logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Правовая статистика / Правовая статистика_Савюк_04

§ 2. Основные сведения из истории судебной статистики советского периода

139

ления; б) карточек на лиц, совершивших преступления; в) специ­ального талона по уголовному делу, в котором отражалось движе­ние каждого уголовного дела и результаты расследования. Впослед­ствии была установлена единая отчетность с показателями состо­яния преступности как для органов охраны общественного поряд­ка, так и для органов прокуратуры, заполняемая на основании ука­занных карточек органами Министерства охраны общественного по­рядка (МООП), начиная с областного звена. Она представлялась вышестоящим органам МООП и соответствующим прокуратурам.

В этот же период ЦСУ утвердило разработанный Прокурату­рой СССР единый статистический отчет по ведению следствия и до­знания с выделением в нем данных по следственному аппарату про­куратуры, следственному аппарату органов охраны общественно­го порядка и органам дознания (милиции) и отчетность о рабо­те прокурора. Была усовершенствована и отчетность судов: в нее внесены изменения, направленные на координирование показа­телей отчетности судов с отчетностью прокуратуры. В отчетнос­ти судебных органов, помимо данных о числе осужденных и оп­равданных судами, важное место заняли данные о мерах уголов­ного наказания (по видам преступлений). Она включила также дан­ные о кассационном и надзорном рассмотрении дел.

В этот же период ЦСУ совместно с ВЦСПС предприняли по­пытку разработать методику учета правонарушений, не влеку­щих по закону уголовной ответственности и рассматриваемых в товарищеских судах, комиссиях по делам несовершеннолетних и в административных комиссиях исполкомов местных органов вла­сти, а также учета других отрицательных явлений (больных алко­гольным психозом, алкоголизмом, наркоманией).

Однако если методика учета правонарушений заинтересован­ными ведомствами была согласована, то по вопросу о порядке про­хождения отчетности согласованности не было достигнуто.

Рассмотрение материалов о значительной части администра­тивных правонарушений осуществлялось в тот период должност­ными лицами отраслевых органов государственного управления без обращения в административные комиссии.

По ряду министерств и ведомств сведения в целом по Союзу ССР о числе выявленных проступков и примененных к виновным мерах административного воздействия содержались в отчетах о ра­боте соответствующих органов, представляемых в министерства и ве­домства СССР по утвержденным ЦСУ СССР формам.

Существовавшие формы отчетности давали определенный ма­териал для анализа административных правонарушений лишь в отдельных отраслях управления и не могли осветить общей кар­тины совершаемых в стране административных правонарушений. Кроме того, эти сведения, получаемые министерствами, не впол­не были сопоставимы и, как правило, не содержали данных, ха­рактеризующих правонарушителей.

В соответствии с решениями директивных органов в 1988 г. статистика правонарушений вновь была сосредоточена в системе Гос­комстата СССР. Работа осуществлялась Отделом моральной ста­тистики численностью 5 человек в составе Управления социальной статистики, в котором постепенно стала соредоточиваться свод­ная информация о преступности, административных правонару­шениях и иных негативных явлениях.

Появились возможности комплексного анализа данных пра­вовой статистики во взаимосвязи с соответствующими показате­лями других отраслей статистики; совместно с отраслевыми ми­нистерствами (ведомствами), соответствующими научными под­разделениями вырабатывать единые методологические подходы при разработке и учете отдельных показателей; используя имеющие­ся в Госкомстате опыт и базу, наладить альтернативное изучение деятельности правоохранительных органов путем специально ор­ганизованных опросов населения. С этого времени систематиче­ски (два раза в год) анализируются и публикуются данные о состо­янии преступности и судимости в стране. Освещаются такие вопросы, как внешняя миграция в СССР, хищения народнохо­зяйственных грузов на транспорте, преступления против собст­венности, преступность в молодежной среде, пожары и их послед­ствия, правовая защищенность граждан, вымогательство и т.д. Сов­местно с МВД, Минюстом и Прокуратурой СССР Госкомстатом разработана система показателей моральной статистики, разра­ботаны методологические подходы определения латентной пре­ступности и международных сопоставлений данных о преступно­сти, проведен ряд единовременных выборочных обследований раз­личных категорий населения об отношении к отдельным видам правонарушений и деятельности правоохранительных органов и др. Однако по-прежнему оставался нерешенным ряд острых про­блем. Среди первоочередных разработка методологии и органи­зация контроля достоверности данных, представляемых правоохра­нительными органами. Эти проблемы остались животрепещущими 140