logo search
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Правовая статистика / Правовая статистика_Савюк_04

§ 5. Система статистической отчетности

197

ся число дел, по которым внесены представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

При анализе деятельности судов по рассмотрению уголовных дел необходимо знать показатели отчета о следственной работе, поскольку судебные отчеты по форме № 1 и форме № 4, по су­ществу, отражают продолжение работы по делам, количественная характеристика которых дана в следственном отчете. Необходимо сопоставлять показатели этих отчетов, с тем чтобы своевремен­но исключить возможные ошибки при составлении статистичес­ких отчетов.

Все статистические данные, указываются за период, в течение которого приняты решения по делу или материалу.

В полном объеме всеми органами прокуратуры и внутренних дел, начиная с районного звена, отчет представляется два раза в год: за первое полугодие и за год.

В связи с трудоемкостью ручной обработки на всех этапах фор­мирования отчета по форме 1-Е частыми случаями нарушения кон­трольных равенств и других искажений при ее заполнении, задерж­ками в связи с пересылками отчетов по почте и с целью созда­ния возможностей для более глубокого анализа оперативной об­становки в 1993—1995 гг. МВД России и Прокуратура РФ в ряде областей (Калужской, Смоленской и Воронежской) провели экс­перимент по автоматизации в правоохранительных органах Рос­сийской Федерации учета и статистической отчетности «О след­ственной работе», итоги которого позволили усовершенствовать статистическую отчетность в этом направлении.

Отчет о работе прокурора (форма П). Система его показате­лей построена на основе Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Фе­дерации «О прокуратуре Российской Федерации». В отчете отра­жается деятельность прокурора по надзору: 1) за исполнением за­конов федеральными министерствами и ведомствами, представи­тельными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ­ления, органами военного управления, органами контроля, их долж­ностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) за соблюдением прав и свобод человека; 3) за исполнением законов органами, осуществляющими опера­тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное след­ствие; 4) за рассмотрением уголовных и гражданских дел в судах; 198 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

5) за исполнением законов администрациями органов и учреж­дений, исполняющих наказание, и назначением судом мер при­нудительного характера администрациями мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу.

В соответствии с указанным законом (ст. 51) на Генераль­ную прокуратуру РФ возложена разработка совместно с заинте­ресованными министерствами и ведомствами системы и мето­дики единого учета и статистической отчетности о состоянии пре­ступности, раскрываемости преступлений, о следственной рабо­те и прокурорском надзоре, а также установление единого по­рядка формирования и представления отчетности в органах про­куратуры.

В отчете прокурора в отдельный раздел выделена работа по рас­смотрению и разрешению жалоб граждан.

Отчеты и главные показатели составляются на основании ус­тановленных в органах прокуратуры и внутренних дел докумен­тов первичного учета работы прокуроров, следователей, дознава­телей.

Учетные данные, подлежащие включению в отчеты, проверя­ются с точки зрения их полноты и достоверности по документам первичного учета, журнальным записям, наблюдательным произ­водствам, сверяются с наличием уголовных дел в производстве, а также прекращенных или приостановленных.

В органах внутренних дел и прокуратуры установлены и дру­гие формы отчетности, отражающие различные стороны их дея­тельности.

Кратко остановимся на статистической отчетности судебных органов, освещающей деятельность судов по рассмотрению уголов­ных и гражданских дел.

Основным звеном судебной системы является районный суд, с которого и начинается формирование судебной статистической отчетности. Именно по этой причине отчетность районного суда — самая подробная по сравнению с отчетностью кассационной и надзорной инстанций.

Районные суды представляют статистические отчеты в отделы юстиции исполнительных органов власти области (республики, края, области) по следующим основным формам:

форма № 1 — отчет о работе судов первой инстанции по рас-смртрению уголовных дел;