logo search
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Правовая статистика / Правовая статистика_Савюк_04

§ 3. Основные направления анализа данных уголовно-правовой статистики

Уголовно-правовая статистика, как отмечалось, призвана иг­рать самую серьезную роль в изучении преступности и выработ­ке практических мер контроля над ней. Она ставит перед собой и решает следующие основные задачи:

1) определение количественно-качественных характеристик преступности;

2) выявление обстоятельств (причин, условий, факторов), де­терминирующих преступность;

3) изучение лиц, совершивших преступления;

4) изучение всей системы государственных мер социального контроля над преступностью.

Очевидно, все перечисленные задачи практически связаны друг с другом, поскольку исследование преступности ведется, как правило, в связи с оценкой деятельности государственных ор­ганов, осуществляющих контроль над ней.

В процессе анализа используются следующие виды источни­ков информации:

— документы первичного учета и статистической отчетности правоохранительных органов и суда (см. гл. IV);

— данные обобщения уголовных дел и материалов о преступ­лениях;

— данные прокурорских проверок состояния законности;

— данные социально-экономической, социально-демографи­ческой статистики;

— результаты изучения общественного мнения о преступно­сти и криминологических исследований, если они проводились на обследуемой территории;

______§ 3. Основные направления анализа данных уголовно-правовой статистики____507

— данные об иных правонарушениях и показателях моральной статистики (пьянство, алкоголизм, наркомания и др.)1.

В самом общем плане основными направлениями изучения пре­ступности являются:

изучение тенденций преступности и обусловливающих ее факторов в целях получения прогностических выводов о возмож­ных изменениях этих тенденций и разработки на этой основе перспективных программ (общегосударственных, региональных и т.д.) социального контроля над ней;

исследование отдельных проблем борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. Например, анализ состояния не­которых категорий и видов преступлений (должностных, в сфере экономики — финансовых, налоговых, таможенных, связанных с нар­котикам^, заказных убийств, угона автомототранспортных средств, преступлений, совершаемых несовершеннолетними, квартирных краж и т.д.);

текущий (непрерывный) анализ оперативной обстановки на основе суточной, декадной и месячной информации. Осуще­ствляемый непрерывно, он служит потребностям оперативного ру­ководства, позволяет быстро обнаруживать те или иные измене­ния в оперативной обстановке и принимать нужные управленче­ские решения, В органах внутренних дел это изучение практиче­ски осуществляется всеми отраслевыми службами. Однако основ­ной объем данной работы ложится на их штабные подразделения и дежурные части, располагающие необходимой оперативной ин­формацией и средствами ее накопления (картотеки, журналы, схемы, графики, магнитопланы и т.п.);

систематический анализ преступности, при котором она ана­лизируется последовательно из года в год (или по более длитель­ным периодам — три, пять лет);

комплексный анализ преступности с учетом большинства из­вестных факторов, оказывающих или способных оказать влияние на их особенности.

Правовая статистика (наука и практика) выработала опреде­ленные модели решения аналитических задан изучения преступнос­ти на основе статистических методов как в обшегосударетвенном, так и региональном масштабах. Чаще всего такой анализ носит ве­домственный характер, итоги которого после легализации данных

См.: СЗРФ. 1997. № 10. Ст. 1173; 1996. № 22. Ст. 2696.

Подробнее см.: Методика анализа преступности: Метод, пособие. С. 15—20.

508

Глава Ж Общие вопросы анализа и обобщения данных правовой статистики

уголовно-правовой статистики стали регулярно публиковаться в средствах массовой информации'.

Априорно в региональном разрезе (район, город, область) та­кое изучение предполагает:

— анализ распространенности (уровень и интенсивность), структуры преступности (соотношение в преступности групп (ви­дов) преступлений, классифицируемых по уголовно-правовым либо криминологическим основаниям, — см. гл. V) и иных пра­вонарушений на обслуживаемой территории в целом;

— анализ состояния преступности и правонарушений по ли­ниям отдельных служб органов внутренних дел (компетенции криминальной милиции — уголовный розыск, подразделения борьбы с экономическими преступлениями; компетенции мили­ции общественной безопасности — служба участковых_ииспекто-

ров, ГАИ и т.д.);

— анализ преступлений и правонарушений (в целом или от­дельных видов, групп) по месту, времени, способу их совершения;

— анализ состояния преступности и иных правонарушений по конкретным населенным пунктам, микрорайонам, на от­дельном объекте (ее «география», т.е. территориальная распро­страненность);

— анализ состояния преступности в отдельных отраслях хозяй­ства и государственного управления;

— анализ правонарушений и преступности в связи с отдель­ными криминологическими проблемами (например, алкоголизм, наркомания, преступность несовершеннолетних и т.д.).

При анализе преступности наряду с абсолютными величина­ми нужно обязательно использовать обобщающие показатели — относительные и средние величины (уровень, интенсивность, темпы роста, темпы прироста, коэффициенты, доли и т.д.).

Анализу должна подлежать фактическая, а не зарегистрирован­ная преступность. Ориентироваться только на данные уголовно-статистической регистрации — это значит уходить от анализа ре­ального положения дел и не учитывать особенности статистики преступности по сравнению, например, с демографической ста-

i См., напр.: Итоги оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и с л уже бно-бос вой деятельности внутренних войск МВД России в 1995 г. (от­чет перед гражданами Российской Федерации) // Милиция. 1996. № 4; Рапорт МВД о себе и преступной среде. Самые свежие данные об оперативной работе ОВД и деятельности внутренних войск в 1996 г. // Российские вести. 1997. 20 февр.; и др.