logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Правовая статистика / Правовая статистика_Савюк_04

§ 2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

157

ния на изнасилование, грабежи, разбои, кражи, хулиганство и др.). Если при проведении соответствующего статистического на­блюдения в обшее число предотвращенных и выявленных преступ­лений будут включаться по тем или иным причинам преступле­ния, борьба с которыми возложена на аппараты отделов борьбы с экономическими преступлениями (ОБЭП), то это приведет к искажению фактического положения дел: вызовет искусствен­ное увеличение числа преступлений, зарегистрированных по ли­нии уголовного розыска'. Чтобы избежать подобного рода оши­бок в определении границ наблюдаемого объекта, исследователь должен знать как теоретические положения юридических наук и за­конодательство, так и приказы, инструкции и наставления, из­данные ведомствами, учреждениями соответствующих правоохра­нительных органов.

Учитывая собирательный характер термина «правовая стати­стика», необходимо вести речь об .объектах статистического наблю­дения применительно к трем ее составным частям: уголовно-правовой, гражданско-правовой и административно-правовой статистике. В указанной последовательности и пойдет речь о них ниже.

1. Объект уголовно-правовой статистики. Основная цель (за­дача) уголовно-правовой статистики, как отмечалось, заключа­ется в том, чтобы, с одной стороны, дать исчерпывающую ин­формацию о количественной стороне преступности, а с дру­гой — охарактеризовать своими показателями, как реализуются со­ответствующие государственные меры социального контроля над ней. Но чтобы исследовать преступность как социальный процесс, на статистическом уровне представляющей собой совокупность (сум­му) отдельных преступлений, надо начинать именно с регистра­ции каждого отдельно взятого преступления (слагаемых). • ''•' Конечно, преступность— это не только арифметическая со­вокупность преступлений. В содержательном плане она обнаружи­вает себя как определенная грань функционирования социально­го организма — общества и государства. За совокупностью пре­ступлений (и преступников) надо видеть, что мы имеем дело с от-

1 Здесь мы сталкиваемся с чисто ведомственным подходом к оценке деятель­ности отдельных служб ОВД. Уместно отметить: налогоплательщику, добросове­стно уплачивающему налоги, в том числе и на содержание государственных пра­воохранительных органов, безразличен этот ведомственный подход, главное — над­лежащая защита его интересов, гарантируемая Конституцией РФ.