logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Гражданское право 1 и 2 части вместе / КашанинаЧастное право - учебник_ Всё о договорах_13 г

Определение и система публичного права

Публичное право - это система обязательных правил поведения, исходящих от государства или являющихся воплощением воли народа (референдумные нормы), направленных на реализацию общих интересов и охраняемых от нарушений силой государственного принуждения.

"Публичное право, - отмечает Ю.А. Тихомиров, - создает тот "нормативно-понятийный "костяк", который позволяет формировать национальную правовую систему и поддерживать ее в нормальном состоянии, обеспечивать функционирование и развитие". С этим нельзя не согласиться. Представляют интерес выделяемые автором виды методов, характерные для государственного управления экономикой в современных условиях:

а) общенормативное правовое регулирование в отличие от индивидуально-распорядительного регулирования прошлых лет;

б) применение способов официального признания хозяйствующих и иных субъектов;

в) введение лицензирования субъектов и их деятельности;

г) определение порядка осуществления видов хозяйственной деятельности;

д) регулирование налогообложения, тарифов, квот и т.п.;

е) введение стандартизации продукции, работ и услуг;

ж) поддержка и стимулирование предпринимательства;

з) осуществление надзорных функций*(348).

Субъекты публично-правовых отношений реализуют свои властные полномочия с помощью различных средств. От их правильного выбора и обоснованности зависит эффективность публичного воздействия на общественные процессы и поведение людей. Обеспечение публичных интересов, естественно, должно включать в себя и использование принуждения. Однако "согласованность, - отмечает Ю.А. Тихомиров, - приобретает смысл нарастающей доминанты в процессах интеграции в современном мире, которые охватили политическую, военную, экономическую, социально-культурную, научно-техническую, экологическую сферы. Как внутри государства, так и вовне острее и более масштабно ощущается потребность в договорных методах регулирования, но без их "победы" над законом"*(349).

Что касается системы публичного права, то в нее входят две группы отраслей:

А. Отрасли материального права:

1. Конституционное;

2. Гуманитарное;

3. Избирательное;

4. Парламентское;

5. Муниципальное;

6. Административное;

7. Информационное;

8. Финансовое;

9. Налоговое;

10. Бюджетное;

11. Банковское;

12. Экологическое;

13. право социального обеспечения;

14. Уголовное.

Б. Отрасли процессуального права:

1. Конституционный процесс;

2. Избирательный процесс;

3. Административно-процессуальное право;

4. Бюджетный процесс;

5. Налогово-процессуальное право;

6. Дисциплинарный процесс;

7. Гражданский процесс;

8. Арбитражный процесс;

9. Уголовный процесс;

10. Гражданско-исполнительное право;

11. Уголовно-исполнительное право.

Вряд ли стоит этот перечень считать полным. Не исключено появление в самом ближайшем будущем и новых отраслей публичного права.

Одно из отличий публичного права от права частного в том, что практически все отрасли публичного права возникли в качестве совершенно самостоятельных и полноправных отраслей; отрасли же частного права все связаны своим происхождением с правом гражданским. Они в то или иное время обособились от него. Кроме того, отрасли частного права, в отличие от отраслей публичных, далеко не в равной мере продвинулись вперед в приобретении статуса самостоятельных отраслей частного права.