logo
Уголовное право РФ (книга Наумова А

2. Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы

Штраф. В соответствии со ст. 46 УК РФ штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК, в раз­мере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Россий­ской Федерации на момент назначения наказания, либо в разме­ре, соответствующем части заработной платы или иного дохода осужденного.

Применительно к первому способу исчисления штрафа он ог­раничен размерами от двадцати пяти до одной тысячи минималь­ных размеров оплаты труда, а применительно ко второму — раз­мером, соответствующим части заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совер­шенного преступления и имущественного положения осужденно­го. Например, за неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества без отягчающих обстоятельств санкция ч. 1 ст. 168 УК РФ предусматривает штраф (альтернативно с другими видами наказания) в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев. А за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны при отягчающих обстоятель­ствах (ч. 2 ст. 354 УК РФ) — штраф в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере зара­ботной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года (в альтернативе с лишением свободы). Ра­зумеется, такое различие в размерах штрафов за указанные пре­ступления объясняется их различной тяжестью.

В советском уголовном праве размеры денежного штрафа тра­диционно устанавливались в твердых (фиксированных) суммах. Переход от такого положения к установлению размера штрафа в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда либо размеру, соответствующему части заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период, вызван инфляци­онными процессами, проходящими в экономике Российской Фе­дерации в современный период.

В качестве дополнительного наказания штраф может назна­чаться только в случаях, если в статьях Особенной части УК он предусмотрен как дополнительное наказание за соответствующее преступление.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяет­ся обязательными работами, исправительными работами или арес­том соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных УК для этих наказаний.

До последнего времени доля штрафа среди всех видов наказа­ний, выносимых судами Российской Федерации, была тра­диционно невысока. Так, удельный вес всех осужденных к штра­фу от общего количества осужденных в 1989г. составил 11,9 %; в 1990 г. — 11,6; в 1991 г. — 12,2; в 1.992 г. — 10,2; в 1993 г. — 8,9 %1. В новом УК РФ количество штрафных санкций в Особенной час­ти резко увеличено, в связи с чем можно прогнозировать и увели­чение доли этого наказания среди других наказаний.

Лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью. В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью состоит в запрещении зани­мать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональ­ной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности состоит в прекращении вследствие обвинительного приговора и назначения указанного наказания трудового договора с осужденным админис­трацией предприятия, учреждения или организации (государствен­ных, общественных или частных) и внесении в трудовую книжку осужденного записи о том, на каком основании и на какой срок он лишается определенной должности. Суд в приговоре должен кон­кретно указать, какие должности он лишен права занимать (например, связанные с распоряжением денежными или иными ма­териальными ценностями, с воспитанием детей, занятием медицин­ской деятельностью и т. д.). Лишение права заниматься определен­ной деятельностью есть запрещение по приговору суда осужденному работать в какой-либо сфере по определенной спе­циальности. Лишение и того и другого права применяется в тех случаях, когда по характеру совершенного виновным преступле­ния суд считает невозможным занятие осужденным определенной должности или определенной деятельностью. Карательное свой­ство этого вида наказания заключается в том, что оно лишает осуж­денного права на свободный выбор должности, определенных за­нятий в течение времени, указанного в приговоре. Кроме того, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может привести к утрате или ог­раничению законных льгот и преимуществ, связанных с прежней должностью или деятельностью осужденного, может повлечь пе­рерыв специального трудового стажа, наконец, может привести к понижению размера его заработка. К такому виду наказания суды Российской Федерации приговаривали в 1989 г. 12,8% осужден­ных; в 1990 — 11,7; в 1991 — 10,5; в 1992 — 7,9; в 1993 — 1,8%1.

Лишение права занимать определенные должности или занимать­ся определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного наказания и на срок от шес­ти месяцев до трех лет — в качестве дополнительного наказания.

Лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью может в соответствии с ч. 3 ст. 47 УК РФ назначаться в качестве дополнительного наказания (в отличие от штрафа) и в случаях, когда оно не предусмотрено в статье Особенной части УК в качестве наказания за соответству­ющее преступление, если с учетом характера и степени обществен­ной опасности совершенного преступления и данных о личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Уголовный кодекс определяет порядок исчисления сроков это­го наказания. При назначении его в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при ус­ловном осуждении срок этого наказания исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. При назначении в каче­стве дополнительного наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свобо­ды оно распространяется на все время указанных основных видов наказания, но при этом его срок исчисляется с момента их отбы­тия (ч. 4 ст. 47 УК РФ).

Лишение специального, воинского или почетного звания, клас­сного чина и государственных наград. Согласно ст. 48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступле­ния (ч. 4 и 5 ст. 15 УК РФ) с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, а так­же классного чина, государственных наград.

Карательное свойство этого наказания проявляется в мораль­ном воздействии на осужденного и в лишении его возможных преимуществ и льгот, установленных для лиц, имеющих воинские, специальные или почетные звания.

Воинские звания — это звания, принятые в Вооруженных Си­лах Российской Федерации, других войсках (например, по­граничных), органах внешней разведки, федеральных органах службы безопасности, установленные Законом РФ «О воинских обязанностях и военной службе» от 11 февраля 1993 г. (рядовой, матрос, ефрейтор, сержант, старшина, прапорщик, лейтенант, стар­ший лейтенант, капитан, майор и т. д.).

Специальными являются звания, присваиваемые работникам органов внутренних дел, дипломатической, налоговой, таможен­ной службы и т. д. К почетным званиям относятся: заслуженный или народный артист, народный учитель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации и др.

Классными чинами являются таковые, присваиваемые государ­ственным служащим, занимающим государственные должности (государственный советник Российской Федерации, государствен­ный советник 1, 2 и 3-го классами т. д.).

Государственными наградами Российской Федерации являют­ся: звание Героя Российской Федерации, ордена (например, ор­ден «За заслугу перед Отечеством»), медали (например, «За отва­гу»), знаки отличия Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации.

Обязательные работы. Обязательные работы — новый вид на­казания, установленный УК РФ 1996 г. и не известный прежнему уголовному законодательству Российской федерации. В соответ­ствии со ст. 49 УК РФ обязательные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определя­ется органами местного самоуправления. Предполагается, что это могут быть работы по благоустройству городов и поселков, очист­ке улиц и площадей, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные и другие подобные работы, не требующие особой квалификации. Эти работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

В случае злостного уклонения от обязательных работ они за­меняются судом ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные ра­боты, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

Обязательные работы не назначаются лицам, признанным ин­валидами первой и второй групп, беременным женщинам, женщи­нам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достиг­шим пятидесяти пяти лет, мужчинам, достигшим шестидесяти лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по при­зыву.

Обязательные работы как вид уголовного наказания (иногда они называются общественными работами) успешно существуют в законодательстве и применяются на практике в ряде стран (на­пример, скандинавских).

Исправительные работы. В соответствии со ст. 50 УК РФ ис­правительные работы заключаются в том, что из заработка осуж­денного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. Они назначаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осуж­денного.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лица, осужденного к исправительным работам, суд может заменить не­отбытый срок исправительных работ ограничением свободы, арес­том или лишением свободы из расчета один день ограничения сво­боды за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Исправительные работы — традиционный для советского уго­ловного права вид наказания. Впервые он был предусмотрен еще в Руководящих началах по угловному праву РСФСР 1919 г. Следу­ет отметить и определенную тенденцию к повышению в дальней­шем удельного веса такой уголовно-правовой санкции. Так, если в УК РСФСР 1922 г. (по состоянию на 1 июля 1922 г.) было 54 ста­тьи, в санкциях которых предусматривались исправительные ра­боты, то в УК РСФСР 1926 г. (по состоянию на 1 января 1927 г.) их насчитывалось уже 78, а в УК РСФСР 1960 г. (на начало 1995 г.) число таких статей составляло уже более 140. Исправительные ра­боты широко применялись и в судебной практике. Например, с 1989 по 1993 г. к исправительным работам в Российской Федерации было осуждено в общей сложности более 614 000 человек (в 1989 г. — 23,7%; в 1990 г. —21,8; в 1991 г. — 21,8; в 1992 г. — 19,5; в 1993 г. — 18,1% от всех осужденных)1.

Следует отметить, что в новый УК РФ этот вид наказания вклю­чен в измененном виде. В прежнем УК исправительные работы предусматривались не только по месту работы осужденного, но и «в иных местах, определяемых органами, ведающими применени­ем исправительных работ, но в районе жительства осужденного» (ст. 27 УК РСФСР 1960 г.). Такой вид исправительных работ не предусмотрен новым УК.

Это сделано законодателем ввиду того, что ход экономических реформ, проводимых в нашей стране, сделал весьма проблематич­ным (оговоримся, в настоящее время) существование исправитель­ных работ, отбываемых не по месту работы осужденного, а в иных местах. Дело в том, что переход к рыночной экономике едва ли не неизбежно порождает безработицу. В связи с этим возникает по крайней мере два вопроса. Во-первых, сможет ли государство изыс­кать для осужденных необходимые рабочие места? Во-вторых, справедливо ли будет приобретение лицом, совершившим преступ­ление и осужденным по приговору суда, некоей льготы относитель­но его реализации права на труд по сравнению с законопослуш­ным, но безработным гражданином? Указанные трудности и привели к исключению этого вида наказания из нового УК.

Ограничение по военной службе. В соответствии со ст. 51 УК РФ этот вид наказания применяется к военнослужащим, проходя­щим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным, проходящим военную службу по контракту вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими стать­ями Особенной части УК.

Ограничение по военной службе заключается в том, что из де­нежного содержания осужденного к такому наказанию произво­дится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время от­бывания наказания осужденный не может быть повышен в долж­ности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе является новым видом нака­зания, не известным прежнему уголовному законодательству Рос­сийской Федерации. Частично оно напоминает исправительные работы, к военнослужащим не применяемые. Введение этого вида наказания в систему наказаний обусловлено стремлением законо­дателя дать возможность военнослужащим, совершившим нетяжкие преступления, продолжать военную службу (особенно в слу­чаях, когда речь идет о назначении наказания высококвалифици­рованным специалистам в той или иной области военного дела). Цели исправления таких военнослужащих и предупреждения со­вершения ими новых преступлений достигаются с применением указанного наказания, связанного с определенным «лишением» и ограничением прав осужденного, но с отбыванием его в сочета­нии с военной службой, выполнением осужденным профессиональ­ных военных обязанностей.

Конфискация имущества. В соответствии со ст. 52 УК РФ кон­фискация имущества заключается в принудительном безвозмезд­ном изъятии в собственность государства всего или части имуще­ства, являющегося собственностью осужденного. Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступле­ния, совершенные из корыстных побуждений, и может быть на­значена только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Не подлежит конфискации иму­щество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-испол­нительным законодательством Российской Федерации (в этот перечень входят одежда, обувь, продукты питания и другие пред­меты и вещи, необходимые для проживания). Удельный вес осуж­денных к конфискации имущества к общему количеству осужден­ных в Российской Федерации составил: в 1989 г. — 10,9%; в 1990 г. — 11,5; в 1991 г. —10,7; в 1992 г. — 11,1; в 1993 г. — ЮДО1.

Конфискация бывает двух видов:

  1. полная конфискация, заключающаяся в изъятии всего имущества, при­надлежащего осужденному (за исключением указанного в названном перечне);

  2. частичная конфискация, заключающаяся в изъятии определенной час­ти имущества, указанной в приговоре. При этом суд указывает в при­говоре либо часть как таковую (половина, одна треть) конфискуемо­го имущества, либо конкретные предметы, подлежащие конфискации (например, автомашина, дача и т. д.). Конфискация обращается наличную собственность осужденного или его долю в общей собствен­ности и не может быть обращена на долю других лиц, владеющих имуществом совместно с осужденным на правах общей собственнос­ти (долю супруга, родителей, других родственников).

Целесообразность существования полной конфискации вряд ли можно считать бесспорной. Помня, что истина конкретна, по­пробуем проиллюстрировать проблему реализации этой санкции на элементарном примере. Так, эта санкция в качестве дополни­тельного наказания (наряду с лишением свободы на срок до деся­ти лет) предусмотрена за присвоение или растрату чужого иму­щества в крупных размерах (п. «б» ч. 3 ст. 160 УК РФ). Возникает единственный вопрос: как мыслит себе законодатель жизнь осуж­денного после отбытия им пусть и десяти лет лишения свободы? Фактически это лицо должно начать новую жизнь без имущества. Если при этом отбросить лицемерие, то надо признать, что отсут­ствие имущества будет для освобожденного из мест лишения сво­боды сильнейшим стимулом возобновления им своей корыстной преступной деятельности. При установлении такого вида наказа­ния игнорируется, что у лица, осужденного за корыстное преступ­ление, не все собственное имущество может быть нажито преступным путем. Поэтому возникает вопрос и о справедливости этого вида наказания. С другой стороны, никуда не деться и от вопроса «о награбленных миллионах» (отсидит десять лет и будет припе­ваючи жить на эти миллионы!). Возможность и такой ситуации отрицать, конечно, нельзя. Однако, на наш взгляд, она вполне мог­ла бы быть разрешена в рамках гражданского иска в уголовном процессе либо в порядке специальной (уголовно-процессуальной) конфискации.

От конфискации имущества как вида наказания необходимо отличать специальную конфискацию, не являющую­ся наказанием. Она в соответствии с уголовно-процессуальным за­конодательством заключается в изъятии у осужденного конкрет­ных предметов, являющихся орудиями и средствами совершения преступления, некоторых других предметов, а также денег и иных ценностей, нажитых преступным путем. Специальная конфиска­ция имущества предусматривается в уголовно-процессуальном законодательстве. Так, орудия преступления, принадлежащие об­виняемому, передаются в соответствующие учреждения и уничто­жаются; вещи, запрещенные к обращению, также передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются; деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, по приговору суда обра­щаются в доход государства. В отличие от конфискации как вида наказания специальная конфискация может быть осуществлена по любому уголовному делу при наличии оснований, предусмотрен­ных уголовно-процессуальным законодательством.