logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Гражданское право 1 и 2 части вместе / КашанинаЧастное право - учебник_ Всё о договорах_13 г

Стадии договорной работы

Действия, составляющие содержание договорной работы, группируются по стадиям, на каждой из которых работниками корпорации решаются вопросы формирования и исполнения договорных обязательств.

Перечень вопросов, которые необходимо решить в процессе заключения и исполнения договоров, специфичен для каждой отдельной корпорации и различных хозяйственных связей. Вместе с тем, основные виды и направления договорной работы обычно включают следующие стадии.

1. Подготовка к заключению договоров. Порядок и сроки заключения договоров обусловлены порядком и сроками планирования корпорациями своей производственно-хозяйственной деятельности. Основная масса договоров заключается во второй половине календарного года, даже ближе к его завершению. В связи с этим появилось понятие договорной кампании как работы по массовому оформлению договорных отношений на очередной год. Потребность в проведении таких кампаний более ощутима у корпораций, заключающих значительное количество договоров. Подготовка, причем особая, требуется и для заключения отдельных договоров, неординарных, сложных по характеру и по количеству согласовываемых сторонами вопросов либо по их субъектному составу.

В содержание подготовительной стадии договорной работы входят:

- преддоговорные контакты с будущими контрагентами;

- разработка основных условий;

- подготовка бланков договорной документации;

- составление планов проведения договорной кампании и др.

Первые два пункта подготовительной стадии реализуются, как правило, путем переговоров с контрагентами. Именно переговоры определяют суть договорных отношений и от них многое зависит. Сам же процесс переговоров - дело психологически очень трудное. Вот почему в западных компаниях не только для облегчения труда переговорщиков, но и прежде всего для достижения нужного эффекта от переговоров, составляется специальный корпоративный акт, представляющий своего рода перечень "ценных указаний".*(77)В частности, там рекомендуется сотрудникам вести переговоры целенаправленно, сухо, динамично, гибко ("нет" менять на "да", но...), в ходе переговоров приглашать партнеров на обед или ужин (на дом - только при тесных контактах плюс при наличии симпатии), если сотрудник сам принимает приглашение прийти на домашний ужин, то для хозяйки дома следует непременно приобрести цветы, сувенир и т.п.).

2. Оценка оснований заключения договоров имеет целью решение предприятием ключевого для него вопроса: заключать или не заключать договор. Оценка базируется главным образом на анализе производственной и коммерческой ситуации, в которой находится корпорация. Однако право корпораций выбирать контрагентов по договору на основе своего усмотрения нельзя абсолютизировать. Если принимается решение об отказе от заключения договора при наличии предварительного договора или договора о намерениях, то у корпорации возникает обязанность аргументировать свой отказ, причем сделать это нужно до того, как предполагаемый контрагент совершит определенные действия, связанные с материальными затратами.

3. Оформление договорных отношений (заключение договоров) может включать в себя следующие этапы:

а) работа над проектами договоров;

б) урегулирование разногласий;

в) конкретизация содержания заключенных договоров;

г) изменение или расторжение договоров.

Проекты договоров, как правило, разрабатываются службой, ответственной за ведение договорной работы. Результаты фиксируются в документах, выполненных в виде проекта договора, протокола разногласий или другой договорной документации. Эти документы подлежат всестороннему рассмотрению службами, которые отвечают за участки работы, связанные с техническим, производственным, материальным, финансовым и правовым обеспечением исполнения договоров. Традиционная форма проверки соответствия проектов договорной документации интересам предприятия - визирование.

Разработанные проекты договорных документов подлежат рассмотрению и подписанию руководителем или другими должностными лицами, уполномоченными на заключение договора от имени предприятия.

Информация о договоре (воля сторон) может фиксироваться традиционными способами (язык, специальные термины, таблицы для формулирования отдельных договорных условий), а также с помощью ЭВМ. Но все же документ до сих пор остается одним из главных носителей договора, ЭВМ применяется гораздо шире при ведении учета исполнения договоров.

Составленный проект договора передается контрагенту. Во многих случаях содержание договора вызывает возражения контрагента, и тогда требуется применение процедуры разрешения разногласий. Работа, связанная с урегулированием разногласий, во многом сходна с работой над проектом договора: в обоих случаях стоит задача отыскать вариант, приемлемый для сторон и отвечающий их законным интересам.

4. Доведение содержания договоров до исполнителей. На практике распространены следующие формы такой информации:

- непосредственное ознакомление заинтересованных лиц с договорной документацией, что обычно удостоверяется их подписью;

- передача подразделениям выписок из договоров (копий договорных документов);

- издание специально составленных документов, содержащих систематизированную информацию об основных условиях договоров (описи заказов, планы поставок и т.п.).

Нарушение порядка доведения договорной информации до исполнителей должно рассматриваться как серьезное дисциплинарное нарушение, влекущее применение мер ответственности.

5. Контроль за исполнением договоров - это деятельность, направленная на поддержание соответствия работы корпорации задачам достижения конечных результатов производства, установленным в договорах. Осуществляется он путем сравнения данных об условиях договоров с данными о ходе производства. Контроль может быть периодическим (за декаду, месяц, квартал и т.п.), выборочным, сплошным, постоянным. Применение ЭВМ позволяет наладить точный и постоянный контроль за процессом выполнения договорных обязательств.

6. Оценка результатов исполнения договоров. Ее содержание составляют:

- определение результатов исполнения договоров путем сравнения предусмотренных в договоре показателей с фактически достигнутыми;

- анализ результатов исполнения с точки зрения возможности применения мер стимулирования или санкций;

- разработка мероприятий, направленных на улучшение исполнения договоров, устранение причин их нарушения.

По итогам оценки результатов исполнения обязательств к сотрудникам могут применяться меры поощрения или санкции, а также разрабатываются мероприятия, направленные на устранение недостатков в организации производства, повышение уровня исполнительской дисциплины, предъявляются претензии к неисправным контрагентам.

Описанные выше стадии договорной работы лучше расписать в корпоративном акте, поскольку сотрудники могут меняться, правила же работы, которые себя оправдали, должны оставаться и незыблемо выполняться.