3. Наука уголовного права
Уголовно-правовая наука — это составная часть юридической науки. Она представляет собой систему уголовно-правовых взглядов, идей, представлений об уголовном законе, его социальной обусловленности и эффективности, закономерностях и тенденциях его развития и совершенствования, о принципах уголовного права, об истории уголовного права и перспективах его развития, о зарубежном уголовном праве.
Предмет науки уголовного права шире предмета уголовного права как отрасли права.
Для углубленного уяснения социального содержания и назначения институтов и норм уголовного права, а также для выявления их эффективности теория уголовного права использует определенные методы научного исследования. Метод науки (исследования) в самом общем значении этого слова есть способ, путь познания и преобразования действительности. Выдающийся мыслитель средневековья английский философ Фрэнсис Бэкон(1561—1626) образно сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу1.
К числу используемых уголовно-правовой наукой методов исследования необходимо отнести в первую очередь такие методы, как догматический, социологический, сравнительно-правовой, историко-правовой, диалектический (философский) и др. При этом следует отметить, что сложные и противоречивые процессы реформирования нашего общества, в том числе и в уголовно-правовой сфере, привели к переоценке многих традиционных методологических постулатов. Все в нашей жизни взаимосвязано. И определенный вклад в то, что наше общество оказалось в известной изоляции в общем движении мировой цивилизации, сделан и нашей уголовно-правовой (впрочем, как и любой другой юридической) наукой. Это следует критически признать. Например, понятие социалистического гуманизма в уголовном праве связывается в цивилизованном мире с нашей почти античеловеческой пенитенциарной системой, с переоценкой роли смертной казни в борьбе с преступностью и многими другими нашими уголовно-правовыми нелепостями.
Жизнь требует переоценки роли уголовного права в регулировании и развитии социально-экономических отношений. Оценка этой роли у нас всегда была явно завышенной. И пока еще только предстоит найти истинное место уголовного права и определить его роль в развитии нового общества, в деле формирования новых, складывающихся политических и экономических структур.
В нашем обществе происходит очищение от укоренявшихся десятилетиями идеологических догм, от авторитарно-бюрократических наслоений командно-административной системы, от изживших себя стереотипов во внутренней и внешней политике. Все это не могло не затронуть и идеологические основы уголовно-правовой науки как неотъемлемой, если не важнейшей, части (основы) ее методологии. Главным же идеологическим постулатом, как уже отмечалось, было учение о классовом содержании уголовного права, об антинародной и реакционной сущности уголовного права «буржуазных» стран и принципиальной противоположности советского уголовного права как «нового и высшего» типа уголовному праву эксплуататорских государств. Все это грубо противоречило изначальной идее перестройки и реформирования нашего общества — отказу от приоритета классовых интересов и ценностей и признанию приоритета ценностей общечеловеческих. Как известно, эта идея возведена в ранг новой внешней и внутренней политики нашего государства и зафиксирована во взятых на себя нашим государством обязательствах. Конечно же, отказ от первоначальной идеи в правовой науке вовсе не означает ее деидеологизации. Общественные науки, по моему мнению, в принципе не могут быть неидеологизированными1. Это означает переход от одной идеологии (основанной на приоритете классовых ценностей) к другой, противоположной по своим исходным принципам (опирающейся на приоритет общечеловеческих ценностей), что мы сейчас и наблюдаем в отечественной юриспруденции. И эта идеология также не разделяется всеми классами и социальными группами. Конечно, она гораздо менее огосударствлена, чем прежняя идеология. В определенном смысле эта идеология — компромисс между классами и социальными группами.
Догматический (формально-логический или собственно юридический) метод основан на использовании правил формальной логики и грамматики (синтаксиса). Его преимущественное назначение — комментирование и систематизация действующих уголовно-правовых норм, их толкование, определение основных уголовно-правовых понятий. Догматическое толкование — неотъемлемая составная часть применения уголовного закона в правотворческой деятельности в сфере уголовного права. Этот метод за отправную точку берет не какое-либо конкретное преступление либо совокупность преступлений как явление социальной действительности, а преступление как родовое и отвлеченное понятие, как понятие юридическое. Он предполагает изучение уголовно-правовой нормы как таковой или совокупности уголовно-правовых норм, а также юридических понятий, т. е. догмы уголовного права. Естественно, данный метод (собственно, как и другие методы) не может существовать изолированно от других методов исследования уголовного права.
Определенная ограниченность данного метода вызвала необоснованные нападки на него в советской юридической литературе. Более того, развитие социологического направления в юридической науке (само по себе его трудно переоценить) едва ли не вытеснило из нее догматический (юридический) метод. Даже название последнего превратилось чуть ли не в нарицательное. По крайней мере в учебниках и курсах по советскому уголовному праву ему отказывалось в праве на существование. Фактически же он жив, и стесняться его не стоит. Более того, без него ни методология уголовного права, ни правоприменение в сфере уголовной юстиции обойтись не могут. Особое место он занимает, например, в научном комментировании уголовного закона, что оказывает серьезное воздействие на судебную и прокурорско-следственную практику применения уголовно-правовых норм.
Социологический (конкретно-социологический) метод заключается в анализе уголовно-правовых норм (уголовного закона), преступления и наказания как социальных явлений. Его использование состоит в отборе и анализе по определенной схеме (программе) конкретных фактов бытия уголовного закона, его влияния на преступника и преступление. Если догматический метод способствует уяснению того, что представляет собой уголовно-правовая норма и преступление как юридическое понятие, то социологический метод позволяет вскрыть их социальное содержание, т. е. определить, каково в действительности (в жизни) то или иное преступление, каков субъект этого преступления и т. д. Социологические методы заключаются, например, в опросах (анкетирование, интервьюирование, экспертные оценки) различных категорий лиц — населения, работников правоохранительных органов, осужденных и др. по различным проблемам уголовного права. Так, могут быть заданы вопросы о понимании ими содержания тех или иных уголовно-правовых запретов, о согласии (несогласии) с ними, об их эффективности, о предложениях по совершенствованию уголовных законов и т. д. Без использования социологического метода уголовно-правовая наука не может обойтись .при характеристике социальной обусловленности уголовно-правовой нормы и преступления, эффективности уголовного закона. Социологический метод является основой уголовно-правового прогнозирования и правотворчества.
Социологические методы исследования преступника, преступления и преступности, успешно применяемые советскими исследователями в 20-х гг., пришли затем в противоречие с потребностями насаждавшегося культа личности Сталина, с официальной картиной преступности в стране и официальным объяснением в силу этого ее причин. Социологические исследования оказались не только не нужными, но и вредными. Фактически они были прекращены, а соответствующие научные учреждения, занимавшиеся ими, разогнаны. Лишь хрущевская оттепель возродила эти методы научного исследования к жизни. И за три с небольшим десятилетия советская уголовно-правовая и криминологическая наука достигла в социологическом изучении преступности и преступления немалых успехов1. Однако, как и в любом большом деле, не обошлось здесь и без определенных издержек.
Так, со страниц учебников криминологии 80-х гг. преступник предстает перед нами в таком социологическом «обличий»: занимающийся неквалифицированным трудом, скорее холостой, чем женатый, от силы закончивший 7—8 классов, распивающий в подъездах «на троих», по своей «уголовно-правовой» квалификации чаще всего — хулиган, вор или расхититель социалистического имущества. В это же самое время детективная литература (а также ее интерпретация в кино и на телевидении) даже не очень высокого в художественном отношении уровня рисовала совсем иной портрет современного преступника: внешне нередко обаятельного, элегантного в одежде, приятного в манерах, с высшим образованием, с достаточно высоким интеллектом и принципиально «употребляющего» французские коньяки или иное заморское зелье. Вскоре наше общество на своем опыте почувствовало правоту писателя или кинорежиссера, а не ученого-криминолога.
Но как же это могло случиться? Ведь авторы не очень серьезных в художественном плане детективов не были вооружены социологическим методом, не изучали уголовную статистику, материалы следственной и судебной практики, не опрашивали находящихся в местах лишения свободы. Все это так. Но это вовсе не значит, что они не использовали социологические методы. Они в известном смысле опередили наших криминологов потому, что в отличие от них не абсолютизировали строгие требования социологической науки к репрезентативности изучаемых ими фактов, как не абсолютизировали и источники получения своей информации. Для них не важно было; есть ли необходимые им сведения в официальной информации о преступности, которой располагали наши правоохранительные органы. Наблюдение жизни как таковой, а не через призму признаваемых криминологической наукой материалов и делало их социологический подход более широким и осмысленным. Литература и искусство, не ограничиваемые жесткими требованиями социологического научного метода, оказались более результативными именно в социологическом плане. Это, кстати, подтверждает и классическая литература, являющаяся подлинно социологической.
Какой же вывод можно сделать из сказанного? Видимо, и в уголовном праве социологический метод не должен сводиться к абсолютизации факта и официальных источников изучения соответствующих явлений (речь, разумеется, не идет об их отрицании), а предполагает осмысление изучаемых уголовно-правовых явлений на более высоком, чем факт, социологическом уровне.
Сравнительно-правовой метод в уголовном праве заключается в анализе тех или иных уголовно-правовых институтов, категорий и понятий (например, уголовно-правовых норм) путем сопоставления их с аналогичными положениями уголовного законодательства зарубежных стран. Следует отметить, что отечественная уголовно-правовая наука накопила значительный опыт в использовании этого метода. Однако переход к идеологии общечеловеческих ценностей в области уголовного права предполагает обновление задач, стоящих перед исследователем при использовании им сравнительно-правового метода. Дело в том, что ложный характер идеологически-партийных задач, выдвигавшихся прежде перед уголовно-правовой наукой, серьезно обеднял потенциальные возможности этого метода. В основном он был связан с разоблачением реакционных теорий буржуазного уголовного права и реакционной сущности самого буржуазного уголовного законодательства. Следует отметить, что в этом отношении в теории советского уголовного права допускался явный «перебор»: критика зачастую утрачивала объективность. Сама же уголовно-правовая теория, естественно, также многое теряла от такого подхода.
Отказ от узкоклассового подхода в сравнительно-правовых исследованиях означает снятие многих ранее существовавших барьеров на пути эффективного сотрудничества юристов, представляющих разные политические и правовые системы. Есть уже и позитивные сдвиги в этом направлении. По целому ряду вопросов в теории уголовного права происходит постепенный отказ от позиции несовместимости их с соответствующими взглядами теоретиков уголовного права капиталистических стран; по некоторым же позициям даже наблюдается определенное сближение. Все это не могло не сказаться и на разработке нового российского уголовного законодательства, в особенности на подготовке Теоретической модели уголовного кодекса1, а также и нового УК РФ. Наиболее очевидные, на мой взгляд, проявления такого сближения в указанных документах можно увидеть в отношении решения следующих проблем:
определение задач уголовного закона;
формулирование правил действия уголовного закона во времени и пространстве;
признание уменьшенной вменяемости;
законодательная оговорка о наказуемости неосторожных преступлений лишь в случаях, специально предусмотренных уголовным законом;
отказ от общей наказуемости приготовления к преступлению и некоторые другие.
Историко-правовой метод предполагает исследование уголовно-правовых институтов, категорий и норм в их историческом развитии, а также изучение российского уголовного права и российской уголовно-правовой науки. Однако совсем недавно этот метод научного исследования, призванный учитывать все положительное, накопленное историческим опытом, связывался лишь с «принципиальной» критикой «реакционной» сущности немарксистских уголовно-правовых концепций. Часто эта критика велась некорректно. Так, даже бесспорнейший классик советского уголовного права А. А. Пионтковский относил, например, определение объекта преступления, данное крупнейшим представителем дореволюционной российской науки уголовного права Н. С. Таганцевым, к нормативной теории объекта (т. е. упрекал его в отсутствии социологического подхода)2. Тот и в самом деле определял преступление как посягательство на правовую норму, но делал при этом существенную оговорку, понимая под ней не норму как таковую, а норму в ее реальном бытие3. Конечно же, такой подход к оценке достижений отечественной дореволюционной уголовно-правовой мысли в настоящее время пересматривается. Необходимо иметь в виду, что наука уголовного права дореволюционной России (как классического, так и социологического направления) составляет нашу гордость. Сейчас возвращаются из небытия имена выдающихся представителей этой науки — Н. С. Таганцева, И. Я. Фойницкого, В. Д. Спасовича, Л. С. Белогриц-Котляревского, А. Ф. Кистяковского, Г. Е. Колоколова, В. В. Есипова, А. В. Лохвицкого, Н, А. Неклюдова, А. А. Пионтковского (отца), Н. Д. Сергиевского, П. П. Пусторослева, М. П. Чубинского и др.
Следует отметить, что, несмотря на жесткие идеологические требования, предъявлявшиеся к советской уголовно-правовой науке (как и вообще к советской юридической науке), она также достигла значительных успехов. В связи с этим сегодняшние юристы должны обращаться к трудам таких советских криминалистов, как А. А. Пионтковский (сын), М. Н. Гернет, С. В. Познышев, М. М. Исаев, А. А. Герцензон, А. Н. Трайнин, Б. С. Утевский, М. Д. Шаргородский, Б. С. Никифоров, В. Ф. Кириченко, Я. М..Брайнин, Г. А. Кригер, Н. И. Загородников, Н. А. Стручков, и многих других. Их труды — это история советского периода российской науки уголовного права. Многие из положений, сформулированных в них, сохранили свое научное и практическое значение и в наши дни.
Диалектический (философский) метод заключается в использовании в уголовно-правовом исследовании основных законов и категорий диалектики. Первые (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания) касаются самых общих вопросов теории развития. Вторые (необходимость и случайность, причина и следствие, форма и содержание, сущность и явление и др.) также в своей совокупности являются отражением наиболее общих законов развития. Законы и категории диалектики служат способом отыскания новых результатов, методом движения от известного к неизвестному и, таким образом, имеют методологическое значение. Диалектический метод обязательно учитывает всеобщую связь явлений природы и общества в их постоянном развитии. Практический характер предметного содержания диалектического метода, заключающегося, в частности, в применении категорий диалектики в реализации уголовно-правовых норм в судебной и прокурорско-следственной практике, наглядно подтверждается, например, при установлении причинной связи между общественно опасным деянием (действием или бездействием) и преступным последствием в преступлениях против жизни и здоровья личности, в некоторых должностных, хозяйственных, транспортных и других преступлениях.
Одна и та же ситуация, связанная с причинением какого-либо вреда, может быть по-разному оценена в зависимости от философского понимания причинности. Например, вследствие нанесения сравнительно легкого удара по голове наступила смерть потерпевшего, так как незадолго до этого он перенес болезнь мозга. Если причинность истолковывать с субъективистских, идеалистических позиций в духе кантовского агностицизма (как это делают представители так называемой адекватной теории причинности в уголовном праве), то причинная связь здесь отсутствует: наступление смерти от легкого удара не является типичным, смертельный результат не соответствует легкому удару, не адекватен ему.
Напротив, с позиции диалектического понимания детерминизма как учения о закономерной, необходимой связи всех событий и их причинной обусловленности причинная связь исследуется и определяется в точности такой, какой она реально была в объективной действительности. Конечно, наступление определенного последствия может быть вызвано исключительно свойствами потерпевшего (в приведенном примере — перенесенная им болезнь мозга) или специфическими особенностями обстановки совершения деяния. Но причинная связь и исследуется именно в ее реальном бытии, а не подменяется поиском не существующей в природе типичной связи. Поэтому в данном случае «нетипичная» связь обладает всеми признаками необходимой причинной связи1.
Следует сказать и о не слишком благополучной судьбе диалектического метода в науке советского уголовного права. Дело в том, что любой курс или учебник советского уголовного права привычно начинал изложение методологии своей науки с объявления самым главным и всеобщим методом диалектического материализма. Однако какого-либо осязаемого позитивного влияния на развитие советской уголовно-правовой науки этот метод не оказал. Единственное его назначение было вполне традиционно: он служил основой доказательства классовой противоположности советского уголовного права буржуазному уголовному праву2. И здесь ложность прокрустова ложа исходных идеологических предпосылок даже диалектику сделала «пособницей» ложного метафизического вывода. Хотя, конечно, диалектика как таковая здесь ни при чем. Просто-напросто она мешала идеологии и была подчинена последней. Диалектический метод признавался всеобщим лишь на словах. Фактически же наука уголовного права обходилась без него (он существовал на положении своего рода «священной коровы»). И забвение этого метода отомстило за себя, поскольку, конечно, признание существования непроходимой стены между советским и буржуазным уголовным правом как раз недиалектично. Напротив, отыскание возможно более широких областей соприкосновения различных правовых систем вполне соответствует диалектическому методу.
Незавидная судьба диалектического метода в советской уголовно-правовой науке (как и вообще в советском правоведении) имеет и свое собственное методологическое (философское) обоснование. Диалектика, рожденная Гегелем как диалектика идей, была превращена марксизмом в диалектику природы и общества, в диалектический материализм. Причины такого превращения вполне понятны — это стремление подчинить философское учение практическим интересам революционной борьбы. С этого, собственно, и начиналось подведение жизни и исторического процесса под критерии идеологизированного диалектического клише. Марксистская же философия, однако, является лишь одним из многих направлений как философии прошлого, так и современной философии. Заметим, что представители многих других философских направлений не отвергают диалектику, но и не распространяют ее на природу.
Неудачные (или не всегда удачные) до сего времени попытки использования диалектического метода в уголовно-правовой науке вовсе не означают его бесперспективности. Конечно же, уголовно-правовое «поле» приложения этого метода достаточно широко и многообразно. Возьмем, к примеру, уголовно-правовые проблемы категорий диалектики. По сути дела, в арсенале уголовно-правовой науки оказались лишь категории необходимости и случайности, а также причины и следствия (при анализе причинной связи)1. Поэтому еще ждут своего исследования такие категории, как возможность и действительность (при исследовании, например, проблем субъективной стороны преступления и стадий преступной деятельности), форма и содержание (при исследовании проблем уголовно-правовой нормы и уголовного закона, уголовно-правовой нормы и уголовно-правового отношения), сущность и явление, пространство и время, целое и часть и др.
В уголовно-правовой трактовке основных законов диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания) необходимо исправить допускавшийся в недавнем прошлом перекос. Дело в том, что, как и в общей философской литературе, в юриспруденции внимание заострялось на борьбе противоположностей, тогда как диалектика предполагает и их единство. Делался упор на едва ли не обязательном революционном преодолении противоречий, хотя диалектика не отрицает и роли эволюционных процессов. Преувеличивалось отрицание как таковое и, напротив, принижалось или даже игнорировалось, что диалектическое отрицание предполагает и преемственность, связь нового со старым, своего рода повторяемость некоторых свойств низших стадий на высшей стадии развития. Думается, что обращение к основным законам диалектики во всем многообразии их содержания несомненно будет способствовать успеху непосредственно уголовно-правовых исследований.
Как уже отмечалось, наука уголовного права тесно связана с другими правовыми науками, в особенности с криминологией и статистикой (уголовной). Криминология — это наука о состоянии, динамике и причинах преступности, мерах ее предупреждения. Криминология изучает преступность как социальное явление, личность преступника, разрабатывает конкретные меры предупреждения преступлений. Связь уголовного права и криминологии состоит в том, что, с одной стороны, криминология основывается на уголовно-правовом содержании как общего понятия преступления, так и законодательного определения отдельных видов преступлений (например, кражи, убийства, хулиганства). С другой стороны, криминологическая информация о преступности и преступниках позволяет уточнить и оценить степень адекватности отражения в уголовно-правовых нормах жизненных явлений, лежащих в основе криминализации тех или иных видов антиобщественного поведения. Криминологическая информация — необходимая предпосылка для изменения действующего уголовного законодательства.
Уголовная статистика изучает количественную сторону преступности, ее структуру, состояние, динамику в целом и по отдельным видам преступлений. Данные уголовной статистики (как и криминологическая информация) позволяют уточнить эффективность действия соответствующих уголовно-правовых норм и учесть эти показатели в процессе правотворчества, при корректировке уголовного закона.
Отечественная наука уголовного права тесно связана с деятельностью законодательных и правоприменительных органов. Эта связь, в частности, выражается в форме участия ученых-юристов в рабочих, консультативных и экспертных группах по подготовке проектов уголовного законодательства, а также в работе научно-консультативных и научно-методических советов руководящих органов суда и прокуратуры. Важное значение для практики имеют разработка и издание комментариев к уголовному кодексу.
В заключение — некоторые рекомендации по изучению уголовного права. В особенности хотелось бы остановиться на том, какими источниками нужно пользоваться при подготовке к семинарским и практическим занятиям, к зачетам и экзаменам по уголовному праву. Если иметь в виду, что первый учебник по уголовному праву был издан в России в 1863 г.1, то следует отметить, что с этого времени и по настоящие дни (т. е. за прошедшие более чем сто тридцать лет)2 создана обширнейшая отечественная литература по уголовному праву (курсы, учебники, монографии, комментарии уголовного закона, учебные пособия, научные статьи). Конечно, судьба юридической литературы характерна тем, что с изменением законодательства, и в особенности с принятием таких кодифицированных законодательных актов, как, например, новый Уголовный кодекс, она в определенной степени стареет. Однако это в большей мере относится к литературе по Особенной части уголовного права. Многие же работы по Общей части сохраняют свое непреходящее значение независимо от времени их создания и опубликования. Это объясняется тем, что в этих работах анализируются теоретические основы уголовного права и его основных уголовно-правовых институтов — преступления и наказания.
Хотелось бы особо выделить труды двух авторов. К дооктябрьскому периоду (до октября 1917 г.) относится известный двухтомный курс лекций Н. С. Таганцева по уголовному праву (Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая. I и II т. СПб., 1902), переизданный в 2002 г. в издательстве «Автограф» (Тула).
Н.С.Таганцев (1843-1923 г.г.) — крупнейший отечественный криминалист, ученый европейского масштаба. Его творчество - выдающееся явление не только в отечественной юриспруденции, но и в целом в истории русской культуры1.
Юридическое образование Н.С.Таганцев получил в Санкт-Петербургском университете. По окончании обучения на юридическом факультете был рекомендован для работы на кафедре уголовного права. Через год для продолжения занятий и подготовки к научной деятельности был направлен за границу, в Германию, где около двух лет занимался под руководством известного немецкого ученого — Миттер-майера.
По возвращении из Германии завершил подготовку магистерской диссертации «О повторении преступлений», которую в 1867 г. успешно защитил, после, чего приступил к чтению лекционного курса по уголовному праву в Императорском училище правоведения и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1870 г. представляет и успешно защищает докторскую диссертацию «О преступлениях против жизни по русскому уголовному праву». Диссертация была опубликована в двух томах2 и этот труд и в настоящее время не потерял не только теоретического, но и практического значения.
Параллельно с педагогической и научно-исследовательской деятельностью Н.С.Таганцев стал привлекаться к разработке законодательных актов. В 1881 г. он вошел в «Комитет для начертания проекта нового Уголовного уложения». Следует отметить, что им лично были подготовлены окончательный вариант проекта Общей части Уголовного уложения и объяснительной записки к нему, а также трех разделов Особенной части. В это же время он приступил и к практической деятельности в органах правосудия. В 1887 г. он был назначен сенатором уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената, а через десять лет - первоприсутствующим (председательствующим) в нем. При выполнении этих, весьма ответственных, обязанностей Н.С.Таганцев зарекомендовал себя как строгий и бескомпромиссный служитель закона, не поддающийся ни какому влиянию извне, в том числе и со стороны «лево» или «право» - настроенной общественности. В качестве примера отстаивания им в судебной деятельности принципа справедливости можно привести его позицию по делу прибалтийских пасторов. Последние были привлечены к уголовной ответственности за совершение обрядов (таинств) над православными. Следствие по делу велось предвзято и под сильным влиянием местного епархиального начальства. Таганцеву удалось доказать беспочвенность обвинения и по его докладу (как первоприсутствующего) Сенат принял решение об освобождении пасторов от уголовной ответственности. Следует отметить, что при отправлении правосудия Таганцев букву закона ставил и выше своих теоретических воззрений.
Несмотря на занятость в Сенате, он продолжал активно участвовать и в законопроектной деятельности. Особенную роль он сыграл в разработке Уголовного уложения 1903 г. Еще в 1881 г. решением Александра III был учрежден особый комитет для составления проекта нового Уголовного уложения. В этих целях комитет избрал из своих членов редакционную комиссию, в состав которой вошел и Таганцев. Работа этой комиссии продолжалась около 22 лет и была завершена изданием проекта Уголовного уложения с объяснительной запиской к нему в восьми томах. В октябре 1881 г. редакционная комиссия начала непосредственную работу над проектом Общей части, представленным Н.С.Таганцевым (переработанный проект вместе с объяснительной запиской был опубликован для широкого обсуждения). В марте 1898 г. проект уложения в целом был представлен в Государственный Совет. Последний пришел к выводу о целесообразности обсуждения проекта Особым совещанием, в состав которого вошел и Н.С.Таганцев. В октябре 1901 г. Николай II постановил образовать в Государственном Совете для обсуждения проекта, доработанного Особым совещанием, Особое присутствие (также с участием Н.С.Таганцева). В 1903 г. окончательный проект был утвержден особым Высочайшим указом. Таким образом, роль Таганцева в разработке Уложения, явившегося вершиной законопроектных работ в области уголовного права в дооктябрьский (до октября 1917г.) период трудно переоценить. Не лишне при этом заметить, что зримые следы влияния этого Уложения (в первую очередь, его Общей, «та-ганцевской» части) можно отыскать и в первом советском уголовном кодексе (УК РСФСР 1922 г.) и в последнем российском УК (УК РФ 1996 г.)
Большие заслуги Таганцева на поприще сенатской и законопроектной деятельности закономерно выдвинули Таганцева в число видных государственных деятелей самого высокого ранга, призванных решать особо важные государственные вопросы. 6 мая 1905 г. по Высочайшему повелению (Николая II) он был назначен членом Государственного Совета. В этом качестве он принял активное участие в работе над законопроектом о Государственной думе, проектом Положения о выборах в Думу, а также торжественного манифеста об учреждении в России Государственной думы (Манифест от 6 августа 1905 г.). В окончательную редакцию Манифеста был включен, например, следующий абзац из проекта Таганцева: «Призывая благословение Господне на труды учреждаемого нами Государственного установления, мы с непоколебимой верой в помощь Божью и в непреложность великих исторических судеб, предопределенных божественным промыслом дорогому нашему Отечеству, твердо уповаем, что с помощью Всемогущего Бога и единодушными усилиями всех своих сынов Россия выйдет с торжеством из постигших ныне ее тяжелых испытаний и возродится в запечатленных тысячелетнею ее историею могуществе, величии и славе». Согласимся, что последние строки этого (в таганцевской редакции) абзаца вполне годились бы для президентского (Президента России) обращения к российскому народу в честь нового тысячелетия (хотя бы в плане ожидаемых надежд на выход, наконец-то, России из затянувшегося (векового) кризиса.
Образцом соединения судебной практики и научной деятельности является издание им неофициальных текстов с комментариями Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (восемнадцать изданий), Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. Комментарии этих законов можно считать образцом доктринального толкования с привлечением обширнейших материалов судебной практики.
Необычайная по загруженности занятость Таганцева педагогической, судебной и законотворческой деятельностью не могла прервать его не менее напряженной научной деятельности, в первую очередь в области теории уголовного права. Не довольствуясь разработкой хотя и крупных, но все-таки определенных проблем уголовно-правовой науки (как уже отмечалось, повторение преступлений, преступления против жизни и др.), Н.С.Таганцев задумал создать законченный Курс русского уголовного права, в котором автор надеялся изложить свои взгляды по всем основным проблемам Общей части уголовного права и практики его применения. Вначале автор осуществлял издание этого Курса (начатое в 1874 г.) сравнительно небольшими по объему выпусками, благосклонно встреченными читателями и научной критикой. Позже он значительно переработал содержание этих выпусков и издал их в четырех томах (первый вышел в 1887 г., второй - в 1888 г., третий - в 1890 г. и четвертый - в 1892 г.). Это издание получило самую высокую оценку специалистов, а автору Лекций юридическим факультетом Московского университета была присуждена престижная премия графа Сперанского. Однако столь высокий творческий успех не мог приостановить дальнейшую работу автора над Курсом. К этому его побуждало и развитие уголовного законодательства (в т.ч. и его участие в законопроектных работах), и практические проблемы правосудия по уголовным делам (с ними автор напрямую сталкивался как сенатор) и развитие отечественной и зарубежной уголовно-правовой теории. Итогом этой работы и явилось опубликование им в 1902 г. двухтомного Курса (предметный анализ содержания Курса будет дан нами несколько ниже, после завершения характеристики основных биографических фактов, относящихся к жизни и творчеству выдающегося российского ученого-криминалиста).
Курс 1902 г. издания явился вершиной научного творчества автора, не приостановивший, однако, его научных поисков. И после опубликования Курса Таганцевым был подготовлен целый ряд работ, посвященных актуальным проблемам уголовного права. Среди них особо выделяется сборник статей о смертной казни1. Нужно было обладать громадным гражданским мужеством, чтобы в годы, когда, с одной стороны, в стране едва ли не бушевал террор, развязанный эсеровскими и другими радикально-революционными группами, а с другой свирепствовали военно-полевые суды, превратившие смертный приговор едва ли не в главную меру наказания, — не отступить от своей принципиальной идеи об отмене смертной казни (отметим, что с таким предложением Н.С.Таганцев выступал и при обсуждении этого вопроса в Государственном Совете).
Годы, тем не менее, брали свое и творческая и иная профессиональная активность естественно снижалась. К тому же революционные события 1917 г. не обошли и Таганцева и его семью. Как это может показаться несколько странным для государственного деятеля столь высокого уровня (сенатор, член Государственного Совета), но Февральскую революцию Таганцев не только принял, но возлагал на нее большие надежды (к этому времени он прекрасно был знаком с разложением монархической верхушки). Он благожелательно встретил решение Временного правительства о созыве Учредительного собрания (на основе всеобщего, равного и тайного голосования), об отмене смертной казни, об амнистии.
Октябрьскую же революцию Таганцев встретил достаточно сдержано, если не настороженно. С особенной болью он воспринимал «красный» террор, массовые аресты и расстрелы. Хотя и в тех условиях, особенно в первые дни и месяцы советской власти, жизнь продолжалась. Так, на общем собрании Российской академии наук 2 декабря 1917 г. Н.С.Таганцев был избран в почетные члены Академии. Это было закономерной и справедливой оценкой заслуг Таганцева перед российской наукой, перед Отечеством. Вместе с тем, впервые в своей жизни в новых условиях революционной обстановки в Петрограде и в стране, он оказался «не у дел». Без творческих занятий он, однако, не мыслил своей жизни и сосредоточился на написании мемуаров о прожитом. И в 1919 г. ему удалось выпустить две книги «Пережитого»1. Мемуары не были описанием лишь узко-личностных событий в жизни автора, а представляли обширные сведения о содержании социально-политической и культурной жизни России. Сам автор так оценивал свои воспоминания: «Это вопль моей души, истерзавшейся мучениями и гибелью несчастной дорогой Родины!».
Наступил момент, когда Таганцева напрямую коснулся не только «холод и голод» послереволюционных лет, но и жестокие репрессии со стороны большевистских властей. В июле 1921 г. ночью в квартире Таганцева чекисты произвели обыск, арестовали сына и его жену, забрали много вещей, принадлежавших лично ученому, а малолетних внука и внучку отправили в сиротские приюты. Таганцев обратился к Ленину с просьбой о смягчении участи сына и о возврате ему вещей, представляющих для него не столько материальную, сколько чисто историческую ценность. Следует вспомнить, что будучи сенатором, Таганцев добился для М.А.Ульяновой (матери будущего главы советского правительства) разрешения на ее свидание с ее старшим сыном (Александром Ульяновым), приговоренном к смертной казни за участие в покушении на жизнь российского царя. Председатель Совнаркома пытался через председателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского, наркома юстиции Д.И.Курского невозможности посодействовать просьбам ученого. Однако удовлетворена были лишь одна - изъятые при обыске вещи были возвращены. Об участи же сына и его жены Таганцев узнал из газет. В сообщении ВЧК «О раскрытии в Петрограде заговора против советской власти» от 29 августа 1921 г. говорилось о том, что по постановлению Петроградской Губернской Чрезвычайной комиссии среди других «заговорщиков» были расстреляны Таганцев В.Н. (сын Николая Степановича) и его жена (по этому делу был расстрелян и известный русский поэт Н.С. Гумилев). Дело же, как и многие подобные ему, было сфабриковано. Ни сын Таганцева, ни его жена, ни поэт Гумилев не имели никакого отношения к вменяемым им в вину контрреволюционным преступлениям (в октябре 1991 г. уголовное дело в отношении Н.С. Гумилева Генеральным прокурором СССР было прекращено за отсутствием состава преступления).
Трагическая смерть сына и его жены не могла не сказаться на здоровье Таганцева и 22 марта 1923 г. он скончался на восемьдесят первом году жизни в Петрограде и был похоронен на Митрофаньевском кладбище (могила не сохранилась, так как еще до войны кладбище было уничтожено и на его месте возведены жилые дома).
Со времени издания Н.С.Таганцевым своего последнего варианта Курса лекций прошло сто лет. Промежуток времени, что и говорить, солидный (целый век!). Посмотрим, однако, современную (даже новейшую) уголовно-правовую литературу. Выясняется, что те труды по уголовному праву (в т.ч. и учебники), которые претендуют на то, чтобы их считать серьезными в научном отношении, никак не могут обойтись ни без обращения их авторов к изданию лекций 1902 г. и привлечения соответствующих положений автора для объяснения современного понимания многих уголовно-правовых понятий и институтов, ни хотя бы (минимальный уровень) без ссылки на этот источник. Курс этот является почти обязательным, например, в программе подготовки аспирантов по уголовно-правовой специальности. В чем же живость и притягательность таганцевских идей, выраженных им в его Курсе для современного юриста? В том, что во-первых, многие из них выдержали самую трудную проверку (проверку временем) и не только не противоречат современным представлениям об уголовном праве, но и вполне вписываются в их контекст. И, во-вторых, по глубине теоретической аргументации эти идеи (взгляды, концепции) являются вершиной их доктринального выражения. В рамках небольшого параграфа данной главы ограничимся характеристикой наиболее важных, по мнению автора, теоретических концепций, изложенных в Курсе.
Известно, что до последнего времени в общей теории права иногда ставится под сомнение существование самостоятельного предмета уголовно-правового регулирования. Будто бы общественные отношения регулируются другими отраслями права (конституционным, административным, гражданским и др.), а уголовное право лишь охраняет эти отношения, являясь своеобразным средством их обеспечения1. Еще в первом выпуске своих лекций (1887 г.) Н.С.Таганцев вступил по этому поводу в полемику с выдающимся немецким криминалистом Биндингом, который считал, что уголовная противоправность выражается в санкции уголовного закона за нарушение нормы права, содержащейся в других отраслях права. Таганцев показал несостоятельность этой теории, ссылаясь на принятие государством нового уголовного кодекса, в котором всегда будут нормы, не нашедшие своего выражения в других отраслях права и обладающие самостоятельной юридической природой1. В издании 1902 г. Таганцев снял прямую полемику с Биндингом (думается из этических соображений, так как не хотел персонально критиковать немецкого автора, научный авторитет которого от ставил очень высоко2), однако в принципиальном отношении сохранил критическое отношение к аналогичным взглядам.
Н.С.Таганцев соглашался, что могут быть и такие уголовные законы, в которых «анализируя их диспозитивную часть, мы действительно найдем соответственные определительные законы (Таганцев имел в виду законы иных отраслей права — А.Н.), помещенные, например, в том или другом из томов нашего Свода законов». Вместе с тем он настаивал на существовании и таких уголовно-правовых запретов, которые не имеют аналогов в других отраслях. «Но какую, статью, какого тома нарушает, например, лицо, виновное в убийстве, изнасиловании, измене?» - достаточно эмоционально спрашивал он.
Следует отметить, что Таганцев сохранил свой основной довод в пользу существования норм уголовного права, не заимствованных из других отраслей, связанных с принятием, как уже отмечалось, государством нового уголовного кодекса, но усилил его аргументацию. «Представим себе тот момент из жизни государства, когда в нем появляется новый уголовный кодекс. Несомненно, что наибольшую группу велений, исполнение которых должен обложить наказанием законодатель, будут составлять издавна существующие нормы обычного права или нормы закона: но несомненно также, что рядом с этой основной частью нового кодекса в нем будет известный придаток, продукт творческой деятельности законодателя. Данные науки, опыт иностранных государств, указания судебной практики, изучение прежнего заменяемого права - все это дает очень часто материал, заставляющий законодателя вводить новые карательные нормы, по его мнению жизнепригодные, надлежаще содействующие охране юридических интересов, развитию государственного благосостояния, порядка и спокойствия, так что воспрещение или требование чего-либо, веление авторитетной воли, входит в юридический оборот одновременно с карательным законом, устанавливающим ответственность за неисполнение этого постановления». Правота автора подтверждается историей принятия российских уголовных кодексов - от Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и всех советских (УК РСФСР 1922 г., 1926 г., 1960 г.) до самого последнего УК РФ 1996 г. В нем например, был впервые сформулирован (в числе насильственных действий сексуального характера) уголовно-правовой запрет насильственного лесбиянства (в прежнем УК наказывалось только насильственное мужеложство). И этот запрет нельзя представить лишь как уголовно-правовую санкцию за деяние, определяемое в качестве противоправного в нормах другой отрасли права. Нельзя потому, что нет ни такой нормы, ни такой отрасли. Запрет был рожден непосредственно уголовно-правовой нормой как таковой.
Современному юристу небезынтересно будет ознакомиться с взглядами Н.С.Таганцева на проблему аналогии закона в уголовном праве, т.е. аналогии преступлений и наказаний. Дело в том, что действовавшее при его жизни Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (в т.ч. и в редакции 1885 г.) не содержало в себе специальной статьи о запрещении аналогии. Правда, такой запрет при надлежащем толковании вытекал из текста ст. 1 Уложения: «Преступлением или проступком признается как само противоправное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания законом предписано». Таким образом из этого законодательного определения вытекало, что уголовная противоправность и наказуемость деяния являлись необходимым атрибутом понятия преступления (составляющим его признаком) Следовательно, в принципе суд в случае, когда деяние прямо не предусмотрено нормой Уложения, не мог восполнить этот пробел и применить к конкретному случаю другую норму, рассчитанную хотя и на сходные, но все-таки иные ситуации.
Однако российская судебная практика шла по другому пути. «Уголовный кассационный департамент Сената, - указывал Н.С.Таганцев, - почти с самого начала своей деятельности выработал учение о безусловном праве суда на пополнение всяких пробелов закона: неоднократно повторяя в своих решениях ту мысль, что суд может восполнить пробелы закона, применяя к деянию, прямо не предусмотренному в законах уголовных, постановления, наиболее с ним сходные; что суд, не находя в Уложении статьи, прямо предусматривающей деяние подсудимого, обязан определить наказание, установленное за преступление, по ряду и важности наиболее с ним сходное...»
При оценке такой позиции верховной судебной власти Н.С.Таганцев находился в довольно-таки сложном положении. Он сам был сенатором и в этом качестве ему вроде бы было «не с руки» критиковать устоявшуюся практику сената. Но Таганцев нашел приемлемый выход. Он не стал давать в Курсе свою сугубо личную оценку указанной практике, а привел мнение на этот счет доктрины уголовного права, категорически признавшей несостоятельность позиции Сената не только в теоретическом, но и практическом плане (в плане правоприменения). При этом он сделал обзор доктринальных доказательств неприемлемости применения уголовного закона по аналогии, которое «камня на камне» не оставляет от указанной практики. Собранные им доктринальные аргументы представляются исчерпывающими в этом споре, нисколько не потерявшие свое значение (в том числе и в чисто практическом плане) до настоящего времени. Во-первых, «предоставление суду права облагать наказанием деяния, прямо в законах не предусмотренные, заключает в себе полное смешение деятельности судебной и законодательной». Во-вторых, «предоставление суду такого права не только приравнивает судью к законодателю, но ставит его выше последнего, дает над ним право контроля». В-третьих, «признавая такое право суда, мы наносим страшный удар гражданской свободе и спокойствию каждого: если мы не допускаем возможности, чтобы даже новый закон мог признавать деяние, не почитавшееся прежде преступлением, - таковым, то каким образом можно представить такое право судьям...» И, в-четвертых, «предоставление такого права суду вовсе не требуется интересами общественного порядка и безопасности, так как законодатель при первом указании практики на подобный недостаток всегда может пополнить допущенный пробел...»
В заключении Н.С.Таганцев дает собственное толкование содержания ст. 1 Уложения, которому по его мнению, указанна практика противоречит.
Оценивая позицию Таганцева по этому вопросу, уместно вспомнить, что первые советские уголовные кодексы (УК РСФСР 1922 и 1926 г.г.) содержали в себе статьи, в которых закреплялось применение уголовного закона по аналогии. В УК РСФСР 1960 г. такая статья не была включена и из законодательного определения понятия преступления вытекало, что применение уголовного закона по аналогии не допускалось. Однако отсутствие нормы о ее прямом запрете приводило к тому, что фактически (хотя и скрытно) аналогия существовала. В частности, за счет расширения диспозиции определенной статьи Уголовного кодекса и применении этой («расширенной») части к деяниям, ею не предусмотренным. Среди юристов-практиков ходила даже шутка (по содержанию весьма трагическая), что «аналогии нет, но есть ст.206» (об ответственности за хулиганство, которую при желании правоприменителя без особого труда можно было применить к любому опасному, с его точки зрения, деянию). Именно это побудило законодателя в новом уголовном кодексе (УК РФ 1996 г.) не ограничиться «молчаливым» запретом аналогии преступлений и наказаний при формулировании понятия преступления (ст. 14), а при определении принципа законности сформулировать специальную норму о том, что «Применение уголовного закона по аналогии не допускается» (ч.2 ст. 3). И доказательства, приводимые на этот счет Н.С.Таганцевым в его Курсе оказались как-нельзя кстати.
Внимание современного читателя-юриста заслуживает и решение Таганцевым в Курсе проблемы соотношения морального и уголовно наказуемого, также относящейся к понятию преступления. В советской юридической литературе провозглашался принцип обязательной аморальности преступного деяния: преступление - это одновременно нарушение и уголовного закона и морали. Так, Н.Ф.Кузнецова считает: «Все без исключения преступления аморальны», хотя и допускает, что «близость соприкосновения их со средой аморальной различна»1 (т.е. все преступления аморальны, но одни - более, а другие менее).
Разумеется, что и советские криминалисты (а также философы и социологи), конечно же представляли себе, что моральные нормы не являются едиными, в том числе и в советском обществе. Но при этом признавалось существование официально господствовавшей в советском обществе морали. Нарушение именно этой морали и признавалось неотъемлемым атрибутом понятия преступления. Поводы для споров, однако, и при этом сохранялись. Научная дискуссия заключалась в том, рассматривать ли признак аморальности как самостоятельный признак преступления (наряду с общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью) или же считать, что он поглощается каким-либо из указанных признаков2.
С принципиально иных позиций подходил к решению этой проблемы Н.С.Таганцев. Он утверждал: «Преступное не может и не должно быть отождествлено с безнравственным; такое отождествление, как свидетельствуют горькие уроки истории, ставило правосудие на ложную стезю; вносило в область карательной деятельности государства преследование идей, убеждений, страстей и пороков; заставляя земное правосудие присваивать себе атрибуты небесного».
Очевидно, что под «горькими уроками истории» содержится определенный намек на трагические ошибки правосудия (в концентрированном виде в эпоху средневековья), когда за религиозные прегрешения, чаще всего мнимые, оцениваемые в ту пору как преступные, неизбежно следовали жестокие наказания (обычно сожжение на костре). Католическая церковь накануне третьего тысячелетия признала свою ответственность за эти трагические ошибки, хотя со стороны верховенства других конфессий таких заявлений пока не было). Кстати говоря, существенные различия религий как проявление морали явилось для Таганцева и одним из доказательств несовпадения преступного и безнравственного. «К тому же религии по необходимости конфессиональны, их заповеди стоят в прямом соотношении с основами того или другого вероучения, и, конечно, мы не можем признать тождества правил жизни и поведения, предписываемых христианством и язычеством, магометанством и еврейством: а веления права, коих нарушение образует область преступного, запрещают и приказывают безотносительно к религиозным верованиям тех, к кому обращается авторитетная воля государства». Вот образец глубоко научного решения этой сложнейшей и деликатной проблемы. Решения тем более ценного, что оно исходит от автора безусловно верующего.
Таганцев вспоминает, что Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предусматривало специальный раздел (отделение) «О уклонении от исполнения постановлений церкви» и в числе мер наказания включало церковное покаяние как основное, так и дополнительное наказание. И лишь впоследствии, — пишет Таганцев, - оно «освободилось от этого вторжения светской власти в недосягаемую для нее сферу Божьего устроения».
Современный юрист вряд ли способен серьезно овладеть и таким инструментом уголовного права как категория состава преступления и его элементов без обращения к Курсу Таганцева. Это касается трактовки им всех элементов состава: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. В характеристике объекта - это, в первую очередь, понимание объекта преступления как нарушаемого преступлением охраняемого уголовным законом жизненного интереса, например, субъективного права потерпевшего. При анализе объективной стороны нас не может не привлекать углубленная характеристика действия и бездействия, средств и способов преступной деятельности, скрупулезный анализ существовавших в то время теорий причинной связи. В характеристике субъекта преступления мы бы выделили фундаментальную разработку теории вменяемости, критически рассмотренную автором с разных точек зрения, в том числе с позиций метафизической, индетерминистической и детерминистической формулы вменяемости. О глубине его характеристики субъективной стороны и ее востребованности для современного российского законодателя и правоприменителя может свидетельствовать, например, тот факт, что новый Уголовный кодекс Российской Федерации (1996 г.) сформулировал волевой признак косвенного (эвентуального) умысла точно по Таганцеву.
Часть 3 ст. 25 УК РФ: | Курс Н. С. Таганцева: |
«… допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично». | «безразлично к этому относился, допускал его наступление — умысел эвентуальный». |
Глубиной теоретического анализа отличаются разделы Курса, посвященные характеристике стадий преступной деятельности, соучастия в преступление и обстоятельств, исключающих преступность деяния. В первой проблеме нас не может не подкупать принципиальная позиция Таганцева об исключительном принципе наказуемости приготовленных действий (что впрочем, соответствовало современному ему российскому уголовному законодательству). В связи с этим УХ РФ 1996 г, впервые после октябрьской революции 1917 г., ограничивший ответственность за приготовление к преступлению только тяжкими и особо тяжкими преступлениями, в какой-то мере учитывал и взгляды Таганцева.
В проблеме соучастия в преступлении не устарели взгляды автора на понятие соучастия в преступлении, его объективные и субъективные признаки, вопросы добровольного отказа от соучастия. Выдержала проверку временем и позиция автора по отграничению соучастия в преступлении от прикосновенности к преступлению и его принципиально отрицательное отношение к установлению уголовной ответственности за недонесение о совершенном преступлении...
Вполне современными выглядят и взгляды Таганцева на обстоятельства, исключающие преступность деяния. В особенности глубокому анализу автора подверглась проблема необходимой обороны, в рамках которой следует выделить позицию автора по вопросам правомерности обороны от неправомерных действий представителей власти. Для отстаивания такого взгляда сенатором тому необходимо было иметь и гражданское мужество.
Проблеме наказания посвящен самостоятельный (второй) том Курса. Поражает фундаментальность рассмотрения автором этой проблемы. Здесь и исследование о границах карательной деятельности, и скрупулезный анализ теории наказания, и анализ объекта карательной деятельности и общих свойств наказания, и детальное рассмотрение российской карательной системы начала XX века и вопросы применения, изменения наказания и освобождения от него.
Провидение в науке, предвидение перспективы ее развития - дар, доступный немногим. И вполне провидческими можно назвать взгляды Таганцева по следующей проблеме. К концу XX столетия и началу XXI века лишь заканчивается становление международного уголовного права как отрасли международного публичного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств в борьбе с преступностью, как самостоятельной научной и учебной дисциплины (укажем в контексте этого, что первый отечественный учебник по международному уголовному праву был издан лишь в конце 1999 г.1). В Курсе Таганцева & 10 главы второй 1 тома называется «Взаимопомощь государств в области уголовного права». В нем он достаточно подробно проанализировал, например, такие основополагающие аспекты проблемы, как экстерриториальное (у Таганцева — «внетерриториальное») действие уголовного права и выдача преступников. При этом он предугадал, что в будущем экстерриториальное действие уголовного права будет возрастать: «Число таких случаев внетерриториальной правоохраны несомненно будет расти, так как трудно представить, почему рядом с запретом торга черными людьми не воспрещается такая же в известных отношениях торговля желтыми - китайскими кули или даже и белыми - женщинами, сбываемыми на международных рынках в дома разврата..». По этому поводу стоит напомнить, что в самостоятельное международное преступление рабство и работорговля были выделены Конвенцией относительно рабства 1926 г. и Дополнительной Конвенцией об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г., а торговля женщинами и детьми (без цели обращения в рабство и чаще всего для занятия проституцией) — Конвенцией о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1950г.
По традиции Таганцева обычно относят к представителям так называемого классического направления (школы) уголовного права. Последнее было выразителем так называемого юридического мировоззрения, выводившего содержание правовых норм не столько из условий жизни общества (политических, экономических, духовных), сколько из воли законодателя. Такой подход имел и свои достоинства, и свои же недостатки. Классическое направление достигло вершин уголовно-правовой науки в исследовании догмы уголовного права, в изучении уголовно-правовой нормы и других категорий уголовного права как юридических понятий. С другой стороны, отрыв проблемы преступления и преступности от социально-экономических условий жизни общества, обоснование причин преступности безусловной и ничем не обусловленной свободой воли преступника привели к тому, что представители этого направления не смогли дать ответа о причинах резкого роста преступности и разработать адекватные уголовно-правовые меры борьбы с ними. В связи с этим классическое направление и подверглось ожесточенным нападкам новых направлений в науке уголовного права - антропологического и социологического. Название «классическое» было дано сторонниками этих направлений, вкладывавших в его значение смысл устарелости теоретических воззрений «классиков», не соответствующих современным потребностям общества.
Конечно же не приходиться спорить, что Курс Таганцева в основном выполнен в ключе самого ценного, присущего классическому направлению, всестороннему и скрупулезному анализу догмы права и приверженности главному принципу уголовного права (в том числе и современного) – nullum crimen sine lege. В советской юридической науке догматический метод подвергался необоснованным нападкам на него. На самом же деле его не следует не только стесняться, но каким-либо образом принижать его значение. Ни методология уголовного права, ни правоприменение в сфере уголовной юстиции обойтись без него не может. Особое место он занимает, например, в научном комментировании уголовного закона, что оказывает серьезное воздействие на судебную практику применения уголовно-правовых норм. И в этом смысле Н.С.Таганцев - классик (в кавычках и без кавычек).
Вместе с тем следует согласиться с мнением Н.И. Загородникова, который считал, что «Таганцев не укладывается в бытующую в нашей литературе схему деления ученых-криминалистов на классиков, социологов, антропологов»1. По крайней мере его теоретический анализ таких уголовно-правовых категорий как уголовный закон, преступление, объект преступления, наказание (как уже отмечалось ранее) чужд отвлеченного формализма классической школы и ее оторванности от жизни, а напротив предполагает наличие в этом анализе социального содержания исследуемых им категорий.
А. А. Пионтковский (1898—1973) родился в семье видного российского ученого-криминалиста, профессора Казанского университета А. А. Пионтковского. Он рано стал серьезно заниматься уголовно-правовой наукой. Уже в 20-х гг. им были написаны учебники по Общей и Особенной частям советского уголовного права. Круг его научных интересов был весьма широк. Им опубликовано около 200 работ, среди которых важное место занимают труды, посвященные уголовно-правовым взглядам Канта, А. Фейербаха, Фихте, Гегеля, а также труды по сложным проблемам общей теории права, философии и методологии юридической науки. Центральной идеей, красной нитью проходящей через все его работы, была идея укрепления законности при отправлении правосудия по уголовным делам. Активную научно-исследовательскую работу А. А. Пионтковский успешно сочетал с практической деятельностью. В 1946—1951 гг. он был членом Верховного Суда СССР. А. А. Пионтковский участвовал в разработке всех основных законодательных актов по уголовному праву (в особенности в разработке проекта Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и УК РСФСР 1960 г.). Он пользовался заслуженным авторитетом не только у себя в стране, но и за рубежом, был избран вице-президентом Международной ассоциации уголовного права, почетным доктором Варшавского университета.
Бытие российской науки уголовного права продолжается в новых учебниках по уголовному праву, комментариях к уголовному кодексу, монографиях и научных статьях в юридической периодике (в особенности в журналах «Государство и право», «Правоведение», «Законность», «Российская юстиция»), а также в различного рода сборниках научных трудов. Кроме того, изучение уголовного права (в том числе и на студенческой скамье) невозможно без изучения судебной практики по уголовным делам. Неоценимое значение в этом отношении имеет судебная практика, публикуемая в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».
При изучении российского уголовного права часто приходится обращаться к законодательным актам советского периода. В этом отношении проникновение в историю уголовного права облегчают следующие сборники документов:
Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917—1952 / Под ред. И. Т. Голякова. М., 1953;
Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1953—1991 гг.). Ч. I. Законодательство СССР/Под ред. В. П. Малкова. Казань, 1992; Ч. II. Законодательство РСФСР (1953—1991 гг.) / Под ред. Я. С. Захарова. Казань, 1995.
Для углубленного изучения определенных тем курса, при написании курсовых работ, рефератов и дипломных работ неоценимую помощь окажут следующие библиографические справочники:
Советское уголовное право. Библиография. 1917—1960 / Под ред. И. И. Солодкина. Л., 1961;
Советское уголовное право. Библиографический справочник / Сост. А. С. Горелик. М., 1983.
Говоря о теоретических источниках науки уголовного права, следует указать и на тесную ее связь с художественной литературой. Дело в том, что преступление (эта центральная категория уголовного права) нередко обнажает тайники человеческой души, делает видимой психологию поведения человека. Поэтому обращение к материалам судебной практики для классической литературы всех времен и народов является не просто обычным, а вполне закономерным. Достаточно вспомнить бессмертные творения Пушкина и Гоголя, Толстого и Шекспира, Достоевского и Диккенса, Стендаля и Золя, многих других выдающихся писателей. И в этом смысле, например, для проникновения в проблему мотива преступления прочтение «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых» Достоевского не менее важно, чем изучение соответствующих разделов учебников уголовного права и специальной монографической и учебной литературы. Точно так же, например, постижение тоталитарной сути советского социалистического уголовного права и уголовной политики от времен Октябрьской революции и гражданской войны, сталинских репрессий 30-х гг. и вплоть до так называемой хрущевской оттепели невозможно безвнимательного прочтения и изучения книги «Архипелаг Гулаг» — этого настоящего историко-литературного подвига А. И. Солженицына.
- Содержание
- Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права. Наука уголовного права 1
- Глава II. Принципы уголовного права 50
- Глава III. Уголовный закон 61
- Глава XVIII. Условное осуждение 502
- Глава XIX. Освобождение от уголовной ответственности 508
- 3. Освобождение от уголовной ответственности 520
- 4. Освобождение от уголовной ответственности 522
- 5. Освобождение от уголовной ответственности 522
- Глава XX. Освобождение от наказания 531
- Глава XXI. Амнистия, помилование, судимость 545
- Глава XXII. Уголовная ответственность несовершеннолетних 554
- Глава XXIII. Принудительные меры медицинского характера 563
- Глава XXIV. Основные положения общей части уголовного права зарубежных государств 569
- Глава XXV. Основные направления (школы) в науке уголовного права: история и современность 596
- Указатель сокращений
- От автора
- Предисловие ко 2-му изданию
- Предисловие к 3-му изданию
- Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права. Наука уголовного права
- 1. Понятие уголовного права, его предмет, метод и система
- 2. Задачи уголовного права
- 3. Наука уголовного права
- Литература
- Глава II. Принципы уголовного права
- Принципы уголовного права
- Литература
- Глава III. Уголовный закон
- 1. Понятие и значение уголовного закона. Действующее уголовное законодательство Российской Федерации
- 2. История российского уголовного законодательства
- Советское социалистическое уголовное право
- Постсоциалистическое уголовное право
- 3. Структура и техника уголовного закона. Уголовный закон и уголовно-правовая норма
- Виды диспозиций статей Особенной части ук рф
- Виды санкций статей Особенной части ук рф
- 4. Действие уголовного закона во времени и в пространстве
- 5. Выдача лиц, совершивших преступление
- 6. Толкование уголовного закона
- Виды толкования уголовного закона
- 7. Проблемы и перспективы совершенствования российского уголовного законодательства1
- Литература
- Глава IV. Понятие преступления
- 1. Социальная природа преступления
- 2. Понятие и признаки преступления
- Признаки преступления
- 3. Криминализация общественно опасных деяний и их декриминализация
- 4. Классификация преступлений
- Литература
- Глава V. Состав преступления
- 1. Понятие и значение состава преступления
- Элементы состава преступления
- 2. Виды составов преступлений
- 3. Состав преступления и квалификация преступления
- Литература
- Глава VI. Объект преступления
- 1. Понятие и значение объекта преступления
- 2. Виды объектов преступления
- 3. Предмет преступления
- Литература
- Глава VII. Объективная сторона преступления
- Понятие объективной стороны преступления и ее уголовно-правовое значение
- 2. Общественно опасное деяние (действие или бездействие)
- 3. Общественно опасное последствие
- 4. Причинная связь между действием или бездействием и наступлением общественно опасных последствий
- 5. Место, время, обстановка, средства и орудия, а также способ совершения преступления
- Литература
- Глава VIII. Субъект преступления
- 1. Понятие субъекта преступления
- Признаки субъекта преступления
- 2. Возрастные признаки субъекта преступления
- 3. Вменяемость. Понятие невменяемости
- Критерии невменяемости (ст. 21 ук рф)
- 4. Специальный субъект преступления
- Литература
- Глава IX. Субъективная сторона преступления
- 1. Понятие и значение субъективной стороны преступления.
- Субъективная сторона преступления
- 2. Понятие вины. Формы вины
- 3. Умысел и его виды
- 4. Неосторожность и ее виды
- Виды неосторожности
- 5. Преступления с двойной формой вины
- 6. Мотив и цель преступления
- 7. Эмоциональное состояние лица, совершающего преступление
- 8. Ошибка и ее уголовно-правовое значение
- Виды ошибок
- Литература
- Глава X. Уголовная ответственность и ее основания
- 1. Понятие уголовной ответственности
- 2. Уголовная ответственность и уголовно-правовые отношения
- 3. Основания уголовной ответственности
- Литература
- Глава XI. Стадии совершения преступления
- 1. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления
- Приготовление к преступлению;
- 3) Оконченное преступление.
- Стадии преступления (ст. 29 ук рф)
- 2. Приготовление к преступлению
- 3. Покушение на преступление
- 4. Оконченное преступление
- 5. Добровольный отказ от преступления
- Условия освобождения от уголовной ответственности при добровольном отказе от преступления
- Литература
- Глава XII. Соучастие в преступлении
- 1. Понятие соучастия в преступлении
- Признаки соучастия в преступлении
- 2. Виды соучастников
- 3. Формы соучастия
- Формы соучастия
- 4. Ответственность соучастников
- Литература
- Глава XIII. Множественность преступлений
- 1. Понятие единого преступления и множественности преступлений
- 2. Формы множественности преступлений
- Формы (виды) множественности преступлений
- Литература
- Глава XIV. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 1. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
- Виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
- 2. Необходимая оборона
- Условия правомерности необходимой обороны
- 3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
- 4. Крайняя необходимость
- Условия правомерности крайней необходимости
- 5. Физическое или психическое принуждение
- 6. Обоснованный риск
- Условия правомерности Обоснованного риска (ст. 41 ук рф)
- 7. Исполнение приказа или распоряжения
- Литература
- Глава XV. Наказание и его цели
- 1. Понятие и признаки наказания по уголовному праву
- Признаки наказания
- 2. Цели наказания
- Цели наказания (ст. 43 ук рф)
- Литература
- Глава XVI. Система и виды наказаний
- 1. Понятие и значение системы наказаний
- Виды наказания (ст. 44 ук рф)
- Смертная казнь.
- 2. Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы
- 3. Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы
- Виды мест лишения свободы
- 4. Смертная казнь
- Литература
- Глава XVII. Назначение наказания
- 1. Общие начала назначения наказания
- Общие начала назначения наказания (ст. 60 ук рф)
- 2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
- 3. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление
- 4. Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении. Назначение наказания за неоконченное преступление, за преступление, совершенное в соучастии и при рецидиве преступлений
- 5. Назначение наказания по совокупности преступлений
- Назначение наказания по совокупности преступлений
- К основным наказаниям могут быть присоединены дополнительные наказания
- 6. Назначение наказания по совокупности приговоров
- Назначение наказания по совокупности приговоров
- 7. Исчисление сроков наказания и зачет наказания
- 8. Проблема совершенствования уголовных наказаний1
- Литература
- Глава XVIII. Условное осуждение
- Условное осуждение
- Литература
- Глава XIX. Освобождение от уголовной ответственности
- 1. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности
- Виды освобождения от уголовной ответственности
- 2. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
- 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
- 4. Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки
- 5. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
- Условия освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 78 ук рф)
- Сроки давности привлечения к уголовной ответственности
- Литература
- Глава XX. Освобождение от наказания
- 1. Понятие и виды освобождения от наказания
- Виды освобождения от наказания
- 2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
- Условно-досрочное освобождение
- 3. Замена неотбытой части наказания более мягким
- 4. Освобождение от наказания в связи с болезнью
- 5. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
- 6. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
- Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 ук рф)
- Литература
- Глава XXI. Амнистия, помилование, судимость
- 1. Амнистия
- 2. Помилование
- Помилование
- 3. Судимость
- Погашение судимости
- Литература
- Глава XXII. Уголовная ответственность несовершеннолетних
- Общая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и условия их уголовной ответственности
- 2. Виды наказания для несовершеннолетних и особенности их назначения
- Виды наказания для несовершеннолетних
- 3. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и применение принудительных мер воспитательного воздействия
- Виды принудительных мер воспитательного воздействия
- 4. Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания, исчисления сроков давности и погашения судимости
- Литература
- Глава XXIII. Принудительные меры медицинского характера
- 1. Понятие принудительных мер медицинского характера
- Основания применения принудительных мер медицинского характера
- 2. Виды принудительных мер медицинского характера
- Виды принудительных мер Медицинского характера (ст. 99 ук рф)
- 3. Продолжительность и уголовно-правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера
- Литература
- Глава XXIV. Основные положения общей части уголовного права зарубежных государств
- 1. Системы уголовного права в современном мире
- 2. Основные положения Общей части уголовного права Франции, Германии и Италии
- 3. Основные положения Общей части уголовного права Англии и сша
- 4. Основные положения Общей части уголовного права кнр
- 5. Основные положения Общей части уголовного права Афганистана
- Необходимая оборона.
- 6. Основные положения Общей части уголовного права Японии
- 7. Тенденция сближения систем уголовного права
- Литература
- Глава XXV. Основные направления (школы) в науке уголовного права: история и современность
- 1. Просветительно-гуманистическое направление
- 2. Классическая школа
- 3. Антропологическая школа
- 4. Социологическая школа
- Литература