logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Правовая статистика / Правовая статистика_Савюк_04

§ 2. Краткий обзор истории статистики

25

и состав населения на определенный момент. Однако при всех сво­их недостатках ревизии являлись важнейшим источником данных о численности, составе и размещении основной массы населения России того времени.

Расширение практики учетно-статистшеских работ в различ­ных странах способствовало формированию статистической на­уки. В Европе это произошло в период становления капитализма, вызвавшего рост общественного производства, расширение тор­говых и международных отношений. Так, наряду с простой бух­галтерией в Италии с начала XIV в. появляется система двойной бухгалтерии, при которой операция фиксируется дважды — в де­бете и кредите. В России этот процесс активизировался в пери­од Петровских реформ, затронувших все стороны общественной жизни, потребовавших значительно большего числа точных ста­тистических данных.

Зарождение статистики-науки относится к более позднему пе­риоду — второй половине XVII в. В науке, как и в жизни, дейст­вие идет впереди размышления. Регулярное проведение статисти­ческих операций потребовало теоретического осмысливания всей работы по сбору сведений и их обработке. Обобщение практиче­ского опыта по проведению учетно-статистических работ, а так­же необходимость изучения накопившихся статистических мате­риалов и привели к возникновению науки статистики.

Статистика как наука стала развиваться с середины XVII столетия по трем направлениям: описательная школа государство-ведения, школа политических арифметиков и статистико-матема-тическое направление.

Заметными представителями описательной школы государство-ведения были немецкие ученые Г. Конринг (1660—1681), Г. Ахен-валль и статистик-государствовед, иностранный член Петербург­ской АН (1769) А. Шлёцер (1735—1809). Последнему принадлежит остроумная формула: «Статистика — это остановившаяся история, история — это текущая статистика». Первой отличительной чертой описательного направления было то, что его представители задачу статистики видели в описании государственных «достопримечатель­ностей», одной из которых они считали народонаселение страны. Вторая особенность этого направления заключалась в том, что собирался в основном описательно-информационный материал, ко­торый впоследствии почти не анализировался, т.е. не устанавли­вались закономерности и взаимосвязи, присущие общественным

26