logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Правовая статистика / Правовая статистика_Савюк_04

§ 3. Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки. Виды выборки 435

— число единиц, взятых для выборочного обследования, долж­но быть достаточно большим;

— выбор единиц наблюдения должен быть случайным, т.е. каж­дая единица изучаемой совокупности должна иметь равнозначную вероятность попасть в выборку;

— выбор должен быть произведен из всех частей изучаемой со­вокупности (например, из всех категорий обследуемых преступ­лений);

— выбор не должен зависеть от количества и значения при­знаков, которыми обладают единицы совокупности.

По способу организации различают следующие виды выборок: собственно случайную или простую, типическую, механическую, серийную. По степени охвата единиц исследуемой совокупности различают большие и малые выборки.

В зависимости от способа отбора единиц различают:

1) отбор по схеме возвращенного шара, обычно называемый по­вторной выборкой. При повторном отборе вероятность попадания каждой отдельной единицы в выборку остается постоянной, так как после отбора какой-то единицы (шара) она (он) снова воз­вращается в совокупность (в урну) и снова может быть выбрана (выбран);

2) отбор по схеме невозвращенного шара, называемый бес­повторной выборкой. В этом случае каждая отобранная единица не возвращается обратно, и вероятность попадания отдельных еди­ниц в выборку все время изменяется (для оставшихся единиц она возрастает) (схема 1).

Первоначально сложился простой случайный отбор единиц на­блюдения, основанный на случайном отборе единиц для выбороч­ного наблюдения из всей генеральной совокупности в целом. Иногда этот способ называют выборкой собственно случайной в от­личие от других видов выборки (например, типической, серийной), которые также в конечном счете основаны на случайном отборе.

Случайная выборка обычно проводится с помощью жеребьев­ки или при помощи таблиц случайных чисел.

Проиллюстрируем это на примере отбора присяжных заседа­телей, институт которых ныне утверждается в российских судах. Они отбираются из граждан России, достигших 25-летнего воз­раста, внесенных в списки избирателей, составляемых при под­готовке к выборам в представительные органы или к референ­думам. Из их числа исключаются также те, кто не отвечает ря436____Глава XI, Выборочное наблюдение и его применение в правовой статистике

Схема

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Виды

1

Собственно случайный

Типический

отбора

Системати­ческий или механичес­кий

Повторный

1

О ш

Бесповтор­ный

I

1

Серийный, иногда кла­стерный

Комбиниро­ванный

ибки выборки

Репрезента­тивности

Предельная

Средняя

ду других требований, установленных в ст. 80 Закона РСФСР «О су­доустройстве РСФСР»1 (например, наличие судимости, дефек­тов здоровья, которые не дают возможности выполнять функции присяжного, невладение языком, на котором ведется судопро­изводство в данной местности, возрастной ценз — старше 70 лет, занимающие перечисленные в законе должности, например, су­дьи, прокурора, следователя, руководящего или оперативного ра­ботника органов внутренних дел либо ФСБ, нотариуса; ими не могут быть военнослужащие, священнослужители, а также дру­гие лица, о которых сказано в упомянутой ст. 80 Закона о судо­устройстве).

Отбор отвечающих этим требованиям кандидатов в присяжные заседатели проходит несколько этапов.

На первом определяется число кандидатов в присяжные засе­датели, необходимое для того суда, где возможно рассмотрение уго­ловного дела с их участием. Делает это председатель соответству­ющего краевого, областного или городского (федерального под­чинения) суда с помощью подчиненных ему сотрудников канце­лярии, ориентируясь на нагрузку (объем работы) суда в предше­ствующие годы.

1 См.: ВВС РФ. 1993. № 3. Ст. 1313.

____§ 3. Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки, Виды выборки 437

О требуемом числе присяжных заседателей председатель суда сообщает главе администрации края, области или города. Послед­ний поручает определить, сколько кандидатов в присяжные засе­датели должно быть отобрано от каждого района или города с учетом числа зарегистрированных там избирателей.

На основе полученной заявки администрация района (города) или орган местного самоуправления образуют комиссию в соста­ве представителей трудовых коллективов и общественных объеди­нений, а также представителей правоохранительных органов, ор­ганов здравоохранения и др. (последние помогают комиссии вы­явить лиц, которые по закону не должны включаться в списки кан­дидатов в присяжные).

Используя списки избирателей районов (городов), комиссия на основе принципа равновозможности методом случайной выборки производит из них отбор кандидатов в присяжные заседатели. Это значит, что лица, включаемые в списки кандидатов в присяжные, ни в коем случае не могут отбираться по каким-то заранее задан­ным признакам (в зависимости, например, от должностного по­ложения кандидата, его возраста, образования, пола, принадлеж­ности к общественным объединениям, убеждений, отношения к религии и т.д.).

Важный этап — установление пропорции отбора, которая оп­ределяется соотнесением объемов выборочной и генеральной совокупности, т.е. определение интервала, через который необ­ходимо производить отбор из списка избирателей (генеральная со­вокупность) в список кандидатов в присяжные (выборка), и по­рядкового номера, с которого начнется отбор. Для этого общее число избирателей делится на число необходимых кандидатов в при­сяжные. Например, представленный список избирателей состо­ит их 1000 человек: нужно отобрать 100 кандидатов, следова­тельно, интервал отбора будет 1000/100 = 10, т.е. необходимо ото­брать из каждого десятка одного человека. Кого именно из пер­вого десятка следует взять, практически безразлично. Можно начать отсчет от любого порядкового номера. Если начать отбор с первого номера, то отобранными будут: 1, 11, 21, 31, 41 и т.д. единицы. Если же его начать с 5 или 10, то отобранными соот­ветственно будут: 5, 15, 25, 35 и т.д. или 10, 20, 30, 40 и т.д. Ино­гда предпочитают первую единицу отобрать в случайном поряд­ке по жребию, а сам отбор производить, используя таблицы слу­чайных чисел.

438____Глава XI, Выборочное наблюдение и его применение в правовой статистике______

После «фильтрации» списка кандидатов, исходя из требований, предъявляемых к ним указанным законом, он направляется гла­ве вышестоящей администрации, который поручает свести воеди­но все составленные в районах и городах списки, затем подписы­вает и скрепляет печатью такой сведенный воедино список (он на­зывается общим списком) и направляет его председателю суда, по представлению которого он составляется.

Одновременно с общим, с соблюдением той же процедуры, составляется запасной список кандидатов в присяжные заседате­ли. Этот список имеет некоторые особенности: в него включает­ся не более четверти от общего числа потенциальных присяжных, которые внесены в общий список; включаемые в запасной спи­сок лица обязательно должны быть жителями краевого или обла­стного центра. Запасные списки предназначены для того, чтобы оперативно обеспечивать замену выбывших по тем или иным причинам присяжных заседателей, уже участвующих в рассмотре­нии конкретного уголовного дела.

Процессуальные особенности дальнейшего отбора присяжных заседателей для рассмотрения конкретного уголовного дела уста­новлены ст. 434 и 438—444 УПК'. При определенных условиях и на данном этапе для отбора присяжных проводится жеребьевка.

Настоящая процедура отбора присяжных на основе принципа равновозможности и случайности выборки — надежная гарантия обеспечения конституционных принципов в отправлении право­судия по уголовным делам с участием присяжных заседателей.

Случайная выборка дает достаточно хорошие результаты в тех случаях, когда между единицами исследуемой совокупности нет резких различий. Однако если генеральная совокупность состоит из элементов, значительно отличающихся друг от друга, простой случайный отбор оказывается недостаточно надежным способом формирования выборочной совокупности. В этом случае приме­няется типическая выборка.

Типическая (стратифицированная) выборка основана на отбо­ре единиц для выборочного наблюдения не из всей генеральной совокупности в целом, а из ее типических групп. При типической выборке генеральная совокупность предварительно расчленяется на типы, каждый из которых в выборке представлен квотой, про-

1 Подробнее см.: Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. проф. К.Ф. Гуценко. М., 1995. С. 196-199.

____§ 3. Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки. Виды выборки 439

порциональной численности типа в генеральной совокупности. При обследованиях населения такими типическими группами могут быть районы, социальные, возрастные или образовательные группы, при обследовании учреждений уголовно-исполнительной системы — вид исправительных колоний в зависимости от режи­ма, возраста заключенных и т.д. Непосредственный отбор единиц из типических групп производится в виде случайного отбора, ме­ханического отбора или каким-нибудь другим способом. При этом отбор может быть либо пропорциональным численности единиц в отдельных типических группах, либо непропорциональным.

Типический отбор даст более репрезентативную выборку. Ес­ли при простом случайном отборе обеспечивается лишь количе­ственная репрезентация выборки, то при типическом отборе обес­печивается как количественная, так и качественная репрезента­ция. Наиболее яркими примерами выборок, осуществляемых по методу квот, являются выборки с целью изучения общественно­го мнения. Число единиц в таких выборках определяется в 1—3 тыс. человек.

Так, известный институт Д. Гэллапа в США для опроса с це­лью изучения каких-либо характеристик, касающихся всего на­селения США, ограничивается выборкой 1200—1500 человек, т.е. порядка 0,001% населения (учитывая взрослое население страны). В данном случае используется строго случайная, структурирован­ная, образуемая на основе тонкой, филигранной методики и тех­ники выборка. Увеличение этой выборки в 10 раз дает уточнение результата не более чем на 2 %>.

Главная особенность этого метода состоит в том, что предвари­тельно изучается реальная структура населения региона по целому ряду признаков (пол, возраст, образование, семейное положение, уро­вень доходов и др.). При этом обоснованно предполагается, что выборка будет иметь структуру, аналогичную генеральной сово­купности, и по другим признакам, не учтенным при выборке.

Именно по такой выборке летом 1997 г. социологами фонда «Об­щественное мнение» проведен всероссийский опрос городского и сель­ского населения при участии 1500 респондентов. По его результа­там лидерами народного доверия россиян признаны церковь, ар­мия и средства массовой информации. Самым высоким доверием в стране пользуется православная церковь— 54% опрошенных. На вто-

См.: США — экономика, политика, идеология. 1972. № 5. С. 110—116.

440