2. Цели наказания
Вопрос о целях наказания — не то.1ько и не столько юридический сколько философский, так как веками он занимал умы крупнейших философов.
Правда, следует оговориться, что в истории философской и правовой мысли существовали и ортодоксальные взгляды, отрицавшие какую-либо целесообразность наказания. Отрицал его, например, Лев Толстой («В чем моя вера?»). В полном соответствии со своим учением о непротивлении злу насилием он говорил, что наказание есть зло и нельзя посредством зла бороться со злом (в данном случае с преступлениями)1. Отрицали наказание и анархисты (например, Кропоткин), исходившие из того, что наказание есть необходимый атрибут государства, которое по основной идее анархизма не должно существовать. «Отмена» (упразднение государства и законов) приведет к отмене и наказания как такового2. Наконец, отрицали наказание и некоторые утописты, например социалист-утопист Р. Оуэн, считавший, что поскольку государство само виновно в том, что человек совершил преступление, значит оно не имеет права наказывать человека (преступника). Однако подобные взгляды всегда выглядели анахронизмом и « выбивались» из «русла» возможных философских течений, конечно признававших: необходимость наказания и по-своему обосновывавшие цели его применения,
Своими истоками философские учения о наказании уходят в религию, и первые попытки решения поставленной проблемы мы находим именно в религиозных источниках.
Так, в книге «Бытие» Ветхого Завета сказано: «Я взыщу кровь вашу за вас, от всякого зверя взыщу ее и от руки человека, от руки всякого брата его взыщу душу человека. Кто прольет человеческую кровь, того кровь прольется человеческая». В Евангелии эта же мысль выражена словами: «Мне отмщение — аз воздам». То же самое, по сути дела, и в Коране: «Правоверные, закон возмездия установлен вами за убийство: свободный должен умереть за свободного и слуга за слугу... женщина за женщину». Таким образом, во многих религиях, несмотря на их различие, наказание связывалось. с идеей возмездия (кары) преступнику за совершенное им преступление. Эта же идея очень долго господствовала и в философии.
Так, в Древней Греции идею возмездия наказания разделяли такие философы, как Пифагор и Аристотель (правда, в последние годы своей жизни он изменил на этот счет свои взгляды). Во времена средневековья идею наказания как возмездия развивал итальянский утопист Кампанелла, выступая сторонником соответствия между преступлением и наказанием в форме талиона. В придуманном им городе Солнца к насильникам применялись смертная казнь или наказание — око за око, нос за нос, зуб за зуб и т. д.
Особенно сильное развитие теория наказания как возмездия получила в трудах немецких философов — Канта и Гегеля3, по-своему обосновавших ее содержание. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724—1804) определял уголовное право как право на наказание, под которым он понимал причинение страдания лицу, совершившему преступление. Притом он исходил из построенной им концепции «категорического императива», заключающегося в свободе человека поступать как угодно, если это не ограничивает свободу другого человека. Уголовный закон, по Канту, есть выражение категорического императива, требования которого как выражение высших нравственных законов подлежат безусловному выполнению и не зависят от каких-либо внешних целей и соображений. Преступник, совершив преступление, нарушил эти высшие нравственные требования, и он должен быть наказан. В реализации требований категорического императива, в осуществлении абстрактной (всеобщей) справедливости Кант видел единственный смысл уголовного наказания. Исходя из этого, единственно разумной теорией наказания Кант считал теорию возмездия по принципу талиона («око за око», «зуб за зуб»). Никаких других, в том числе утилитарных (устрашение, исправление), целей Кант за наказанием не признавал. По его мнению, любые утилитарные цели противоречили категорическому императиву, который не позволял рассматривать человека как средство для достижения любых, пусть и благородных целей.
Наказание как возмездие за преступление по-своему обосновывалось и Гегелем (1770—-1831), вошедшим в историю как создатель диалектического метода мышления. Диалектическое развитие происходит, по Гегелю, в форме триады: тезис: его отрицание — антитезис и отрицание этого отрицания — синтез (последний означает не только отрицание антитезиса, но и восстановление того ценного, что было в предшествующем развитии). Применительно к проблеме наказания эта триада выглядит следующим образом. Право, выражающее всеобщую волю, — тезис. Преступление, отрицающее право, — антитезис. Наконец, наказание, отрицающее преступление и восстанавливающее нарушенное преступником право, — синтез. Следовательно, главное в наказании — это то, что оно есть неизбежное последствие преступления. Это принуждение (насилие) преступника, возмездие, следующее за совершенным им насилием. Это отрицание отрицания права и восстановление последнего. При этом Гегель считал наказание даже правом преступника. Он выводил это из трактуемой им общей философской идеи права как свободы. Применительно к преступлению и наказанию это сложное философское обоснование интерпретируется так. Преступление — акт воли преступника, отрицающего право. Фактом своего преступления преступник, по Гегелю, дает согласие на применение к нему наказания. Последнее, следовательно, выступает также проявлением свободы преступника: «Наказание, карающее преступника... есть вместе с тем его в себе сущая воля, начальное бытие его свободы, его право, — но есть также право, положенное в самом преступнике, т. е. в его налично сущей воле, в его поступке. Ибо в его поступке разумного существа заключено, что он нечто всеобщее, что им устанавливается закон, который преступник в том поступке признал для себя, под который он, следовательно, может быть подведен как под свое право»1. Таким образом, гегелевская трактовка наказания как возмездия отличается от трактовки его предшественников тем, что у него речь шла не о чистом возмездии, а о возмездии как восстановлении права, нарушенного преступником.
Несмотря на распространенность взгляда на наказание как на возмездие (кару), некоторые ученые еще в древности стали сомневаться в том, достаточно ли видеть в наказании одно лишь возмездие, и стали связывать его с достижением утилитарных, т. е. полезных, для общества целей. И, пожалуй, первым с этими идеями выступил древнегреческий философ Протагор (V в. до н. э.) — глава и основатель школы софистов. От утверждал, что «никто не наказывает нарушающих право за то и потому, что они нарушили право, это делают только те, кто, подобно животному, бессмысленно мстят; кто хочет разумно наказать, наказывает не за совершенное преступление, — так как совершенное он не может сделать несовершенным, — а чтобы в результате наказания в будущем никто не нарушал право, ни тот, кто уже это сделал, ни другой, кто видел виновного наказанным... наказывают для устрашения»2. Кроме того, Протагор выдвигал еще цели исправления виновных и обезвреживания неисправимых преступников (путем изгнания последних или причинения им смерти).
За признание целью наказания устрашения (а также исправления преступника) выступал (в свои зрелые годы) и древнегреческий философ Платон (IV в. до н. э.), хотя вначале полагал, что цель наказания — это «очищение души, запятнавшей себя преступлением»3.
Древнеримский философ Аристотель, как уже отмечалось, вначале разделявший идею наказания как возмездия, впоследствии (например, в своей «Риторике») проводил отличие наказания от мести (возмездия). Он считал, что месть — это всегда результат раздражения и гнева. Наказывать же во гневе нельзя и следует применять наказание для исправления виновного и для предупреждения преступлений. При этом Аристотель считал, что общее предупреждение достигается реальностью наказания. Что же касается воздействия наказания на конкретного преступника, то он полагал, что если на него не подействовала угроза наказания, то страдание, причиняемое наказанием, должно быть средством предупреждения совершения им нового преступления и исправления виновного. В случае же если это также не принесет положительного результата, размер наказания (его тяжесть) следует увеличить1.
В средние века против идеи наказания как возмездия'выступа-ли голландский юрист (один из основателей науки международного права) Гуго Греции (1583—1645) и английский юрист (один из предтечей естественной школы права) Гоббс (1588—1679). Первый из них отрицал наказание как само по себе, а считал его пользой для будущего (для преступника — искупление путем устрашения; для потерпевшего и общества — охрана от повторения преступления преступником или другими лицами). Второй также видел цель наказания не в возмездии, а в устрашении и исправлении как преступников, так и других лиц.
Решающий вклад в отрицание наказания как возмездия и постановку перед ним позитивных целей внес итальянский просветитель-гуманист Чезаре Беккариа (1738—1794). В своей книге «О преступлениях и наказаниях», вышедшей в свет в 1764 г.2, Беккариа сформулировал основные положения просветительно-гуманистического направления в уголовном праве, в том числе и в области наказания. «Цель наказания, — считал Беккариа, — заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление», а в том, «чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же. Поэтому следует употреблять только такое наказание, которое при сохранении соразмерности с преступлением производило бы наиболее сильное впечатление на душу людей и было бы наименее мучительным для тела преступника»3. При этом Беккариа сформулировал принцип, который оказал значительное влияние на все дальнейшее развитие уголовного права и продолжает оказывать такое влияние и в настоящее время, — «впечатление производит не столько строгость наказания, сколько его неизбежность»4. Принцип столь же актуальный в наше время, как и более двухсот лет назад При его формулировании. Таким образом, основную цель наказания Беккариа видел в предупреждении преступлений.
Идеи Беккариа наиболее последовательно развиты немецким криминалистом А. Фейербахом (1775—1833) — одним из крупнейших европейских криминалистов XIX в., создавшего собственную уголовно-правовую теорию. Фейербах, так же как и Беккариа, считал, что цель наказания заключается в предупреждении преступлений. Однако это предупреждение он связывал с устрашением. Он считал, что содержащаяся в уголовном законе угроза наказанием должна воздействовать на возможного (потенциального) преступника в том направлении, чтобы устрашить его грозящим наказанием и тем самым предотвратить преступление. При этом большее значение Фейербах придавал именно устрашению через уголовный закон, через угрозу наказанием, а не практическому применению наказания к конкретному лицу. Последнее лишь призвано повысить силу устрашения уголовного закона, укрепить в сознании граждан мысль о неминуемом использовании наказания в случае нарушения ими уголовно-правового запрета. Таким образом, в предупреждении преступлений путем наказания Фейербах на первое место ставил общее предупреждение.
Обзор философских концепций, обосновывающих значение утилитарных целей, стоящих перед наказанием, следует завершить изложением взглядов Иеремии Бентама (1748—1832) — английского ученого, занимавшегося исследованиями не только в области права, но и этики и экономики. И именно он, пожалуй, наиболее полно развил идею «полезности» наказания, доведя ее едва ли не до абсурдной попытки оценить позитивное воздействие наказания в его денежном выражении (в денежных затратах). Бентам исходил из того, что в принципе любое наказание есть само по себе зло. И в таком случае оно может быть допущено только тогда и в той степени, когда и поскольку оно (наказание) способно устранить (загладить) большее зло. Бентам выдвигал три условия возможного применения наказания.
Во-первых, оно не может применяться, если оно не способно предотвратить вред от преступления.
Во-вторых, чтобы наказание не было слишком дорогим (чтобы не оказалось, что наказание стало дороже причиненного преступлением вреда).
И, в-третьих, наказание не нужно, если вред от наказания может быть предотвращен не наказанием, а каким-либо другим, более дешевым способом. Этим самым Бентам ратовал за дешевую уголовную репрессию, которая не требовала бы больших расходов для государства.
Хотя, как ни странно для таких взглядов, Бентам стоял за применение самых жестоких мер, направленных на устрашение преступников, предлагал сохранить такие средневековые наказания, как, например, клеймение и бичевание1.
Таким образом, утилитарные цели наказания могут быть сведены в принципе к исправлению преступника и предупреждению преступлений.
В ч. 2 ст. 43 УК РФ названы следующие цели наказания:
восстановление социальной справедливости;
исправление осужденного;
предупреждение совершения новых преступлений.
Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания впервые определено непосредственно в российском уголовном законодательстве1. Понятие справедливости возникло как этическая категория, характеризующая соотношение определенных явлений с точки зрения распределения добра и зла между людьми: соотношение между ролью людей (классов, социальных групп, отдельных лиц) и их социальным положением; их правами и обязанностями; между деянием и воздаянием (частный случай этого — соотношение между преступлением и наказанием). Соответствие между характеристиками первого и второго порядка оценивается в этике как справедливость, несоответствие — как несправедливость.
Марксистская теория связывала категорию справедливости с экономическим строем общества и его классовым устройством. Идеал справедливости связывался с
- Содержание
- Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права. Наука уголовного права 1
- Глава II. Принципы уголовного права 50
- Глава III. Уголовный закон 61
- Глава XVIII. Условное осуждение 502
- Глава XIX. Освобождение от уголовной ответственности 508
- 3. Освобождение от уголовной ответственности 520
- 4. Освобождение от уголовной ответственности 522
- 5. Освобождение от уголовной ответственности 522
- Глава XX. Освобождение от наказания 531
- Глава XXI. Амнистия, помилование, судимость 545
- Глава XXII. Уголовная ответственность несовершеннолетних 554
- Глава XXIII. Принудительные меры медицинского характера 563
- Глава XXIV. Основные положения общей части уголовного права зарубежных государств 569
- Глава XXV. Основные направления (школы) в науке уголовного права: история и современность 596
- Указатель сокращений
- От автора
- Предисловие ко 2-му изданию
- Предисловие к 3-му изданию
- Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права. Наука уголовного права
- 1. Понятие уголовного права, его предмет, метод и система
- 2. Задачи уголовного права
- 3. Наука уголовного права
- Литература
- Глава II. Принципы уголовного права
- Принципы уголовного права
- Литература
- Глава III. Уголовный закон
- 1. Понятие и значение уголовного закона. Действующее уголовное законодательство Российской Федерации
- 2. История российского уголовного законодательства
- Советское социалистическое уголовное право
- Постсоциалистическое уголовное право
- 3. Структура и техника уголовного закона. Уголовный закон и уголовно-правовая норма
- Виды диспозиций статей Особенной части ук рф
- Виды санкций статей Особенной части ук рф
- 4. Действие уголовного закона во времени и в пространстве
- 5. Выдача лиц, совершивших преступление
- 6. Толкование уголовного закона
- Виды толкования уголовного закона
- 7. Проблемы и перспективы совершенствования российского уголовного законодательства1
- Литература
- Глава IV. Понятие преступления
- 1. Социальная природа преступления
- 2. Понятие и признаки преступления
- Признаки преступления
- 3. Криминализация общественно опасных деяний и их декриминализация
- 4. Классификация преступлений
- Литература
- Глава V. Состав преступления
- 1. Понятие и значение состава преступления
- Элементы состава преступления
- 2. Виды составов преступлений
- 3. Состав преступления и квалификация преступления
- Литература
- Глава VI. Объект преступления
- 1. Понятие и значение объекта преступления
- 2. Виды объектов преступления
- 3. Предмет преступления
- Литература
- Глава VII. Объективная сторона преступления
- Понятие объективной стороны преступления и ее уголовно-правовое значение
- 2. Общественно опасное деяние (действие или бездействие)
- 3. Общественно опасное последствие
- 4. Причинная связь между действием или бездействием и наступлением общественно опасных последствий
- 5. Место, время, обстановка, средства и орудия, а также способ совершения преступления
- Литература
- Глава VIII. Субъект преступления
- 1. Понятие субъекта преступления
- Признаки субъекта преступления
- 2. Возрастные признаки субъекта преступления
- 3. Вменяемость. Понятие невменяемости
- Критерии невменяемости (ст. 21 ук рф)
- 4. Специальный субъект преступления
- Литература
- Глава IX. Субъективная сторона преступления
- 1. Понятие и значение субъективной стороны преступления.
- Субъективная сторона преступления
- 2. Понятие вины. Формы вины
- 3. Умысел и его виды
- 4. Неосторожность и ее виды
- Виды неосторожности
- 5. Преступления с двойной формой вины
- 6. Мотив и цель преступления
- 7. Эмоциональное состояние лица, совершающего преступление
- 8. Ошибка и ее уголовно-правовое значение
- Виды ошибок
- Литература
- Глава X. Уголовная ответственность и ее основания
- 1. Понятие уголовной ответственности
- 2. Уголовная ответственность и уголовно-правовые отношения
- 3. Основания уголовной ответственности
- Литература
- Глава XI. Стадии совершения преступления
- 1. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления
- Приготовление к преступлению;
- 3) Оконченное преступление.
- Стадии преступления (ст. 29 ук рф)
- 2. Приготовление к преступлению
- 3. Покушение на преступление
- 4. Оконченное преступление
- 5. Добровольный отказ от преступления
- Условия освобождения от уголовной ответственности при добровольном отказе от преступления
- Литература
- Глава XII. Соучастие в преступлении
- 1. Понятие соучастия в преступлении
- Признаки соучастия в преступлении
- 2. Виды соучастников
- 3. Формы соучастия
- Формы соучастия
- 4. Ответственность соучастников
- Литература
- Глава XIII. Множественность преступлений
- 1. Понятие единого преступления и множественности преступлений
- 2. Формы множественности преступлений
- Формы (виды) множественности преступлений
- Литература
- Глава XIV. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 1. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
- Виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
- 2. Необходимая оборона
- Условия правомерности необходимой обороны
- 3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
- 4. Крайняя необходимость
- Условия правомерности крайней необходимости
- 5. Физическое или психическое принуждение
- 6. Обоснованный риск
- Условия правомерности Обоснованного риска (ст. 41 ук рф)
- 7. Исполнение приказа или распоряжения
- Литература
- Глава XV. Наказание и его цели
- 1. Понятие и признаки наказания по уголовному праву
- Признаки наказания
- 2. Цели наказания
- Цели наказания (ст. 43 ук рф)
- Литература
- Глава XVI. Система и виды наказаний
- 1. Понятие и значение системы наказаний
- Виды наказания (ст. 44 ук рф)
- Смертная казнь.
- 2. Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы
- 3. Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы
- Виды мест лишения свободы
- 4. Смертная казнь
- Литература
- Глава XVII. Назначение наказания
- 1. Общие начала назначения наказания
- Общие начала назначения наказания (ст. 60 ук рф)
- 2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
- 3. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление
- 4. Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении. Назначение наказания за неоконченное преступление, за преступление, совершенное в соучастии и при рецидиве преступлений
- 5. Назначение наказания по совокупности преступлений
- Назначение наказания по совокупности преступлений
- К основным наказаниям могут быть присоединены дополнительные наказания
- 6. Назначение наказания по совокупности приговоров
- Назначение наказания по совокупности приговоров
- 7. Исчисление сроков наказания и зачет наказания
- 8. Проблема совершенствования уголовных наказаний1
- Литература
- Глава XVIII. Условное осуждение
- Условное осуждение
- Литература
- Глава XIX. Освобождение от уголовной ответственности
- 1. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности
- Виды освобождения от уголовной ответственности
- 2. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
- 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
- 4. Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки
- 5. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
- Условия освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 78 ук рф)
- Сроки давности привлечения к уголовной ответственности
- Литература
- Глава XX. Освобождение от наказания
- 1. Понятие и виды освобождения от наказания
- Виды освобождения от наказания
- 2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
- Условно-досрочное освобождение
- 3. Замена неотбытой части наказания более мягким
- 4. Освобождение от наказания в связи с болезнью
- 5. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
- 6. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
- Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 ук рф)
- Литература
- Глава XXI. Амнистия, помилование, судимость
- 1. Амнистия
- 2. Помилование
- Помилование
- 3. Судимость
- Погашение судимости
- Литература
- Глава XXII. Уголовная ответственность несовершеннолетних
- Общая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и условия их уголовной ответственности
- 2. Виды наказания для несовершеннолетних и особенности их назначения
- Виды наказания для несовершеннолетних
- 3. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и применение принудительных мер воспитательного воздействия
- Виды принудительных мер воспитательного воздействия
- 4. Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания, исчисления сроков давности и погашения судимости
- Литература
- Глава XXIII. Принудительные меры медицинского характера
- 1. Понятие принудительных мер медицинского характера
- Основания применения принудительных мер медицинского характера
- 2. Виды принудительных мер медицинского характера
- Виды принудительных мер Медицинского характера (ст. 99 ук рф)
- 3. Продолжительность и уголовно-правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера
- Литература
- Глава XXIV. Основные положения общей части уголовного права зарубежных государств
- 1. Системы уголовного права в современном мире
- 2. Основные положения Общей части уголовного права Франции, Германии и Италии
- 3. Основные положения Общей части уголовного права Англии и сша
- 4. Основные положения Общей части уголовного права кнр
- 5. Основные положения Общей части уголовного права Афганистана
- Необходимая оборона.
- 6. Основные положения Общей части уголовного права Японии
- 7. Тенденция сближения систем уголовного права
- Литература
- Глава XXV. Основные направления (школы) в науке уголовного права: история и современность
- 1. Просветительно-гуманистическое направление
- 2. Классическая школа
- 3. Антропологическая школа
- 4. Социологическая школа
- Литература