logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Правовая статистика / Правовая статистика_Савюк_04

100 Глава II. Правовая статистика и ее значение в обеспечении режима законности_____

Уголовное право, например, дает критерии, позволяющие от­делить преступное поведение от непреступного; отнесение конкрет­ного деяния к числу преступных осуществляется процессуаль­ным решением. Таким образом, уголовное право и уголовный про­цесс очерчивают границы преступности — объекта наблюдения уго­ловно-правовой статистики.

Предоставляя указанным наукам соответствующие данные о количественно-качественных параметрах преступности, их из­менении во времени и пространстве, о работе органов уголовной юстиции, правосудия, статистика способствует тем самым разви­тию этих наук, их постоянной связи с практикой. Так, например, данные уголовно-правовой статистики (как и криминологичес­кая информация в целом) позволяют уточнить эффективность дей­ствия соответствующих уголовно-правовых норм и учесть эти показатели в процессе правотворчества, при корректировке уго­ловного закона, т.е. криминализации или декриминализации де­яний.

Что касается криминологии, то проводимые ею изучения пре­ступности — это всегда статистико-криминологические исследо­вания, на базе которых анализируются и оцениваются ее особен­ности в каждый конкретный период времени. Они призваны об­наруживать рассогласование между количественными и особенно качественными характеристиками преступности и уголовно-пра­вовой политикой государства. Уголовно-правовая политика явля­ется отражением скорее внутренней политики государства, чем тен­денций современной преступности. Статистико-криминологиче­ские показатели — надежные индикаторы, предупреждающие об­щество о том, что существующие нормы закона уже неадекватны требованиям современного общества и нужна их соответствующая корректировка.

В условиях резко изменившейся ситуации в стране стратеги­ческие задачи, стоящие перед уголовно-правовой политикой, ос­таются неизменными и требуют лишь скорейшего осуществления: через разработку общенациональной программы государствен­ного контроля над преступностью (Основ государственной поли­тики в области борьбы с преступностью), системную реформу за­конодательства криминального комплекса, коренную перестрой­ку органов уголовной юстиции и судебной системы — переход к ка­чественно иным, более надежным и цивилизованным формам уго­ловно-правового контроля над преступностью.