logo search
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Гражданское право 1 и 2 части вместе / КашанинаЧастное право - учебник_ Всё о договорах_13 г

Классификация договоров в конституционном праве

В конституционном праве договоры играют вспомогательную роль по отношению к законодательному регулированию федеративных отношений. Основываясь на ст. 26.7и26.8Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", следует, прежде всего, разграничивать собственно договоры и соглашения.

Договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий является правовой формой разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий.

Соглашение же между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - это правовая форма передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации друг другу осуществления части своих полномочий. Соглашения используются для передачи осуществления исполнительно-распорядительных полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации в том случае, если это не может быть сделано федеральным законом. Заключение соглашений нужно допускать лишь в случаях, когда проблему правового регулирования невозможно или нецелесообразно решить с помощью федерального закона или другого правового акта компетентного органа государственной власти. Такая ситуация допустима, если передача осуществления полномочий носит индивидуальный характер и сами полномочия связаны с конкретным объектом, проектом, программой и т.п. Частью предаваемого полномочия исполнительного органа государственной власти может являться как часть всех иных полномочий исполнительного органа, так и только часть конкретного полномочия. Вместе с тем, соглашениями не должны передаваться функции исполнительных органов власти, закрепленные положениями о них. В форме соглашений организовывается решение государственных вопросов, которое не влечет перераспределение функций исполнительных органов власти различного уровня (федеральных, региональных), не создает условий для неодинакового осуществления функций исполнительной федеральной власти в различных субъектах Федерации.

Большая часть соглашений производна от договоров. О.Е. Кутафин считает, что поскольку соглашения характеризуются чертами, свойственными договорам, разница между ними зачастую весьма условна*(374).

Заслуживает внимания классификация внутрифедеральных договоров, предложенная В. Лысенко:

а) договоры, заключение которых было обусловлено, прежде всего, политическими причинами (договоры Федерации с Татарстаном, Башкортостаном, Якутией);

б) договоры, заключение которых диктовалось необходимостью подтвердить тесные дружеские связи между региональными элитами и федеральной властью (договоры РФ с Кабардино-Балкарией и Северной Осетией);

в) "всеобъемлющие" договоры краев и областей, направленные на выравнивание их прав и возможностей с республиками Российской Федерации (договоры Федерации со Свердловской областью, Краснодарским краем и др.);

г) договоры, обусловленные спецификой субъектов Российской Федерации (договоры Федерации с Бурятией, Калининградской областью)*(375).