logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Гражданское право 1 и 2 части вместе / КашанинаЧастное право - учебник_ Всё о договорах_13 г

Некоторые особенности предпринимательских договоров

Специфической чертой договоров в предпринимательском праве является довольно большая степень выраженности в них принципа свободы договора. Это обусловлено двумя причинами:

1) большой динамикой отношений в сфере бизнеса;

2) "молодостью" предпринимательского права или иначе небольшой историей развития данной отрасли в России, что пока не дало возможности выявить многие издержки ведения бизнеса и предпринять усилия для законодательного их ограничения и устранения.

Одновременно с этим можно отметить и предъявление законодателем повышенных требований к субъектам предпринимательской деятельности. В законодательстве прослеживается определенная дифференциация регламентирования договоров, заключенных между предпринимателями или с их участием, и договоров, субъектами которых выступают граждане. Так, согласно ст. 310ГК не допускается односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий, кроме случаев, предусмотренных законом. Вместе с этим данная статья делает исключение из этого правила и в случае осуществления его сторонами предпринимательской деятельности допускает возможность установления в договоре отказа от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий. Установление в законодательстве повышенных, жестких требований по отношению к предпринимателям дает основание некоторым авторам говорить об отсутствии юридического равенства сторон в таких отношениях*(256).

В качестве особенности предпринимательских договоров можно назвать то, что их заключение и исполнение регламентируются нормами специального законодательства: акционерного, банковского, транспортного, страхового и т.д. Это вызвано объективными причинами:

1) рамки ГКне позволяют отражать все разнообразие предпринимательских отношений (ГК будет в таком случае очень объемным, что затруднит его использование);

2) динамика предпринимательских отношений поставит под угрозу стабильность ГК, как основополагающего законодательного акта, регулирующего основы рыночной экономики;

3) ГКпотеряет целостность и станет законодательным актом, регулирующим не только имущественные отношения.

Есть и еще одна особенность, присущая предпринимательским договорам. Если споры по общегражданским договорам разрешаются в судах общей юрисдикции, то дела о разногласиях, возникающих при заключении, исполнении, расторжении предпринимательских договоров, часто подведомственны арбитражным судам, разрешающим экономические споры (ст. 22АПК РФ).

Необходимо также отметить, что в предпринимательских договорах в качестве стороны может выступать коммерческий представитель. Согласно п. 1 ст. 184ГК, им является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности. К коммерческим представителям могут быть отнесены брокерские фирмы, независимые брокеры, страховые агенты и т.д. Правовой статус коммерческого представителя существенно отличается от статуса обычного представителя. Так, в соответствии сп. 3 ст. 182ГК ип. 2 ст. 184ГК допускается одновременное представительство коммерческим представителем разных сторон (с их согласия) в предпринимательском договоре. В отношении обычного представителя кодекс предусматривает прямой запрет на совершение таких действий (п. 3 ст. 182 ГК). Чаще всего коммерческое представительство осуществляется на основе договора поручения.

Значительной спецификой обладает и заключение таких договоров. Здесь очень часто непосредственно предложению заключить договор (оферте) предшествует такое важное средство привлечения контрагентов, как реклама. В соответствии со ст. 2Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе"*(257)реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом и юридическом лице, товаре, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и признана формировать и поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Реклама может осуществляться в различной форме: помещение объявлений на телевидении, радио, в печати, устройство рекламных щитов, рассылка каталогов, буклетов и т.д. В случае, если реклама содержит все существенные условия договора, предусмотренные законодательством, то она будет выступать в качестве публичной оферты (например, рассылка прайс-листов, содержащих все существенные условия договора).

Необходимо также указать на повышенную ответственность субъектов предпринимательской деятельности за неисполнение обязательств, вытекающих из таких договоров. Так, например, п. 1 ст. 401ГК в диспозитивной форме устанавливает вину в качестве общего условия гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств.П. 3этой же статьи в свою очередь содержит отступление от принципа виновной ответственности. Так, в нем предусмотрено положение, в соответствии с которым лицо, нарушившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, отвечает перед потерпевшими лицами независимо от своей вины. Предприниматель - должник освобождается от ответственности лишь в случае предоставления доказательств, что нарушение обязательства стало следствием непреодолимой силы. Причем согласно ГК, непреодолимой силой не считаются такие обстоятельства, как отсутствие у должника денежных средств, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров. "Такая норма вполне оправдана, - отмечает В.Ф. Яковлев, - поскольку предпринимательская деятельность осуществляется с целью извлечения прибыли и, естественно, что риск негативных последствий такой деятельности должен брать на себя сам предприниматель"*(258).

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что предпринимательские договоры обладают значительной спецификой и именно это не позволяет их смешивать с договорами гражданско-правовыми.