logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Гражданское право 1 и 2 части вместе / КашанинаЧастное право - учебник_ Всё о договорах_13 г

Предмет предпринимательского права

Предпринимательское право - молодая отрасль.*(43)Характеризуя ее, явно недостаточно, да, пожалуй, и некорректно отделываться общей фразой о том, что предметом предпринимательского права являются отношения, связанные с предпринимательской деятельностью (это звучит приблизительно как "масло масляное"). Желая выйти из этого заколдованного круга, В.В. Лаптев все же предпринял попытку более детально определить предмет предпринимательского права. По его мнению, предмет данной отрасли составляют три группы отношений;

1) отношения, которые складываются при осуществлении предпринимательской деятельности (отношения по горизонтали) между автономными участниками гражданского оборота. Правда, автор тут же затушевывает свое утверждение, когда замечает, что эти отношения в значительной мере относятся к сфере гражданского права. Но если это так, то почему названные отношения должны включаться в предмет предпринимательского права? В.В. Лаптев не считает нужным это пояснить;

2) отношения по урегулированию предпринимательской деятельности, которые возникают между субъектами, занимающимися предпринимательством, и государственными органами (отношения по вертикали);

3) внутрихозяйственные отношения, складывающиеся между обособленными подразделениями предприятия, действующими на началах хозяйственного расчета*(44). Если отбросить терминологию прошлых лет ("хозяйственная самостоятельность", "внутренний хозрасчет" и др.), то можно понять, что В.В. Лаптев, вероятно, имеет в виду взаимоотношения филиалов, представительств между собой и с предприятием в целом.

А.Г. Быков считает, что предмет предпринимательского права включает в себя отношения по управлению государственным имуществом, а также отношения по упорядочению государством частного сектора хозяйства, установление и регулирование им институтов рынка*(45). Одним словом, по мнению ученого, ядро предпринимательского права составляют публично-правовые элементы.

Представляется, что предмет предпринимательского права выглядит все же иначе. Доминируют в нем не публично-правовые, а частноправовые элементы. Не стоит забывать, что предпринимательское право отделилось именно от отрасли гражданского права, являющейся "королевой" частноправовых отраслей, и в определенном смысле несет в себе ее "гены". В этом состоит принципиальное отличие предпринимательского права от хозяйственного, которое в большей мере состояло из публично-правовых норм, в конце концов задушивших частноправовые начала. Бывшие сторонники хозяйственного права, осмысливая вопрос о том, что представляет собой право предпринимательское, вновь делают упор на публично-правовые моменты, которые действительно в некоторой степени ему присущи, вызывая тем самым подозрение в том, что они вновь хотят протащить волка (административно-командную экономику) в овечьей шкуре (в форме предпринимательского права).

Предмет предпринимательского права составляют три блока отношений:

Первый блок.Центральное и доминирующее место в предмете предпринимательского права занимают корпоративные или внутрифирменные отношения. И это не только и не сколько отношения между самостоятельными в имущественном и хозяйственном плане подразделениями (филиалами, представительствами). Это, прежде всего, разнообразные отношения внутри корпорации как единого и целостного образования, в котором объединены такие разноплановые категории людей, как собственники, управляющие, наемные работники. Интересы этих людей порой бывают взаимоисключающими (например, собственники заинтересованы во вложении полученной прибыли в развитие производства, наемные работники - в ее распределении и потреблении). Достичь баланса различных интересов позволяют умело составленные корпоративные нормы.

Внутрикорпоративные отношения делятся на несколько видов. Самыми важными из них, пожалуй, являются отношения по управлению капиталами, находящимися в распоряжении корпорации. Не менее значимы и отношения по использованию ее материальных ресурсов. Но финансовые и материальные ресурсы корпорации будут "лежать мертвым грузом", если в ней будет неудовлетворительно урегулирован процесс применения наемного труда, если социальные вопросы, весьма значимые для работников, будут оттеснены в ее деятельности "на обочину". В конечном счете эффективность деятельности корпорации прямо зависит от того, как будут урегулированы эти внутрифирменные отношения.

Давайте вдумаемся в смысл, который несут в себе однокоренные слова "предпринимательство", "предприниматель" "предприимчивый": осуществить какое-либо дело, проявить находчивость, изобретательность, смелость, решительность, иначе говоря, делать что-либо самостоятельно и свободно. Иностранное слово "бизнес" имеет то же значение, потому что произошло от слова "busy", т.е. занят или имею дело. Таким образом, предприниматель может самостоятельно решить, как эффективно вести затеянное дело, регулируя вопросы, возникающие в процессе его осуществления, с помощью корпоративных норм.

Второй блок.Значительное, но отнюдь не доминирующее, место в предмете предпринимательского права занимают отношения между предпринимательскими структурами и государственными органами. Предпринимательство в целом не имеет какого-либо механизма саморегулирования, который бы позволил ему успешно функционировать и проявлять беспредельную и бесконечную социальную жизнеспособность. В социальной жизни вообще все носит "относительный" характер. Предпринимательство - не исключение. Вот почему несомненные "плюсы" предпринимательской деятельности, например выживание в процессе конкуренции только самых жизнеспособных ее субъектов, легко могут превратиться в "минусы", например большой уровень безработицы и др. Отсюда возникает потребность в системе государственных органов управления, поддерживающих в качестве некой опоры всю систему бизнеса.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо именно в силу противоречивых свойств самого бизнеса: с одной стороны, всем очевидно, что в общем бизнес - благородное дело, но с другой - он может приводить к негативным последствиям, поскольку каждая корпорация руководствуется прежде всего своими собственными интересами, видит все со своих позиций. Государство же как субъект социальной жизни стоит как бы на вершине горы и может обозреть сразу все объекты и обстановку в целом, т.е. заранее предвидеть негативные последствия и предотвратить их. Мерилом государственного регулирования служит общественная практика, а главным юридическим средством такого регулирования выступают законодательные нормы.

Третий блок.Его составляют отношения по установлению делового сотрудничества с контрагентами. Поскольку данный вид отношений носит общее и довольно условное название, здесь необходимы более детальные пояснения.

На установление деловых отношений с контрагентами направлены многие и весьма различные институты рынка: биржи, аудит, реклама, маркетинг и другие. Сразу важно подчеркнуть, что эти отношения носят скорее организационный, а не имущественный характер. В этой сфере имеет большое применение и такая ставшая универсальной юридическая конструкция, как договор. Именно с помощью него чаще всего оформляются деловые отношения. О предпринимательских договорах подробно речь в Главе VII.

Завершая рассмотрение вопроса о предмете предпринимательского права, хотелось бы отметить, что предмет предпринимательского права не смыкается и не накладывается, даже частично, на предмет гражданского права. Нельзя также конструировать предмет предпринимательского права из тех компонентов, которые легко заимствуются из других отраслей, или из тех отношений, которые не регулируются в ГК, как это некоторые предлагают.*(46)Предпринимательское право имеет свой собственный предмет, центральной частью которого является корпоративное право.