logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Гражданское право 1 и 2 части вместе / КашанинаЧастное право - учебник_ Всё о договорах_13 г

Достоинства договорного регулирования

Проф. Н.В. Витрук, судья Конституционного Суда РФ в отставке, детально знакомый с проблемой конституционных договоров не только в рамках теории конституционного права, но и практики конституционного правосудия, высказал мысль о том, что "развитие договорных начал в публичном праве - перспективное направление осуществления народовластия (публичное власти) в Российской Федерации"*(361). И с этим нельзя не согласиться. Дело в том, что договорное регулирование в конституционном праве имеет множество преимуществ.

Среди достоинств договорного распределения государственно-властных полномочий участниками федеративных отношений необходимо, прежде всего, отметить, что конституционные договоры позволяют учитывать и согласовывать как интересы федерации в целом, так и ее субъектов, что обеспечивает возможность создать гибкую модель федерализма. "Договорной процесс, осуществляемый в строгом соответствии федеральному конституционному закону, раскрывающему положения ст.ст. 71,72,73действующей Конституции, должен способствовать реальному "выравниванию" субъектов нашей "несимметричной Федерации", - пишет Б.Н. Елисеев*(362).

С.М. Шахрай указывает на следующие преимущества договорного разделения полномочий федеральных и региональных органов власти:

- договор может помочь решить проблему нормализации взаимоотношений сложных, так называемых "составных" субъектов;

- нормы договора могут стать юридической базой для развития процесса укрупнения субъектов Российской Федерации;

- нормы договора помогают разрешить проблему "пробельности" существующего федерального законодательства;

- работа по подготовке проектов договоров и соглашений помогает решать чрезвычайно актуальную проблему контроля за соответствием законодательства субъектов федерации КонституцииРоссийской Федерации*(363).

Несмотря на очевидные преимущества использования формы договора во внутрифедеративных отношениях, сегодня приходится с сожалением отмечать, что "незатейливая мысль о том, что симметричная федерация - это хорошо, а несимметричная - плохо, стала едва ли не официальным идеологическим постулатом"*(364).

Важно отметить, что когда речь заходит о преимуществах договорного распределения полномочий, то необходимо всегда подразумевать неукоснительное соблюдение действующего федерального законодательства, и в первую очередь КонституцииРоссийской Федерации.