагающая уход от строгого функционального зонирования к комплексной, сложной реальности городского пространства со смесью разных функций в одно и то же время, в одном месте.

Новый урбанизмподход к градостроительству, где за основу взяты облик и ценности традиционной городской общины.

Прагматический подход – это подход к городскому пространству как одному из разновидностей товара, который архитектор продает на рынке проектных услуг.

Средовой подход – это подход к планированию, в котором городская среда выступает как единство материального и духовного начал города.

Тематический парк – это конкурент традиционным городам с большим количеством историко-культурных достопримечательностей. Модель тематических парков – уникальный микромир со своим настроением и колоритом, с использование высоких технологий, благодаря которым посетители испытывают острые ощущения и получают яркие впечатления.

Экодеревня – это социально-техническая система, которая обеспечивает включение в существующую природную экосистему без ущерба для поселений: с локальной переработкой мусора, канализационных вод, безотходной технологией для тепло- и водоснабжения, энергосбережением, использование солнечной энергии.

Экоцикл – это идея изменения проектной идеологии от линейной к цикличной: ресурсы должны изыматься, использоваться и затем перерабатываться вновь. Противостоит «линейной идеологии»: ресурсы изымаются, используются городом, а затем выбрасывались как мусор.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

  1. http://magazine.dm-realty.ru/doc/articles/id_10650/index.aspx (Смирнов А. Таланты и поклонники новых идей градостроительства).

  2. http://www.irn.ru/articles/9276.html (Чеснокова М. Рождение мегаполиса).

  3. http://www.koridor.com.ua/news3732.html (Потаев Г. Экологическая реновация общественных центров городов).

  4. http://www.niitag.ru/info/doc/?100 (Птичникова Г.А. Эволюция идей прагматизма в архитектуре Запада (на примере США и Швеции). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры, М., 2005).

  5. http://www.usconsult.ru/b_041.html (К. и Р. Канаян. Разработка концепции торговых центров).

  6. Джекобс Д. Закат Америки. Впереди Средневековье./ Пер. с англ. В.Л. Глазычев. – М.: Издательство «Европа», 2006 – 264 с.

  7. Котлер Ф, Асплунд К, Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы, страны Европы – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.

  8. Линч К. Образ города / Пер. с англ. В.Л. Глазычева / Сост. – А.В. Иконников/ Под ред А.В. Иконникова. – М.: Стройиздат, 1982. – 328 с.

  9. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве/ Пер. с англ. В.Л. Глазычева / Под ред. Иконникова А.В. – М.: Стройиздат, 1986. – 264 с.

  10. Лэндри, Чарльз. Креативный город. Институт культурной политики. М., 2005.

  11. Птичникова Г.А. Градостроительство и архитектура Швеции. 1980 – 2000. – СПб.: Наука, 1999 – 199 с.

  12. Цапенко И. Перспективы научных парков в России // «Мировая экономика и международные отношения» – 1998, № 9.