logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Гражданское право 1 и 2 части вместе / КашанинаЧастное право - учебник_ Всё о договорах_13 г

Ответственность государственных органов за нарушение прав корпораций

До 1988 года вопрос об ответственности государственных органов перед предприятиями казался кощунственным и законодательство, соответственно, его не регулировало. Сейчас же споры между предприятиями и органами исполнительной власти - явление, хотя и не массовое, но отнюдь не редкое.

Спор в сфере управления - это конфликт между государственным органом, имеющим властные полномочия в определенной сфере управления, с одной стороны, и корпорацией, считающей, что обязательное для нее предписание этого органа либо незаконно, либо нарушает её право на самостоятельное волеизъявление, урегулирование того или иного вопроса, а поэтому не подлежит исполнению, - с другой стороны.

Обязательные предписания административных органов могут касаться различных сторон деятельности корпораций, в том числе и таких, которые регулируются ею самостоятельно, с помощью корпоративных норм. Это могут быть вопросы, связанные с изъятием у корпорации земельного участка или отказом в его предоставлении, а также вопросы по поводу отказа или уклонения от регистрации корпораций, споры по условиям госконтрактов, ценообразования, применения того или иного технологического метода, нарушающего, по мнению государственного органа, экологические правила выпуска товаров, качество которых в итоге не отвечает установленным требованиям и т.п.

Как корпорации защитить себя от обязательных предписаний, выносимых административными органами в ее адрес?

Оспаривание этих актов в порядке подчиненности неоперативно и малоэффективно. Во-первых, здесь затрагиваются свои, отраслевые, управленческие интересы, которыми вышестоящий орган не склонен пренебрегать ради чьих-то, пусть и праведных, интересов. Во-вторых, вышестоящий по иерархии орган вынужден для разбирательства конфликта отправлять дело "вниз", как правило, тому же органу, который и принимал первоначальное решение, породившее конфликт. Вот почему в данном случае спор должен быть разрешен независимым органом, специализирующимся на разрешении подобных конфликтов. Таковым является арбитражный суд. Однако административный порядок рассмотрения споров в принципе не отвергается. И если обиженная сторона считает возможным его использовать, у нее существует на это право и им можно воспользоваться.

В Законе"Об арбитражных судах в РФ" и вАрбитражном процессуальном кодексепредусмотрено рассмотрение споров в сфере управления. В случае если государственный орган вынес распоряжение, либо незаконное, либо нарушающее охраняемые законом права корпораций, и в частности, право на их собственное нормотворчество по какому-либо вопросу, то арбитражный суд должен вынести решение о признании акта органа управления недействительным.

Однако во многих случаях акты, признанные недействительными, становятся для корпорации, в адрес которой этот акт вынесен, причиной убытков, и тогда у корпорации появляется право требовать возмещения причиненных убытков со стороны административного органа. Это требование может быть соединено с первым, а может быть предъявлено и отдельно.

Наиболее часто встречаются споры с налоговыми органами. В большинстве случаев нарушения в этой области совершаются все же самими корпорациями, что может выражаться в сокрытии, неуплате, недоплате налогов и т.п. Однако и налоговые органы нередко бывают неправы, и у корпораций имеются средства защиты от нарушений с их стороны. К делам, подведомственным арбитражному суду относятся и дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, и, в частности, о наложении штрафа за неуплату налога. И если ранее для разрешения различных споров с налоговыми органами предприятиям нужно было вначале использовать административный порядок обжалования и только затем обращаться в арбитражный суд, то сейчас им ничто не препятствует обратиться в арбитражный суд непосредственно.

В числе государственных органов, нарушающих положения корпоративных норм, зачастую оказываются органы правоохранительные. Сегодня споры с правоохранительными органами - явление уже нередкое и рассматриваются они аналогично налоговым спорам. Становление рыночных отношений не только в России, но и в других странах сопровождается ростом правонарушений, особенно в сфере экономики. Типичными стали такие виды экономических нарушений, как мошенничество, обман, вымогательство, рэкет, незаконные операции с валютными ценностями, ценными бумагами, нарушения правил конкуренции, розничной торговли и т.п. В этих условиях многие видят панацею от всех бед в расширении полномочий правоохранительных органов вплоть до вмешательства в работу предприятий. Однако своими действиями правоохранительные органы могут нанести предприятию ущерб. При нарушении прав корпораций эти органы несут перед ними ответственность. Они обязаны восстановить ущемленные права и полностью возместить убытки. Поскольку в законодательстве не предусмотрен особый порядок обжалования корпорациями действий правоохранительных органов, следует считать, что они вправе оспаривать их действия в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексомдля разрешения споров в сфере управления.