logo search
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Правовая статистика / Правовая статистика_Савюк_04

§ 2. Границы достоверности данных уголовно-правовой статистики

347

РОВД Волгограда, 500 фальсифицированы, в Ворошиловском — 100 из 186. Приписки делались после расследования какого-либо преступления в карточке учета, таким образом, на подозреваемо­го «вешалось» еще несколько якобы раскрытых преступлений. До суда они, естественно, не доходили1.

Бытует и такая практика по делам экономической преступно­сти: в суд стали направляться уголовные дела, связанные с мошен­ничеством в крупных размерах, когда под видом юридического ли­ца ведется прием вкладов от населения с обещанием невероятных процентов или иных благ. Затем, естественно, «фирма» закрыва­ется, мошенник скрывается, но все же иногда попадается (как не­безызвестная Властелина). Возбуждено уголовное дело, по которо­му помимо основной карточки (ф. 1 на выявленное преступление) на выявленные в процессе расследования «эпизоды» мошенниче­ской деятельности заводятся дополнительно еще несколько анало­гичных карточек. И при этом все эти раскрытые преступления уже направлены в суд. Поэтому практика выставления дополнительных карточек по таким многоэпизодным преступлениям — очередной способ фальсификации процента раскрываемости.

В результате такой «борьбы» распыляются силы и средства го­сударственных органов в предупреждении, своевременном выяв­лении и пресечении правонарушений в сфере экономики, другие «акулы» преступного бизнеса уходят от ответственности. В целях преодоления разобщенности государственных органов на этом направлении деятельности, объективного отражения выявлен­ных преступлений и административных правонарушений в сфере экономики в государственной статистической отчетности и при­нятия необходимых мер Президент РФ поручил Правительству РФ в трехмесячный срок разработать единую систему их учета. Для это­го федеральные органы исполнительной власти и органы испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, а также Центральный банк РФ обязаны незамедлительно информиро­вать соответствующие органы прокуратуры Российской Федера­ции о выявленных правонарушениях в сфере экономики. Генераль­ному прокурору РФ предложено усилить надзор за законностью мер, принимаемых по выявленным преступлениям и админист­ративным правонарушениям в этой сфере и направленных на ус­транение причин и условий, способствующих их совершению; о

1 См.: Сами придумали — сами раскроем // Российская галета. 1997. 21 марта.

348