logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Гражданское право 1 и 2 части вместе / КашанинаЧастное право - учебник_ Всё о договорах_13 г

Классификация авторских договоров

По действующему законодательству возможно заключение двух видов авторских договоров.

1) Договор об отчуждении исключительного права на произведение.Здесь автор передает свое исключительное право в полном объеме. Это означает, что в последующем автор уже навсегда теряет возможность определять судьбу своего произведения. Свобода приобретателя исключительного права в этой ситуации настолько широка, что он даже может, если сочтет нужным, и вообще не публиковать произведение.

В принципе, такое положение дел соответствует принципам свободного рынка и позволяет ему в сфере использования интеллектуальной собственности быть достаточно динамичным. Данный вид договора уже давно находит применение в западноевропейских странах. Для России же договор, о котором идет речь, следует признать новым явлением (хотя действовавший до принятия Ч. IVГКЗаконоб авторских правах, в принципе, это допускал). Да это и понятно: свобода в России всегда строго дозировалась во всех вопросах. Странно было бы на общем фоне видеть неуемный ее простор в области интеллектуальной собственности.

Однако в западных странах наметился тренд к ограничению свободы в области авторского права и не случайно*(336). Россия, похоже, движется в обратном направлении. Только вот вопрос состоит в том, надо ли полностью повторять тот путь, который ранее прошли другие страны или может быть лучше воспользоваться приобретенным ими в этом деле опытом (как негативным, так и позитивным). Это первое.

Во-вторых, с развитием общества и повышением уровня благосостояния людей материальные факторы будут постепенно становиться все менее значимыми, а духовные и личностные, напротив, будут выходить на первый план. Отсюда вывод: утрата автором контроля за своим произведением не находится в этом русле.

Данный вид авторского договора выгоден, прежде всего, издателю, поскольку еще больше развязывает ему руки на использование произведения. В России же, как показывает практика, издатели и так себя чувствуют достаточно вольготно. Активно используя такие факторы, как бедственное положение работников умственного труда, их правовую неосведомленность, затруднения в привлечении адвокатов и т.п., они зачастую буквально выкручивают руки авторам и не оставляют им возможности, кроме как присоединения к типовому авторскому договору. Одним словом, в будущем новеллу законодателя нам еще предстоит оценить.

2) Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения.Здесь устанавливаются пределы использования переданного произведения (сроки, тиражи издания, размер вознаграждения и др.). Понятно, что в таком договоре интересы автора не задвигаются на задний план. Помимо определения параметров (ограничений) использования произведения, в этом случае, как правило, автор полностью контролирует и дальнейшую уступку исключительных прав (переуступку на основе договора сублицензии). Это также лежит в русле защиты интересов автора, имеющих неимущественный характер. К примеру, издательство, которое выбрал автор для публикации своего научного произведения, имеет хороший имидж. Однако если оно в дальнейшее без согласия автора переуступило бы исключительное право на данное произведение другому издательству, имеющему дурную репутацию или не отличающееся профессионализмом в публикации книг определенной тематики, то, понятно, это бы нанесло удар по авторитету автора в научном мире.

Понятно, что при заключении лицензионного договора исключена ситуация, когда произведение по необоснованным причинам так и не увидит свет.

В законодательстве предусмотрен и еще один вид авторских договоров - договор заказа. Однако, представляется, в ряд вышеназванных авторских договоров, которые объединены по объему передаваемых прав, он не может быть поставлен. Договор заказа отражает срок создания произведения (в будущем) и по своему содержанию может представлять как договор на полное отчуждение исключительного права на произведение, так и лицензионный договор.