5. Выдача лиц, совершивших преступление
Под выдачей преступников (или экстрадицией) в международном праве понимается передача лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора2.
В соответствии с Конституцией РФ такая выдача может быть осуществлена лишь в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, так как согласно ч. 1 ст. 61 «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Это правило закреплено в ч. 1 ст. 13 Уголовного кодекса РФ: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». Таким образом, эта норма в отношении российских граждан, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации, является своеобразным подкреплением принципа гражданства, сформулированного (как уже отмечалось) в ч. 1 ст. 12 УК РФ, условием его реализации.
Часть 2 ст. 13 УК регламентирует вопрос о выдаче иностранных граждан и лиц без: гражданства: «Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации». Эта норма основана на конституционной норме, зафиксированной в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ: «Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».
Международные договоры о выдаче преступников могут иметь многосторонний или двусторонний характер. Среди первых для Российской Федерации первостепенное значение имеют Европейская конвенция о выдаче правонарушителей Совета Европы 1957г. (и два Дополнительных протокола к ней 1975—1978 гг.)1, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.2 и целый ряд многосторонних конвенций, заключаемых между государствами для борьбы с отдельными преступлениями, участником которых является Российская Федерация (например, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.).
Европейская конвенция достаточно подробно регламентирует вопрос о категориях (видах) правонарушений, совершение которых может служить основанием для выдачи совершившего их лица. В соответствии с ней выдача осуществляется в отношении правонарушений, наказуемых согласно законам как запрашивающего, так и запрашиваемого государства лишением свободы на срок не менее одного года или более серьезным наказанием. Однако, если просьба о выдаче касается лица, разыскиваемого в целях исполнения приговора о тюремном заключении или другой меры лишения свободы, вынесенного в отношении такого правонарушителя, выдача разрешается лишь в том случае, если до окончания этого наказания остается не менее четырех месяцев. Следует отметить, что Конвенция предусматривает право любой договаривающейся стороны, закон которой не предусматривает выдачу за некоторые преступления, пусть и наказываемые лишением свободы на срок не менее одного года или более строгим наказанием, исключить такие правонарушения из сферы применения Конвенции (для чего заинтересованная сторона в момент сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о присоединении к Конвенции должна передать Генеральному секретарю Совета Европы список правонарушений, в отношении которых выдача разрешается или исключается).
Конвенция предусматривает ограничения и на выдачу некоторых других категорий правонарушений (не связанные с видом и размером санкции, установленных за их совершение во внутреннем законодательстве). В первую очередь это касается политических правонарушений (при этом оговаривается, что убийство или попытка убийства главы государства или члена его семьи не рассматривается политическим правонарушением в контексте данной Конвенции). Аналогичное правило существует и в отношении правонарушения, хотя и признаваемого по внутреннему законодательству обычным (т. е. не политическим) правонарушением, но в отношении которого запрос о выдаче делается с целью преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, гражданством или политическими убеждениями. Из сферы Конвенции исключаются и военные правонарушения, признаваемые таковыми в соответствии с внутренним военным правом и не являющиеся разновидностью правонарушений, предусматриваемых обычным уголовным правом (речь в этом случае идет не о военных преступлениях как о разновидности международных преступлений, а таких, которые являются посягательствами против установленного порядка прохождения воинской службы, совершаемыми военнослужащими). Особый статус определен и для финансовых правонарушений, связанных с налогами, пошлинами, таможенными сборами и валютой. В отношении них выдача осуществляется лишь в случаях, если договаривающиеся стороны приняли об этом решение в отношении такого конкретного правонарушения или категории таких правонарушений.
В Конвенции зафиксированы и другие ограничения в выдаче, связанные с особенностями места совершения преступления, незавершенным судебным разбирательством в отношении определенного правонарушения, принципа non bis in idem, давностных сроков и возможного наказания в виде смертной казни в отношении выдаваемого лица. Так, особый порядок Конвенция устанавливает относительно выдачи за правонарушение, которое в соответствии с законом запрашиваемой стороны наказывается смертной казнью, а законом запрашиваемой стороны такое наказание либо не предусматривается, либо обычно не приводится в исполнение. В этом случае в выдаче может быть отказано, если запрашивающая сторона не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемая сторона считает достаточными в отношении того, что смертный приговор не будет вынесен или не приведен в исполнение.
Конвенция достаточно подробно регламентирует требования, предъявляемые к запросу о выдаче, порядку направления этого запроса и предоставления сопроводительных документов и возможной дополнительной информации, порядку осуществления транзита выдаваемого лица через территорию договаривающихся сторон, а также предусматривает ряд процессуальных гарантий прав выдаваемого лица при производстве в отношении совершенного им правонарушения предварительного расследования и судебного разбирательства (включая решение вопроса о задержании и аресте указанного лица).
Конвенция предусматривает и ситуацию, когда выдача запрашивается одновременно не одним, а двумя или более государствами за одно и то же правонарушение либо за различные правонарушения. В этих случаях запрашиваемая сторона принимает свое решение с учетом всех обстоятельств и в особенности сравнительной тяжести совершенного правонарушения и места его совершения, а также времени подачи запросов запрашиваемыми сторонами (их очередности), гражданства требуемого лица и возможности его последующей выдачи другому государству. Конвенция регламентирует также вопрос о передаче собственности, который может возникнуть в связи с передачей выдаваемого лица (в случаях, когда указанная собственность может потребоваться в качестве вещественного доказательства совершения правонарушения либо которая была приобретена в результате правонарушения и в момент ареста требуемого лица находилась в его владении или была обнаружена позднее).
В Конвенции разрешается и вопрос о ее соотношении с двусторонними соглашениями о выдаче. Общее правило заключается в том, что Конвенция заменяет собой положения любых двусторонних договоров, конвенций или соглашений, регулирующих выдачу правонарушителей между любыми двумя договаривающимися сторонами. Вместе с тем в тех случаях, когда между двумя или более договаривающимися сторонами выдача правонарушителей осуществляется на основе унифицированных законов, стороны вправе руководствоваться именно такими законами, а не положениями Конвенции.
Европейская конвенция о выдаче правонарушителей легла в основу Типового договора о выдаче, принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. Вместе с тем последний документ, носящий модельный (рекомендательный) характер, содержит и некоторые особенности и уточнения, отличные от Европейской конвенции и развивающие ее. Это касается: размеров санкций (сроков тюремного заключения или другой меры лишения свободы) за соответствующее правонарушение, являющихся условием выдачи; отсутствия препятствий для выдачи в зависимости от терминологических и конструктивных особенностей формулирования состава соответствующего правонарушения в законодательстве договаривающихся сторон; выдачи лиц, виновных в финансовых правонарушениях; расширения императивных и факультативных оснований для отказа в выдаче; оговорки относительно основания для возможного отказа в выдаче не только в отношении правонарушения, наказуемого смертной казнью, но и наказуемого пожизненным или бессрочным лишением свободы и некоторых других вопросов.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., заключенная в рамках Содружества Независимых Государств (ее участниками являются Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Узбекистан, Украина), разработана в соответствии с Европейской конвенцией и Типовым договором, однако по сравнению с ними она содержит и некоторые особенности. Так, выдача для приведения приговора в исполнение производится в отношении лица, выдача которого требуется и которое было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев, а не четырех, как это требуется по Европейской конвенции. Существенно ограничивается возможность выдачи, если существуют предусмотренные законодательством договаривающихся сторон обязательства, связанные с освобождением лица от уголовной ответственности или наказания по нереабилитирующим основаниям (по Европейской конвенции таким основанием является только истечение срока давности). Более детально по сравнению с Европейской конвенцией регламентируются процедурные вопросы выдачи.
В отличие от Европейской конвенции 1957 г. в Конвенции СНГ среди оснований для отказа в выдаче не упоминается такое общепризнанное основание, как политический характер преступления, совершенного запрашиваемым для выдачи лицом. Хотя, конечно, обойтись без этого понятия будет трудно и его когда-то придется признать, в первую очередь тем странам, которые (например, Российская Федерация) уже приняты в Совет Европы или предпринимают усилия для их приема туда. Правда, указанный пробел имеет свои причины. Главные из них заключаются в том, что ни действующему уголовному законодательству как России, так и ряда стран СНГ, ни уголовно-правовым доктринам этих стран неизвестно понятие политического преступления. В действительности же уголовные кодексы этих стран содержат целый ряд норм об уголовной ответственности за политические преступления в их традиционном понимании. Так, например, в УК РФ 1996 г. восемь преступлений из преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29) как преступлений против государственной власти (разд. X) вполне, по нашему мнению, отвечают тому, чтобы их считать преступлениями политического характера. Это —
государственная измена (ст. 275),
шпионаж (ст. 276),
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277),
насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278),
вооруженный мятеж (ст. 279),
публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280),
диверсия (ст. 281) и
возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 281).
Все они так или иначе посягают на закрепленные в Конституции РФ основы государственной власти (на внешнюю безопасность Российской Федерации, на легитимность государственной власти, на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности, на экономическую безопасность Российской Федерации, на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной вражды) и потому не могут не носить политического характера.
Институт выдачи регламентируется и в многосторонних конвенциях, заключаемых между государствами для борьбы с определенными преступлениями. Например, специальный раздел о выдаче содержится в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Соответствующие фрагменты, касающиеся выдачи, содержатся также в ряде других конвенций о борьбе с отдельными преступлениями (Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенции о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенции о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г. и некоторых других).
Как уже отмечалось, выдача преступников регламентируется и двусторонними соглашениями, заключаемыми между определенными государствами. Их можно свести к трем видам. Во-первых, специально заключенным по проблемам выдачи (например, Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.). Во-вторых, таким, в которых регламентация выдачи преступников осуществляется в рамках общего договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (например, Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 декабря 1992 г.). И, в-третьих, специально заключенным по вопросу о передаче осужденных для отбывания наказания (например, Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания от 4 марта 1993 г.). В основе всех трех типов двусторонних договоров лежат принципы, зафиксированные в Европейской конвенции о выдаче и Типовом договоре о выдаче ООН, а на договорах, заключенных между странами СНГ после 1993 г., и Конвенции СНГ.
Для практического решения конкретного вопроса о выдаче конкретного правонарушителя помимо рассмотренных или упомянутых выше многосторонних Конвенций, многосторонних и двусторонних договоров, национального законодательства необходимо прибегать и к международным многосторонним и двусторонним межведомственным договорам (соглашениям), заключенным между органами прокуратуры или министерствами внутренних дел (ведомствами полиции) соответствующих стран. Например, в соответствии с Соглашением между Прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Украины о правовой помощи и сотрудничестве 1993 г. такие помощь и сотрудничество осуществляются в том числе и в содействии розыску лиц, совершивших преступления, а также этапировании арестованных и осужденных1; в Соглашении о взаимодействии министерств внутренних дел Независимых Государств (т. е. стран СНГ) в сфере борьбы с преступностью 1992 г. говорится об осуществлении сотрудничества, наряду с другими направлениями, в розыске преступников, лиц, скрывшихся от следствия и суда или отбытия наказания2; в Протоколе о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Французской республики 1992 г. согласованы вопросы сотрудничества относительно выявления мест нахождения лиц, скрывающихся от уголовного преследования, находящихся под следствием, а также обеспечения сохранности документов и других вещественных доказательств, имеющих отношение к совершению преступления3. Разумеется, что действия, обусловленные этими соглашениями, не всегда заканчиваются выдачей преступников, однако при конечном положительном решении этого вопроса они "являются необходимой составной частью предварительной работы правоохранительных органов соответствующих стран вначале по установлению лиц, подлежащих выдаче, а затем и возможной последующей их выдаче.
Уголовно-правовая норма о выдаче лиц, совершивших преступления (иностранных граждан и лиц без гражданства), выраженная в ч. 2 ст. 13 УК РФ, конкурирует с нормами о таких (рассмотренных выше) принципах действия уголовного закона в пространстве, как универсальный и реальный (выраженных в ч. 3 ст. 12 УК). Конкуренция1 заключается в том, что в соответствии с указанными принципами Российская Федерация вправе привлечь соответствующих иностранных граждан и лиц без гражданства к уголовной ответственности и подвергнуть их уголовному наказанию по российскому уголовному законодательству. Одновременно в соответствии с указанной нормой о выдаче Российская Федерация может по требованию заинтересованного государства выдать иностранного гражданина или лицо без гражданства для того, чтобы именно заинтересованное государство само осуществило в этом случае уголовную юрисдикцию в отношении этих лиц и совершенных ими преступлений. Внимательное сравнение содержания этих уголовно-правовых норм (выраженных в ст. 12 и 13 УК РФ) приводит к выводу, что конкуренция между этими нормами является, в известном смысле, разновидностью конкуренции общей и специальной нормы. Отличие между этими нормами лежит в плоскости степени абстракции сформулированного в этих нормах уголовно-правового запрета или иного правила. Специальная норма в какой-то части уточняет и конкретизирует признаки общей нормы, из которой она выделена. Например, служебный подлог есть специальная разновидность злоупотребления должностными полномочиями, поэтому норма, выраженная в ст. 285 УК РФ, является общей нормой, а норма, выраженная в ст. 292 УК РФ, — специальной. Нам представляется, что норма о выдаче (ч. 2 ст. 13 УК) является специальной нормой по отношению к норме, выраженной в ч. 3 ст. 12 УК (в свою очередь являющейся общей нормой), так как по сути дела представляет изъятие из нормы об универсальном (а также и реальном) принципе действия уголовного закона в пространстве.
Как известно, конкуренция общей и специальной норм решается в пользу специальной2. Дополнительным аргументом в подтверждение такого вывода применительно к рассматриваемому случаю может служить то, что вопрос о выдаче положительно дважды разрешается в нормах 'международного права (в конвенциях о борьбе с международными преступлениями и в конвенциях собственно о выдаче) и подтверждается со ссылкой УК РФ на международный договор Российской Федерации в ст. 13 УК. В соответствии же с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». И мы не видим сколь-либо серьезных контрдоводов в пользу иного разрешения указанной конкуренции.
Институт выдачи конкурирует и с институтом политического убежища. В соответствии с ч. 1 ст. 63 Конституции РФ «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». А согласно ч. 2 этой статьи Конституции «в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением». Таким образом, эта конкуренция решается в пользу права политического убежища.
- Содержание
- Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права. Наука уголовного права 1
- Глава II. Принципы уголовного права 50
- Глава III. Уголовный закон 61
- Глава XVIII. Условное осуждение 502
- Глава XIX. Освобождение от уголовной ответственности 508
- 3. Освобождение от уголовной ответственности 520
- 4. Освобождение от уголовной ответственности 522
- 5. Освобождение от уголовной ответственности 522
- Глава XX. Освобождение от наказания 531
- Глава XXI. Амнистия, помилование, судимость 545
- Глава XXII. Уголовная ответственность несовершеннолетних 554
- Глава XXIII. Принудительные меры медицинского характера 563
- Глава XXIV. Основные положения общей части уголовного права зарубежных государств 569
- Глава XXV. Основные направления (школы) в науке уголовного права: история и современность 596
- Указатель сокращений
- От автора
- Предисловие ко 2-му изданию
- Предисловие к 3-му изданию
- Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права. Наука уголовного права
- 1. Понятие уголовного права, его предмет, метод и система
- 2. Задачи уголовного права
- 3. Наука уголовного права
- Литература
- Глава II. Принципы уголовного права
- Принципы уголовного права
- Литература
- Глава III. Уголовный закон
- 1. Понятие и значение уголовного закона. Действующее уголовное законодательство Российской Федерации
- 2. История российского уголовного законодательства
- Советское социалистическое уголовное право
- Постсоциалистическое уголовное право
- 3. Структура и техника уголовного закона. Уголовный закон и уголовно-правовая норма
- Виды диспозиций статей Особенной части ук рф
- Виды санкций статей Особенной части ук рф
- 4. Действие уголовного закона во времени и в пространстве
- 5. Выдача лиц, совершивших преступление
- 6. Толкование уголовного закона
- Виды толкования уголовного закона
- 7. Проблемы и перспективы совершенствования российского уголовного законодательства1
- Литература
- Глава IV. Понятие преступления
- 1. Социальная природа преступления
- 2. Понятие и признаки преступления
- Признаки преступления
- 3. Криминализация общественно опасных деяний и их декриминализация
- 4. Классификация преступлений
- Литература
- Глава V. Состав преступления
- 1. Понятие и значение состава преступления
- Элементы состава преступления
- 2. Виды составов преступлений
- 3. Состав преступления и квалификация преступления
- Литература
- Глава VI. Объект преступления
- 1. Понятие и значение объекта преступления
- 2. Виды объектов преступления
- 3. Предмет преступления
- Литература
- Глава VII. Объективная сторона преступления
- Понятие объективной стороны преступления и ее уголовно-правовое значение
- 2. Общественно опасное деяние (действие или бездействие)
- 3. Общественно опасное последствие
- 4. Причинная связь между действием или бездействием и наступлением общественно опасных последствий
- 5. Место, время, обстановка, средства и орудия, а также способ совершения преступления
- Литература
- Глава VIII. Субъект преступления
- 1. Понятие субъекта преступления
- Признаки субъекта преступления
- 2. Возрастные признаки субъекта преступления
- 3. Вменяемость. Понятие невменяемости
- Критерии невменяемости (ст. 21 ук рф)
- 4. Специальный субъект преступления
- Литература
- Глава IX. Субъективная сторона преступления
- 1. Понятие и значение субъективной стороны преступления.
- Субъективная сторона преступления
- 2. Понятие вины. Формы вины
- 3. Умысел и его виды
- 4. Неосторожность и ее виды
- Виды неосторожности
- 5. Преступления с двойной формой вины
- 6. Мотив и цель преступления
- 7. Эмоциональное состояние лица, совершающего преступление
- 8. Ошибка и ее уголовно-правовое значение
- Виды ошибок
- Литература
- Глава X. Уголовная ответственность и ее основания
- 1. Понятие уголовной ответственности
- 2. Уголовная ответственность и уголовно-правовые отношения
- 3. Основания уголовной ответственности
- Литература
- Глава XI. Стадии совершения преступления
- 1. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления
- Приготовление к преступлению;
- 3) Оконченное преступление.
- Стадии преступления (ст. 29 ук рф)
- 2. Приготовление к преступлению
- 3. Покушение на преступление
- 4. Оконченное преступление
- 5. Добровольный отказ от преступления
- Условия освобождения от уголовной ответственности при добровольном отказе от преступления
- Литература
- Глава XII. Соучастие в преступлении
- 1. Понятие соучастия в преступлении
- Признаки соучастия в преступлении
- 2. Виды соучастников
- 3. Формы соучастия
- Формы соучастия
- 4. Ответственность соучастников
- Литература
- Глава XIII. Множественность преступлений
- 1. Понятие единого преступления и множественности преступлений
- 2. Формы множественности преступлений
- Формы (виды) множественности преступлений
- Литература
- Глава XIV. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 1. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
- Виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
- 2. Необходимая оборона
- Условия правомерности необходимой обороны
- 3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
- 4. Крайняя необходимость
- Условия правомерности крайней необходимости
- 5. Физическое или психическое принуждение
- 6. Обоснованный риск
- Условия правомерности Обоснованного риска (ст. 41 ук рф)
- 7. Исполнение приказа или распоряжения
- Литература
- Глава XV. Наказание и его цели
- 1. Понятие и признаки наказания по уголовному праву
- Признаки наказания
- 2. Цели наказания
- Цели наказания (ст. 43 ук рф)
- Литература
- Глава XVI. Система и виды наказаний
- 1. Понятие и значение системы наказаний
- Виды наказания (ст. 44 ук рф)
- Смертная казнь.
- 2. Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы
- 3. Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы
- Виды мест лишения свободы
- 4. Смертная казнь
- Литература
- Глава XVII. Назначение наказания
- 1. Общие начала назначения наказания
- Общие начала назначения наказания (ст. 60 ук рф)
- 2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
- 3. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление
- 4. Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении. Назначение наказания за неоконченное преступление, за преступление, совершенное в соучастии и при рецидиве преступлений
- 5. Назначение наказания по совокупности преступлений
- Назначение наказания по совокупности преступлений
- К основным наказаниям могут быть присоединены дополнительные наказания
- 6. Назначение наказания по совокупности приговоров
- Назначение наказания по совокупности приговоров
- 7. Исчисление сроков наказания и зачет наказания
- 8. Проблема совершенствования уголовных наказаний1
- Литература
- Глава XVIII. Условное осуждение
- Условное осуждение
- Литература
- Глава XIX. Освобождение от уголовной ответственности
- 1. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности
- Виды освобождения от уголовной ответственности
- 2. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
- 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
- 4. Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки
- 5. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
- Условия освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 78 ук рф)
- Сроки давности привлечения к уголовной ответственности
- Литература
- Глава XX. Освобождение от наказания
- 1. Понятие и виды освобождения от наказания
- Виды освобождения от наказания
- 2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
- Условно-досрочное освобождение
- 3. Замена неотбытой части наказания более мягким
- 4. Освобождение от наказания в связи с болезнью
- 5. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
- 6. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
- Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 ук рф)
- Литература
- Глава XXI. Амнистия, помилование, судимость
- 1. Амнистия
- 2. Помилование
- Помилование
- 3. Судимость
- Погашение судимости
- Литература
- Глава XXII. Уголовная ответственность несовершеннолетних
- Общая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и условия их уголовной ответственности
- 2. Виды наказания для несовершеннолетних и особенности их назначения
- Виды наказания для несовершеннолетних
- 3. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и применение принудительных мер воспитательного воздействия
- Виды принудительных мер воспитательного воздействия
- 4. Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания, исчисления сроков давности и погашения судимости
- Литература
- Глава XXIII. Принудительные меры медицинского характера
- 1. Понятие принудительных мер медицинского характера
- Основания применения принудительных мер медицинского характера
- 2. Виды принудительных мер медицинского характера
- Виды принудительных мер Медицинского характера (ст. 99 ук рф)
- 3. Продолжительность и уголовно-правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера
- Литература
- Глава XXIV. Основные положения общей части уголовного права зарубежных государств
- 1. Системы уголовного права в современном мире
- 2. Основные положения Общей части уголовного права Франции, Германии и Италии
- 3. Основные положения Общей части уголовного права Англии и сша
- 4. Основные положения Общей части уголовного права кнр
- 5. Основные положения Общей части уголовного права Афганистана
- Необходимая оборона.
- 6. Основные положения Общей части уголовного права Японии
- 7. Тенденция сближения систем уголовного права
- Литература
- Глава XXV. Основные направления (школы) в науке уголовного права: история и современность
- 1. Просветительно-гуманистическое направление
- 2. Классическая школа
- 3. Антропологическая школа
- 4. Социологическая школа
- Литература