logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Гражданское право 1 и 2 части вместе / КашанинаЧастное право - учебник_ Всё о договорах_13 г

Метод предпринимательского права

Предпринимательской деятельностью занимаются независимые и самостоятельные в экономическом плане субъекты права. Они могут принимать автономные решения для решения тех или иных вопросов. Автономный метод (или метод саморегулирования) и является методом корпоративного права (первый блокотношений), которое составляет ядро предпринимательского права.

Второй блокотношений требует принципиально иного метода правового регулирования, а именно - императивного метода, или метода субординационного (метода подчинения). Государственные органы, осуществляя управленческую деятельность и выражая общие интересы, вправе давать указания (предписания), обязательные для субъектов предпринимательской деятельности, невыполнение которых может повлечь применение мер государственного принуждения. Если эти предписания основаны на законе, то у корпорации нет выбора, выполнять их или не выполнять, и поэтому приходится им подчиниться.

Отношения по установлению делового сотрудничества (третий блокотношений) принципиально не приемлют метод субординации, поскольку контрагенты, заинтересованные в деловом сотрудничестве, являются экономически независимыми субъектами и находятся между собой в отношениях равенства. Не подходит здесь и автономный метод, так как деловое сотрудничество предполагает какие-то совместные действия и учет воли контрагента. В данной сфере используется метод диспозитивный, или договорный (метод координации).

Главную роль в предпринимательской деятельности, как представляется, выполняет все же автономный метод. Если должным образом построена деятельность внутри самой корпорации, то успешными будут и ее результаты. Лишь тогда найдутся желающие сотрудничать, действовать совместно с удачливым контрагентом, координировать с ним свои усилия, договариваться по вопросам, представляющим взаимный интерес. Субординационный метод в обществе, основанный на рыночной экономике, не должен применяться очень широко. Однако он оказывается крайне необходимым при осуществлении государственного регулирования экономики, допускаемого только в определенной мере.