logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Правовая статистика / Правовая статистика_Савюк_04

§ 5. Система статистической отчетности

201

Как перечисленные, так и некоторые другие отчеты Минюста представляют наибольший интерес для анализа судимости, а так­же причин и условий, способствующих совершению преступлений, поскольку они содержат достаточно показателей как правового, так и социально-демографического, криминологического характера, необходимых для научно-практического изучения преступности. На их основе подготавливаются аналитические обзоры и вносятся пред­ложения по улучшению деятельности судов и органов юстиции, а так­же по совершенствованию законодательства.

Строго говоря, данные именно этой отчетности, исходя из ст. 49 Конституции России, закрепившей признанный международным сообществом принцип презумпции невиновности, являются ин­дикатором уровня преступности в стране по важнейшему ее по­казателю — судимости. Суд и только суд в правовом государстве вправе поставить конституционный диагноз и правовое клеймо «пре­ступник» на человеке, подозреваемом органами предварительно­го следствия в совершении преступления. Но поскольку судебная и уголовно-правовая (органов предварительного расследования) статистика методологически не соотнесены друг с другом, возни­кают значительные трудности в процессе их использования и в на­учном, и в практическом отношениях. Именно поэтому, напри­мер, в ФРГ, где единицами учета в «Полицейской уголовной ста­тистике», как и у нас, являются уголовные деяния и выявленные преступники, их в целях соответствия презумпции невиновности именуют «подозреваемыми»'.

Надо отметить, что при проведении криминологических ис­следований отдельных проблем борьбы с преступностью пред­почтительнее пользоваться документами первичного учета, так как количество информации, заложенной в них, значительно больше по сравнению с формами статистической отчетности. На­пример, из карточки формы № 1 (на выявленное преступление) в формы отчетности в среднем переносится лишь половина об­щих признаков и около 30% частных признаков. Вместе с тем ин­формация, как свидетельствует практика, содержащаяся в соот­ветствующих формах официальной статистической отчетности, является достаточной для оперативного руководства правоохра­нительными органами, а также для контроля за их деятель­ностью.

См.: Шнайдер Г.Й. Указ. соч. С. 110.

202 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

В отличие от форм статистической отчетности заложенная в документах первичного учета информация более динамична: при­знаки, характеризующие зафиксированные явления и факты, мо­гут соотноситься и изучаться в любом сочетании. Этому, как уже отмечалось, способствует и то обстоятельство, что основные до­кументы первичного учета карточной системы как носители ин­формации приспособлены к обработке их с применением средств современной вычислительной техники, что значительно ускоря­ет процесс исследования, дает возможность получать большее число сопряжений изучаемых признаков, позволяет проводить их регулярно на одной и той же информационной основе для реше­ния различных исследовательских задач.

После изучения вопросов статистического наблюдения долг каж­дого студента — практически (в процессе производственной прак­тики) ознакомиться с постановкой первичного учета и ведения статистической отчетности в правоохранительных органах, орга­нах юстиции и судах.