logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Гражданское право 1 и 2 части вместе / КашанинаЧастное право - учебник_ Всё о договорах_13 г

3.5. Корпоративные нормы Виды корпоративных норм

Понятие норма в самом широком смысле означает руководящее начало, правило, используемое во взаимосвязях человека с природой, материальными объектами (несоциальные нормы), а также во взаимоотношениях между людьми (социальные нормы).

Нормы социального поведения вносят в общественную жизнь стабильность, порядок, придают ей определенность и устойчивость тем, что они являются ориентирами для людей, направляя их поведение в определенное русло. С помощью социальных норм достигается регулирование в обществе, упорядоченность связей между людьми, и в этом состоит их основное назначение.

Корпоративные нормы - одна из разновидностей норм. Они разрабатываются органами управления корпорации и адресуются ее членам (учредителям, акционерам, менеджерам, наемным работникам).

А. Несоциальные корпоративные нормы.Они регулируют отношения членов корпорации к каким-либо материальным объектам, используемым в их деятельности. Среди них можно выделить:

- нормы технические (например, правила работы с ПЭВМ, правила эксплуатации "х"-агрегата, машины и т.п.);

- санитарно-гигиенические (например, правила уборки помещений после окончания работы);

- физиологические (например, инструкция о порядке ношения летней и зимней форменной одежды);

- биологические (например, о порядке использования респиратора в период массовой эпидемии гриппа) и другие.

Несоциальные нормы, среди которых наиболее значимыми являются нормы технические, - это правила поведения, определяющие способы и приемы воздействия человека на материальный мир. Они основаны на познании законов природы, особенностей технических объектов и представляют собой специфический "язык" общения человека с материальными объектами. Их соблюдение обеспечивается ответной реакцией сил природы или каких-либо материальных объектов на конкретные действия. Например, работник предприятия, на котором предписано в период эпидемии гриппа общаться с клиентами, надев респиратор, скорее всего, сам заболеет гриппом, если не выполнит указанное требование, а тот, кто нарушит правила работы на ПЭВМ, не получит нужного результата;

Б. Социальные корпоративные нормы.Это правила поведения, изданные на предприятии и регулирующие отношения между людьми (между участниками корпорации, ее работниками, между сотрудниками корпорации и кредиторами, между работниками корпорации и клиентами и т.п.).

Социальная норма представляет собой правило поведения или иначе стандарт, масштаб, образец поведения одного человека по отношению к другому. Социальная корпоративная норма - это чаще всего требование организации к своему члену, в котором более или менее точно определены объем, характер, границы возможного и дозволяемого в его поведении. Кроме того, корпоративная социальная норма, отражая потребности организации, как правило, содержит в своих требованиях средства социальной оценки и контроля за реализацией этих требований. Личность, допустившая антикорпоративное поведение, например, оставившая непогашенным свет в производственном помещении после окончания работы, непременно вызовет в ответ негативную реакцию, степень которой может быть самой разной: от простого неодобрения, осуждения до взыскания причиненного ущерба.

Социальные корпоративные нормы, так же как и несоциальные, могут быть разноплановыми:

- корпоративные обычаи (например, обычай удостаивать каждого тысячного покупателя (клиента) небольшим подарком);

- корпоративные традиции (например, публичное поздравление именинников);

- этические нормы (например, встречать каждого клиента фирмы приветствием и минимальной информацией о фирме);

- эстетические нормы (например, украшение интерьера помещений фирмы цветами, ношение ее работниками радующей глаз форменной одежды и т.п.);

- деловые обыкновения (например, выдача работникам письменных заданий на день или проведение "планерок", "разборов", "пятиминуток" и т.п.);

- правовые нормы (например, выплата дивидендов в конце каждого полугодия).

Корпоративные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому среди других социальных корпоративных норм они являются самыми значимыми. О них и пойдет речь в дальнейшем. Для краткости будем называть их просто "корпоративные нормы".