logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Правовая статистика / Правовая статистика_Савюк_04

§ 6. Точность, ошибки и метода контроля данных статистического наблюдения 203

Во-вторых, при фиксации информации о явлениях и процес­сах общественной жизни вполне допустимы погрешности в дости­жении полноты и точности информации. Повышение степени точности и полноты требует увеличения ее количества и разно­образия, что связано с серьезными экономическими вложения­ми. В информационном обеспечении управления с неизбежнос­тью наступает момент, когда детальная, более полная информи­рованность стоит дороже, чем неинформированность1.

Расхождение между расчетным и действительным значением изучаемых величин, полученных при наблюдении, принято назы­вать ошибками наблюдения.

Чтобы избежать ошибок наблюдения, минимизировать их, необходимо: тщательно составить инструментарий наблюдения; обес­печить качественное обучение и инструктаж персонала, кото­рый будет проводить наблюдение. Однако, учитывая массовый ха­рактер статистического наблюдения и сложность его содержа­ния, необходимо наряду с этим организовать специальные част­ные или сплошные контрольные проверки правильности запол­нения статистических формуляров, провести логический и ариф­метический контроль полученных данных после окончания сбора информации.

В зависимости от причин возникновения ошибки наблюдения подразделяются на три вида: а) ошибки измерения; б) ошибки репрезентативности; в) ошибки регистрации.

Ошибки измерения (е) — разность между результатом измере­ния значения явления (х) и истинным значением (X): г=х-Х. Как и последующие ошибки, ошибки измерения объединяются в две группы: 1) систематические, которые при данных условиях про­ведения измерения имеют вполне определенное постоянное зна­чение (например, ошибка измерительного прибора); 2) случай­ные, которые являются результатом взаимодействия большого числа незначительных в отдельности факторов и имеют в каждом случае различные значения.

Ошибки репрезентативности — расхождения между показате­лями выборочной и генеральной совокупности, возникшие вслед­ствие того, что выборочная совокупность недостаточно полно воспроизводит (репрезентирует) совокупность генеральную, хо-

1 См.: Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975. С. 139 и след.

204 Глава N. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

тя установление и регистрация фактов были произведены точно. Они присущи только несплошному наблюдению.

Ошибки регистрации представляют собой расхождение между сведениями, записанными в формуляры наблюдения (документы первичного учета и статистической отчетности), и фактическим положением в исследуемой совокупности. Они могут быть как в сплошном, так и в несплошном наблюдении.

Как уже отмечено, ошибки регистрации могут быть случайны­ми и систематическими.

Случайные — это следствие невнимательности, небрежности при заполнении формуляра наблюдения или подсчете итогов.

Систематические ошибки подразделяются на преднамеренные и непреднамеренные.

Преднамеренные ошибки — сознательные, тенденциозные иска­жения. К ним относятся нарушения порядка представления госу­дарственной статистической отчетности, выразившиеся в непред­ставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения статистических наблюдений, искажении отчетных данных или на­рушении сроков представления отчетов, допускаемые некоторыми недобросовестными руководителями при составлении отчетности.

Для пресечения преднамеренных ошибок статистического на­блюдения Законом РФ от 13 мая 1992 г. «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистичес­кой отчетности» руководители и другие должностные лица пред­приятий, учреждений, организаций и объединений независимо от форм собственности привлекаются к административной ответст­венности в виде предупреждения или штрафа в размере от трех­кратного до десятикратного установленного законом размера ми­нимальной месячной оплаты труда.

Кроме того, предусматривается возмещение органам статис­тики ущерба, возникшего в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных дан­ных или нарушении сроков представления отчетности1. В соответ­ствии с постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1992 г. Госкомстат России разработал и 14 августа 1992 г. утвердил По­ложение о порядке представления государственной статистичес­кой отчетности в Российской Федерации2.

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Вер­ховного Совета Российской Федерации. 1992. № 27. Ст. 1556-1557.

2 См.: Вестник статистики. 1992. № 11.