logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Правовая статистика / Правовая статистика_Савюк_04

§ 4. Единый учет преступлений и документы первичного учета

193

веренностей, завещаний, выдача свидетельств о праве собствен­ности на долю в обшем имуществе супругов и т.д.).

Формы реестров регистрации нотариальных действий, как и все нотариальное делопроизводство, устанавливаются Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

В последние годы, особенно после принятия новых законов о соб­ственности, земле, приватизации, Гражданского кодекса (двух частей), значительно расширилась сфера деятельности нотариата, появились новые виды гражданско-правовых отношений, требую­щих нотариального оформления, резко возросло общее количест­во нотариальных действий. Теперь визит к нотариусу становится обя­зательным во многих житейских делах. 11 февраля 1993 г. приня­ты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате!. Новое законодательство возлагает на нотариусов удостоверение от­чуждения квартир, жилых домов, дорогостоящего имущества, ав­тотранспорта. В дальнейшем предстоит удостоверение сделок, свя­занных с приобретением права собственности на землю, землеполь­зованием и землевладением. Законодатель отводит нотариусу очень важную роль в преобразовании отношений собственности на сред­ства производства путем приватизации государственных и муни­ципальных предприятий, в деле обеспечения правовой защиты иму­щественных интересов граждан и юридических лиц в условиях формирования рыночных структур и отношений.

Естественно, надлежащая постановка первичного учета всех нотариальных действий — важная гарантия обеспечения защиты как конституционных прав и интересов граждан и юридических лиц, с одной стороны, так и контроля за деятельностью нотари­альных контор, с другой стороны.

Органы записи актов гражданского состояния (загс), осуще­ствляя статистическое наблюдение за демофафическими процес­сами в стране, используют также списочные формуляры — кни­ги регистрации актов гражданского состояния. Органы загса производят регистрацию семи видов актов: о рождении, смер­ти, заключении брака, расторжении брака, об установлении отцовства, усыновлении (удочерении), о перемене фамилии, имени, отчества.

Книги регистрации актов фажданского состояния содержат в се­бе сведения, относящиеся к личности родившихся, умерших,

1 См.: ВВС РФ. № 1993. № 10. Ст. 357.

вступивших в брак, расторгших брак. На основе информации, со­держащейся в этих книгах, составляются статистические отчеты.

Показатели статистических отчетов загсов имеют значительный познавательный интерес, на их основе проводится большая иссле­довательская работа демографами, социологами, юристами, эко­номистами и другими специалистами для подготовки предложе­ний по разработке социальных программ.

Документами первичного учета в судебно-экспертных учрежде­ниях являются учетные карточки по экспертному производству, ре­гистрационные журналы и книги учета работы судебно-эксперт­ных учреждений. Объем фиксируемой в них информации обеспе­чивает составление отчета о работе этих учреждений.

За полноту й правильность данных, вносимых в учетную до­кументацию, несет ответственность эксперт.

Для учета многофанной деятельности адвокатуры по оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам, в от­правлении правосудия, в соблюдении конституционной законно­сти во всех коллегиях адвокатов введены регистрационные карточ­ки на совет, заявление, соглашение о ведении уголовных и фаж-данскихдел.

Эти документы, являясь основной формой финансовой отчет­ности адвокатов, служат одновременно и документами первично­го статистического учета в юридических консультациях.

Порядок заполнения документов первичного учета в указан­ных органах регулируется ведомственными инструкциями, со­гласно которым контроль за их ведением возлагается на руково­дителя соответствующего органа.

Современная криминогенная ситуация свидетельствует, что, несмотря на отсутствие на. территории бывшего СССР единого за­конодательного просфанства, в странах СНГ сформировались организованные преступные группировки. Отсутствие границ, как и их прозрачность, способствует росту ненаказуемости пре­ступности. В этой обстановке участники СНГ должны как мож­но бысфее на межгосударственном уровне урегулировать инфор­мационные отношения в области сбора, накопления, хранения и ис­пользования унифицированной информации (объединенных бан­ков данных о преступлениях и лицах, их совершивших) в сфере обеспечения правопорядка. Именно такой императив содержит­ся в рекомендательном законодательном акте «О принципах ре­гулирования информационных отношений в государствах — уча194 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

стниках Межпарламентской Ассамблеи», принятого постановле­нием Межпарламентской Ассамблеи участников Содружества Не­зависимых Государств 23 мая 1993 г. (ст. 6)'.