logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Гражданское право 1 и 2 части вместе / КашанинаЧастное право - учебник_ Всё о договорах_13 г

6.4. Договор как средство индивидуального регулирования

Термин "индивидуальное регулирование" вошел не так давно в категориальный аппарат юридической науки. Но сама проблема свободного усмотрения имеет давнюю историю. Именно эти два понятия (индивидуальное регулирование и свободное усмотрение) накрепко связаны друг с другом.

Индивидуальное регулирование - проблема дискуссионная. Вообще проблема индивидуального регулирования в советской юридической литературе долгое время незаслуженно была обделена вниманием. Тщательная, скрупулезная регламентация общественных отношений со стороны государства не оставляла места для свободного усмотрения участников правоотношений и делало бессмысленными все рассуждения на эту тему. Данный вопрос, вместе с проблемой регулятивной природы договоров, выпал из поля зрения ученых. Однако со временем (в 80-е годы) дискуссия все же развернулась: политический режим в стране стал более мягким, и на очереди стояла Горбачевская перестройка.

В юридической науке было высказано несколько точек зрения как о существовании индивидуального регулирования, так и о его месте в системе правового регулирования.

Первая.Индивидуальное регулирование - это конкретизация законодательной нормы применительно к отдельному случаю.*(186)

Вторая.Индивидуальное регулирование имеет место в нетипичной ситуации правоприменительного процесса, когда уточняются полномочия и обязанности сторон в правоотношении*(187).

Третья.Индивидуальное регулирование - это развитие государственной воли, а в строго очерченных пределах даже ее формулирование, исходя из общих начал и смысла законодательства, а иначе конкретизация права, которая заканчивается в определенных случаях выработкой правоположений.*(188)

Представляется, что третья позиция (которая, кстати, включает в себя вторую) наиболее точно выражает суть индивидуального регулирования.

Итак, индивидуальное регулирование - это принятие решений на основе законодательных норм, но содержащее кусочек собственной воли субъектов, формулирующих правовое решение, развивающее закон и его дополняющее.

Индивидуальное регулирование - это вид правомерной деятельности субъектов права, связанный с решением юридически значимых вопросов, которым норма права не дала исчерпывающей регламентации. Случаи, когда требуется проявить собственное усмотрение, очень часто встречаются в правоприменительном процессе (административном или судебном). Такой вид индивидуального регулирования называется субординационным, поскольку государственные органы самостоятельно, не спрашивая мнения другой стороны правоприменительного отношения, доводят норму закона до логического конца и тем самым устраняют неясность и неопределенность. Субординационное регулирование осуществляется органами государства в одностороннем порядке на основе их компетенции посредством индивидуально-императивного волеизъявления. С результатом индивидуального регулирования знакомимся, читая правоприменительный индивидуальный правовой акт (административный акт или судебное решение).

Субъекты (граждане и организации) вольны проявлять собственное усмотрение в процессе реализации права, т.е. ситуациях, не осложненных вмешательством государственных органов. Важно только, чтобы при этом их поведение не шло в разрез с законом. Именно это практически всякий раз приходится делать, заключая договор. Здесь стороны находятся в равной позиции (вспомним один из кардинальных принципов договора - принцип равенства). Каждая из сторон обязана учитывать волю другой стороны при определении условий договора и координировать свои действия в процесс заключения договора. Такое индивидуальное регулирование называется координационным.

В законе предусмотрены многие виды договоров. Особо впечатляет перечень гражданско-правовых договоров. В трудовом праве набор видов договоров совсем небольшой. Однако степень государственного вмешательства здесь куда выше. Семейное право также не отличается разнообразием договоров. Но здесь законодатель предпочитает направлять супружеские отношения в минимальной степени, поскольку брачные отношения отличаются высокой степенью индивидуальности. Характеристику отраслей частного права на предмет их законодательного регулирования можно продолжить. Общим же будет следующий вывод: государство не оставляет субъектов частного права наедине друг с другом.

Договорное право теперь уже не полезное дополнение к частным нормам, а их фундаментальная основа.

Спрашивается, почему? Ведь речь идет об урегулировании частных потребностей сторон и реализации частных, только для них значимых, интересов. Почему договорное право с развитием общества все более и более переходит в сферу законодательного регулирования, и почему все меньше вопросов отдается на разрешение самим участникам договора? По существу, они чаще всего осуществляют лишь доурегулирование своих будущих взаимоотношений в соответствие со своими интересами и используют договор в качестве средства индивидуального регулирования?

Здесь можно отметить несколько причин.

1) Если бы не было законодательных формул договоров (или их каркасов), то стороны вынуждены всякий раз начинать переговоры за определение условий, а может быть даже борьбу, при становлении взаимоотношений. Вряд ли на пользу обществу была бы такая растрата сил и человеческой энергии и, тем более, конфликты на этот счет.

2) Если бы не было законодательной "подсказки" относительно условий договора, то стороны могли бы включить в договор такие условия, которые бы извратили саму суть договора, как средства достижения компромисса. Например, в Семейном кодексеясно сказано, что брачный договор может регулировать только имущественные права и обязанности супругов. Однако на практике стороны составляют такие проекты брачных договоров, которые включают и личные ограничения сторон. Порой из их прочтения кажется, что некоторые мужчины не прочь, как в средневековье, надеть на жену пояс верности. И нотариусы (при нотариальном их удостоверении) вынуждены им подробно разъяснять незаконность включения таких условий.

3) Стороны договора, естественно, при установлении взаимоотношений могли опираться только на свой опыт в этой сфере. Они не всегда могут предвидеть, какие элементы взаимоотношений надо урегулировать и отразить в договоре. Но если обществом уже накоплен опыт в какой-то области, т.е. если определенные договоры имеют массовое распространение (и, возможно, сложились какие-то традиции), то совершенно нецелесообразно этим пренебрегать и не использовать законодательное регулирование.

4) Между участниками договорных отношений никогда нет абсолютного фактического равенства, а поэтому более сильная сторона может диктовать свои условия и тем самым ущемлять интересы другой стороны. Законодательное регулирование же дает шанс установить равновесные отношения по договору. Оно выражает нормальные условия равновесия в том виде, как они постепенно сформировались из среднего числа случаев.

5) Договор определяет взаимозависимости сторон на более или менее длительный промежуток времени. Нужно, чтобы права и обязанности каждого были определены не только с учетом дня заключения договора, но и с учетом обстоятельств, которые могут возникнуть в будущем. Однако вряд ли стороны могут предвидеть трудности, которые их, возможно, будут подстерегать в будущем. Порой они настолько склонны доверять друг другу, что в договоре забывают прописать санкции на случай нарушения договорных обязательств. Здесь-то на помощь и приходит закон, устанавливая в самом общем плане санкции, и тем самым предотвращает рукопашную борьбу, которая может возникнуть в случае выяснения ими отношений.

6) Необходимость определять содержание договора всякий раз заново и растрата сил и времени на установление баланса интересов существенно замедлила бы динамику общественных отношений. Вряд ли это пошло на пользу обществу и способствовало его движению вперед.

Итак, в законодательных нормах прорисованы основные параметры договоров, которые имеют распространенный характер. Но далеко не все. Сторонам всегда приходится "подгонять" общую формулу того или иного договора под свои потребности и тем самым конкретизировать их и дополнять. Поскольку свободное усмотрение субъектов права не должно противоречить закону и не нарушать законных интересов других лиц, индивидуальное регулирование можно охарактеризовать как подзаконное. Таким образом, договор - это средство индивидуального подзаконного регулирования общественных отношений.