Принципы уголовного права
Законности (ст. 3 УК РФ) вины (ст. 5 УК РФ) Гуманизма (ст. 7 УК РФ)
равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ) справедливости (ст. 6 УК РФ) неотвратимости ответственности
Принцип законности сформулирован в ст. 3 УК РФ:
«1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.
2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается».
Принцип законности — конституционный принцип уголовного права. Статья 15 Конституции РФ гласит, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Применительно к уголовному праву этот принцип трансформируется, в первую очередь, в принцип «нет преступления без указания о том в законе» (уголовном). Он означает, что к уголовной ответственности может быть привлечено лишь лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние. Согласно данному принципу аналогия преступлений и наказаний в российском уголовном праве не допускается. Аналогией закона называется восполнение пробела в праве, когда закон применяется к случаям, прямо им не предусмотренным, но аналогичным тем, которые непосредственно регулируются этим законом.
Принцип равенства граждан перед законом раскрывается в ст. 4 УК РФ: «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Этот принцип также является конституционным, так как основан на ст. 19 Конституции РФ.
Данный принцип характеризуется специфическим уголовно-правовым содержанием. В этом случае равенство проявляется только в одном: в том, что все лица, совершившие преступления, независимо от указанных в ст. 4 УК характеристик, равным образом, т. е. одинаково, подлежат уголовной ответственности. Вместе с тем этот принцип не означает их равной ответственности и наказания, т. е. равных пределов и содержания уголовной ответственности и наказания. И это различие может заключаться, например, и в поле или возрасте лица, и в его служебном положении. Так, например, к женщинам в отличие от мужчин не может быть применена смертная казнь (это наказание не может также применяться к мужчинам в возрасте старше шестидесяти пяти лет и к лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет — ст. 59 УК РФ). Совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения может влечь повышенное наказание (например, п. «в» ч. 2 ст. 160 УК РФ).
Принцип вины (ст. 5) означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина (понятие вины, а также умысла и неосторожности как ее форм будет рассмотрено в теме «Субъективная сторона преступления»). Объективное вменение, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Ни одно деяние, совершенное невиновно, какие бы тяжкие последствия оно ни причинило, не может рассматриваться как преступление. Вменение в вину невиновного деяния, т. е. такого, общественную опасность которого лицо не предвидело и не могло предвидеть, было бы лишено какого-либо воспитательного и предупредительного значения и поэтому является неприемлемым. Субъективное вменение есть элементарнейшее условие правильной социально-правовой оценки поведения человека вообще и преступного в частности.
Принцип гуманизма раскрывается в ст. 7 УК: «1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.
2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицам, совершившим преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».
Уголовная ответственность и наказание не преследуют цели отомстить лицу, совершившему преступление, причинить ему физические страдания, унизить его человеческое достоинство. Осуждая виновного, применяя к нему наказание, государство стремится исправить лицо, совершившее преступление, вернуть его к общественно полезной деятельности, оказать предупредительное воздействие на других лиц.
Гуманизм российского уголовного права проявляется также в отрицании жестоких, мучительных и позорящих наказаний1. Последнее отражено и в Конституции РФ: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ст. 21).
Принцип гуманизма в уголовном праве связан и с существованием института освобождения от уголовной ответственности и наказания. Случаи применения такого освобождения вовсе не означают какого-то снисхождения к преступникам или попустительства им. Нет, уголовно-правовое проявление гуманизма имеет вполне практический характер и в отдельных случаях может иметь большее значение, чем меры карательные. Например, в соответствии с примечанием к ст. 205 УК лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению акта терроризма и при условии, что в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. Очевидно, что существование такой нормы способно вызвать у некоторых правонарушителей стремление прекратить начатую преступную деятельность. Иной раз этот мотив может оказаться более сильным, чем возможность применения к нему строгих уголовно-правовых санкций.
В обществе, к сожалению, распространен обывательский взгляд на жестокость и кару как на лучшее средство искоренения преступности. Но еще более ста лет тому назад К. Маркс отмечал: «...история и такая наука, как статистика, с исчерпывающей очевидностью доказывают, что со времени Каина мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием. Как раз наоборот!»1 Известно, что мир (как Запад, так и Восток) использовал в борьбе с преступностью самые жестокие методы и средства (в том числе и самые мучительные способы смертной казни — сожжение, колесование, четвертование, сажание на кол, вырывание внутренностей из живого тела и т. п.), но все это не привело к желаемым результатам. С развитием цивилизации от таких мер пришлось отказаться. Преступность во многом носит социальный характер (что не отрицает значения биологических факторов в детерминации индивидуального преступного поведения), и, чтобы бороться с ней, необходима длительная и упорная работало воздействию на ее социальные причины. Поэтому усиление борьбы с преступностью не означает обязательного усиления карательной стороны уголовного закона. Напротив, в борьбе с преступлениями, не представляющими большой общественной опасности, значительный успех может достигаться именно применением мер воздействия, не связанных с лишением свободы, с изоляцией осужденного от семьи, производственной обстановки и общества. Поэтому строгие меры наказания, применяемые к опасным преступникам (например, длительные сроки лишения свободы), сочетаются как с применением наказаний, не связанных с изоляцией от общества, так и с развитием института условного осуждения, институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания, применяемых к лицам, совершившим менее опасные преступления. В конечном счете принцип гуманизма предполагает установление в уголовном праве и применение минимума принудительных мер, необходимых для защиты интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и предупреждения преступлений.
Принцип справедливости раскрывается в ст. 6 УК РФ:
«1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
2. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление».
Принцип справедливости означает, что наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, примененная к лицу, совершившему преступление, должна быть справедливой, т. е. соответствовать тяжести преступления, конкретным обстоятельствам совершения преступления и особенностям личности преступника. Этот принцип означает максимальную индивидуализацию ответственности и наказания. Возможность реализации этого принципа заключается в самом содержании уголовного закона. Так, санкции уголовно-правовых норм носят относительно-определенный (предусматривают наказание в определенных пределах) или альтернативный (предусматривается не один, а несколько видов наказания) характер. Еще более широкие пределы индивидуализации ответственности виновного установлены в статьях Общей части УК (например, в ст. 60—85), которые позволяют при наличии определенных обстоятельств существенно смягчить ответственность и наказание виновного либо освободить его от уголовной ответственности и наказания.
Положение ч. 2 ст. 6 УК РФ о том, что никто не должен нести уголовную ответственность за одно и то же преступление, является воспроизведением нормы конституционного права, выраженного в ст. 50 Конституции РФ: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление», что делает этот принцип конституционным.
Справедливость в уголовном праве в известном смысле аккумулирует в себе и другие важнейшие его принципы, и в первую очередь принципы законности, равенства граждан перед законом и гуманизма. Каждый из указанных принципов имеет, как отмечалось, свое специфическое содержание. Вместе с тем каждый из них характеризует определенную качественную сторону (или аспект) справедливости в уголовном праве, без которой нет и не может быть справедливости в целом. Так, нет справедливости, если при отправлении правосудия по уголовному делу нарушается законность, принцип равенства граждан перед законом, принцип гуманизма. Таким образом, справедливость можно рассматривать и как обобщающий принцип или обобщающее начало уголовного права.
Помимо сформулированных непосредственно в уголовном законе, в науке уголовного права традиционно выделяются и другие принципы. Среди них особое значение имеет принцип неотвратимости ответственности. Он означает, что всякое лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию или иным мерам уголовно-правового воздействия, предусмотренным уголовным законом1. Смысл этого принципа заключается в том, что неотвратимость ответственности есть лучший способ проявления предупредительного воздействия уголовного закона и его применения. В советские времена этот принцип превратился в расхожий лозунг, освященный именем основоположника Коммунистической партии и Советского государства. Хотя справедливости ради необходимо сказать, что Ленин на авторство вовсе не претендовал, сказав, что мысль эта давно известна2. Истоки ее и в самом деле можно отыскать еще у древнегреческих философов Платона и Аристотеля. В законченной же форме она была выражена в книге выдающегося итальянского просветителя и гуманиста XVIII в. Чезаре Беккариа: «Одно из самых действительных средств, сдерживающих преступление, заключается не в жестокости наказаний, а в их неизбежности... Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность»1.
Следует отметить, что признание неотвратимости ответственности принципом уголовного права представляет собой тот случай, когда обыденное правосознание рядового гражданина не только не расходится с высокими идеями великих изобретателей и проповедников этого принципа, но и вполне соответствует им. Известно, что о силе власти граждане судят не по степени «чрезвычайности» ее полномочий, а больше как раз по тому, насколько этой власти удается реализовать указанный принцип. К сожалению, современные реалии нашего общества с этой точки зрения, увы, таковы, что хуже и не придумаешь. Раскрываемость преступлений явно идет вразрез с динамикой их роста. Сошлемся лишь на статистику последних лет. В 1991 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 2 178 040 преступлений, около миллиона из них остались нераскрытыми. В 1992 г. число зарегистрированных преступлений составило 2 770 591, а выявлено 1 148 962 преступника. В 1993 г. эти показатели выглядят следующим образом: зарегистрировано 2 799 614 преступлений, выявлено 1 262 737 лиц, их совершивших2, а в 1994 г. (за 10 месяцев) — 2 194 294 преступления, а раскрыто — 1 279 48523. Таким образом, не раскрывается примерно каждое второе преступление, а по кражам (в том числе и квартирным), вымогательствам, угонам автомобилей и многим другим преступлениям процент раскрываемости еще ниже. К тому же надо иметь в виду, что зарегистрированные преступления вовсе не отражают их действительное количество. Отдельные специалисты в области латентной (т. е. скрытой) преступности полагают, что «надводная» часть «айсберга», т. е. зарегистрированная преступность, вполне сопоставима с его «подводной» частью — незарегистрированной преступностью. Причин этого много, и не последними из них являются следующие. Во-первых, от советского социалистического прошлого нам в наследство досталась традиция правоохранительных органов приукрашивать статистику преступности, связанная с требованиями властей, обращенными к этим органам, снижать показатели преступности. Во-вторых, граждане, разуверившиеся в восстановлении справедливости с помощью правоохранительных органов, не надеясь, что преступники будут пойманы и наказаны, не всегда стали и обращаться туда по поводу совершенных в отношении них преступлений. Как бы то ни было, но сегодня один из важнейших принципов уголовного права — неотвратимость ответственности — не то что забыт, но кажется в настоящее время настолько нереальным, что будто бы и вспоминать его не стоит. Хотя причины этого достаточно серьезны, они, на мой взгляд, вовсе не являются непреодолимыми.
Правоохранительные органы с помощью средств массовой информации сумели убедить общественное мнение, что с нынешним уровнем преступности и коррупции они не справляются потому, что в этом им мешают уголовный и уголовно-процессуальный законы, отставшие от жизни, что нужны другие, чрезвычайные законы. В июне 1994 г. Президент России, поддавшись этим настроениям, издал Указ «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности»1, где в противоречие с уголовно-процессуальным законодательством были значительно расширены права органов МВД и ФСБ, связанные с серьезным ограничением прав человека (продление срока задержания подозреваемого и обвиняемого до 30 суток, придание доказательственного значения результатам оперативно-розыскной деятельности, разрешение на досмотр транспортных средств, их водителей и пассажиров и т. д.). Однако эти меры, действительно чрезвычайные, не смогли сколь-нибудь серьезно воздействовать на преступность. То же можно сказать и о время от времени реанимирующемся привлечении военнослужащих Российской Армии к патрулированию улиц и площадей с целью предупреждения преступлений. Последнее, конечно, может оказать влияние на так называемую уличную преступность, в основном на хулиганство и другие преступления, а также административные правонарушения против общественного порядка. Основная же масса самых тяжких преступлений — умышленных убийств, изнасилований, разбоев, вымогательств — совершается вовсе не на маршрутах предполагаемого патрулирования военнослужащих. Что же касается ликвидации незаконных формирований и преступных групп, изъятия у них оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и наркотиков, то успех в реализации этих задач может быть только результатом тщательной и кропотливой разработки оперативных мероприятий, требующих высочайшего профессионального мастерства, которое пока только накапливается у работников соответствующих служб.
Недостатки борьбы с коррупцией также обычно объясняются недостатком (иногда даже отсутствием) законодательной базы. Само понятие коррупции — понятие вовсе не уголовно-правовое, а собирательное, определяющее правонарушения самого различного вида — от дисциплинарных до уголовно-правовых. Коррупция (от лат. corruptio) есть подкуп, продажность должностных лиц, т. е. продажность чиновников различного ранга: от высших до мелких, их возможные корыстные злоупотребления, связанные с извлечением выгоды из своего служебного положения. Поэтому вполне антикоррупционными нормами УК РФ являются в первую очередь нормы о должностных преступлениях: о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285), о превышении должностных полномочий (ст. 286), о получении взятки (ст. 290), о служебном подлоге (ст. 292). И здесь дело не столько в отсутствии новых законов, сколько в том, что и старые не применяются. Еще в 1992 г. Президент России издал Указ «О борьбе с коррупцией в сфере государственной службы». Нормативный акт, в соответствии с которым государственным чиновникам многое запрещено, был бы хорош, если бы он выполнялся. Однако Указ был сам по себе, а коррупция в сфере государственной службы — сама по себе.
Перед принятием новой Конституции России опять-таки с помощью средств массовой информации надежды в борьбе с коррупцией и организованной преступностью связывались с сильной исполнительной властью, которой мешает власть представительная. Считалось, что, победив последнюю, можно будет победить и коррупцию. Это было воистину трагическое заблуждение, к сожалению, воплощенное в новой Конституции. Наша Россия как раз всегда знала одну лишь власть — исполнительную, причем не просто сильную, а сильнейшую. Так было и при Николае I, и при Сталине, и при его преемниках вплоть до Андропова. Прочтите книгу французского аристократа де Кюстина о России 1839 г. В русском переводе эта книга называется «Николаевская Россия». В обсуждаемом здесь аспекте эта книга актуальна и сегодня: она словно бы о нас, о наших сегодняшних проблемах коррупции, порожденной уже сегодняшней бесконтрольной исполнительной властью. Кстати говоря, сам Николай I признавал свое императорское бессилие перед всесильной чиновничьей бюрократией. Кажется, начал признавать всесилие чиновничьего аппарата и Президент России1. Поэтому печальный опыт досоветской, советской и нынешней постсоветской России (в отличие от обнадеживающего опыта цивилизованных демократических государств) свидетельствует о том, что только сильная представительная власть дает единственную надежду на выявление массовой коррупции, питающей организованную преступность, особенно в высших эшелонах власти. Каждодневная возможность коррупции как раз и содержится в повседневной рутинной работе представителей исполнительной власти — от высших до мелких чиновников. Для борьбы с коррупцией, имеющей своей почвой решение конкретных вопросов и приватизации, и лицензирования, и налогообложения, в первую очередь нужна политическая воля первых лиц государства, которой нет и в помине. Нужно решительное сокращение бюрократического аппарата, выросшего в период правления наших «демократов» до таких размеров, которые и не снились партократам бывшего Советского Союза. Нужно принятие не столько уголовных законов, сколько тех, которые бы лишили аппарат возможности использовать свое служебное положение в корыстных целях. Ну а главное — это быстрее исправить перекосы экономической реформы, создающие питательную базу коррупции и преступности. Надо провести настоящую реформу органов внутренних дел, в основе которой должны лежать иные подходы к кадровому и материальному оснащению этих органов. Американский Президент свой «чрезвычайный» закон связал с расширением полицейского корпуса на 100 тыс. человек, со строительством новых тюрем, с повышением финансирования учреждений по ресоциализации осужденных и отбывших наказания. Закон этот «стоит» 30 млрд. долларов. Однако Президент смог найти средства — за счет аннулирования в течение пяти лет 200 тыс. федеральных должностей1. Учитывая размер нашего чиновничьего аппарата, материальные резервы для привлечения средств к делу борьбы с преступностью у нас тоже имеются. Так что о принципе неотвратимости наказания надо вспомнить всерьез.
- Содержание
- Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права. Наука уголовного права 1
- Глава II. Принципы уголовного права 50
- Глава III. Уголовный закон 61
- Глава XVIII. Условное осуждение 502
- Глава XIX. Освобождение от уголовной ответственности 508
- 3. Освобождение от уголовной ответственности 520
- 4. Освобождение от уголовной ответственности 522
- 5. Освобождение от уголовной ответственности 522
- Глава XX. Освобождение от наказания 531
- Глава XXI. Амнистия, помилование, судимость 545
- Глава XXII. Уголовная ответственность несовершеннолетних 554
- Глава XXIII. Принудительные меры медицинского характера 563
- Глава XXIV. Основные положения общей части уголовного права зарубежных государств 569
- Глава XXV. Основные направления (школы) в науке уголовного права: история и современность 596
- Указатель сокращений
- От автора
- Предисловие ко 2-му изданию
- Предисловие к 3-му изданию
- Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права. Наука уголовного права
- 1. Понятие уголовного права, его предмет, метод и система
- 2. Задачи уголовного права
- 3. Наука уголовного права
- Литература
- Глава II. Принципы уголовного права
- Принципы уголовного права
- Литература
- Глава III. Уголовный закон
- 1. Понятие и значение уголовного закона. Действующее уголовное законодательство Российской Федерации
- 2. История российского уголовного законодательства
- Советское социалистическое уголовное право
- Постсоциалистическое уголовное право
- 3. Структура и техника уголовного закона. Уголовный закон и уголовно-правовая норма
- Виды диспозиций статей Особенной части ук рф
- Виды санкций статей Особенной части ук рф
- 4. Действие уголовного закона во времени и в пространстве
- 5. Выдача лиц, совершивших преступление
- 6. Толкование уголовного закона
- Виды толкования уголовного закона
- 7. Проблемы и перспективы совершенствования российского уголовного законодательства1
- Литература
- Глава IV. Понятие преступления
- 1. Социальная природа преступления
- 2. Понятие и признаки преступления
- Признаки преступления
- 3. Криминализация общественно опасных деяний и их декриминализация
- 4. Классификация преступлений
- Литература
- Глава V. Состав преступления
- 1. Понятие и значение состава преступления
- Элементы состава преступления
- 2. Виды составов преступлений
- 3. Состав преступления и квалификация преступления
- Литература
- Глава VI. Объект преступления
- 1. Понятие и значение объекта преступления
- 2. Виды объектов преступления
- 3. Предмет преступления
- Литература
- Глава VII. Объективная сторона преступления
- Понятие объективной стороны преступления и ее уголовно-правовое значение
- 2. Общественно опасное деяние (действие или бездействие)
- 3. Общественно опасное последствие
- 4. Причинная связь между действием или бездействием и наступлением общественно опасных последствий
- 5. Место, время, обстановка, средства и орудия, а также способ совершения преступления
- Литература
- Глава VIII. Субъект преступления
- 1. Понятие субъекта преступления
- Признаки субъекта преступления
- 2. Возрастные признаки субъекта преступления
- 3. Вменяемость. Понятие невменяемости
- Критерии невменяемости (ст. 21 ук рф)
- 4. Специальный субъект преступления
- Литература
- Глава IX. Субъективная сторона преступления
- 1. Понятие и значение субъективной стороны преступления.
- Субъективная сторона преступления
- 2. Понятие вины. Формы вины
- 3. Умысел и его виды
- 4. Неосторожность и ее виды
- Виды неосторожности
- 5. Преступления с двойной формой вины
- 6. Мотив и цель преступления
- 7. Эмоциональное состояние лица, совершающего преступление
- 8. Ошибка и ее уголовно-правовое значение
- Виды ошибок
- Литература
- Глава X. Уголовная ответственность и ее основания
- 1. Понятие уголовной ответственности
- 2. Уголовная ответственность и уголовно-правовые отношения
- 3. Основания уголовной ответственности
- Литература
- Глава XI. Стадии совершения преступления
- 1. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления
- Приготовление к преступлению;
- 3) Оконченное преступление.
- Стадии преступления (ст. 29 ук рф)
- 2. Приготовление к преступлению
- 3. Покушение на преступление
- 4. Оконченное преступление
- 5. Добровольный отказ от преступления
- Условия освобождения от уголовной ответственности при добровольном отказе от преступления
- Литература
- Глава XII. Соучастие в преступлении
- 1. Понятие соучастия в преступлении
- Признаки соучастия в преступлении
- 2. Виды соучастников
- 3. Формы соучастия
- Формы соучастия
- 4. Ответственность соучастников
- Литература
- Глава XIII. Множественность преступлений
- 1. Понятие единого преступления и множественности преступлений
- 2. Формы множественности преступлений
- Формы (виды) множественности преступлений
- Литература
- Глава XIV. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 1. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
- Виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
- 2. Необходимая оборона
- Условия правомерности необходимой обороны
- 3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
- 4. Крайняя необходимость
- Условия правомерности крайней необходимости
- 5. Физическое или психическое принуждение
- 6. Обоснованный риск
- Условия правомерности Обоснованного риска (ст. 41 ук рф)
- 7. Исполнение приказа или распоряжения
- Литература
- Глава XV. Наказание и его цели
- 1. Понятие и признаки наказания по уголовному праву
- Признаки наказания
- 2. Цели наказания
- Цели наказания (ст. 43 ук рф)
- Литература
- Глава XVI. Система и виды наказаний
- 1. Понятие и значение системы наказаний
- Виды наказания (ст. 44 ук рф)
- Смертная казнь.
- 2. Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы
- 3. Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы
- Виды мест лишения свободы
- 4. Смертная казнь
- Литература
- Глава XVII. Назначение наказания
- 1. Общие начала назначения наказания
- Общие начала назначения наказания (ст. 60 ук рф)
- 2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
- 3. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление
- 4. Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении. Назначение наказания за неоконченное преступление, за преступление, совершенное в соучастии и при рецидиве преступлений
- 5. Назначение наказания по совокупности преступлений
- Назначение наказания по совокупности преступлений
- К основным наказаниям могут быть присоединены дополнительные наказания
- 6. Назначение наказания по совокупности приговоров
- Назначение наказания по совокупности приговоров
- 7. Исчисление сроков наказания и зачет наказания
- 8. Проблема совершенствования уголовных наказаний1
- Литература
- Глава XVIII. Условное осуждение
- Условное осуждение
- Литература
- Глава XIX. Освобождение от уголовной ответственности
- 1. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности
- Виды освобождения от уголовной ответственности
- 2. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
- 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
- 4. Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки
- 5. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
- Условия освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 78 ук рф)
- Сроки давности привлечения к уголовной ответственности
- Литература
- Глава XX. Освобождение от наказания
- 1. Понятие и виды освобождения от наказания
- Виды освобождения от наказания
- 2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
- Условно-досрочное освобождение
- 3. Замена неотбытой части наказания более мягким
- 4. Освобождение от наказания в связи с болезнью
- 5. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
- 6. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
- Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 ук рф)
- Литература
- Глава XXI. Амнистия, помилование, судимость
- 1. Амнистия
- 2. Помилование
- Помилование
- 3. Судимость
- Погашение судимости
- Литература
- Глава XXII. Уголовная ответственность несовершеннолетних
- Общая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и условия их уголовной ответственности
- 2. Виды наказания для несовершеннолетних и особенности их назначения
- Виды наказания для несовершеннолетних
- 3. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и применение принудительных мер воспитательного воздействия
- Виды принудительных мер воспитательного воздействия
- 4. Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания, исчисления сроков давности и погашения судимости
- Литература
- Глава XXIII. Принудительные меры медицинского характера
- 1. Понятие принудительных мер медицинского характера
- Основания применения принудительных мер медицинского характера
- 2. Виды принудительных мер медицинского характера
- Виды принудительных мер Медицинского характера (ст. 99 ук рф)
- 3. Продолжительность и уголовно-правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера
- Литература
- Глава XXIV. Основные положения общей части уголовного права зарубежных государств
- 1. Системы уголовного права в современном мире
- 2. Основные положения Общей части уголовного права Франции, Германии и Италии
- 3. Основные положения Общей части уголовного права Англии и сша
- 4. Основные положения Общей части уголовного права кнр
- 5. Основные положения Общей части уголовного права Афганистана
- Необходимая оборона.
- 6. Основные положения Общей части уголовного права Японии
- 7. Тенденция сближения систем уголовного права
- Литература
- Глава XXV. Основные направления (школы) в науке уголовного права: история и современность
- 1. Просветительно-гуманистическое направление
- 2. Классическая школа
- 3. Антропологическая школа
- 4. Социологическая школа
- Литература