logo
Уголовное право РФ (книга Наумова А

1. Системы уголовного права в современном мире

Уголовное право любой страны имеет свою специфику. Она проявляется в содержании основных уголовно-правовых институ­тов (уголовный закон, преступление, наказание), обусловленном историческими, национальными и культурными традициями, осо­бенностями политического устройства общества, его экономики и многих других факторов. Вместе с тем уголовное право опреде­ленных стран, как и правовые системы в целом, по ряду парамет­ров и характеристик сближаются друг с другом, имеют общие историко-правовые корни. В теории права принято говорить о системах права. С известной долей условности в настоящее время можно выделить следующие основные системы уголовного права (как проявления правовых систем в целом):

  1. романо-германское;

  2. англосаксонское;

  3. социалистическое и

  4. мусульманское1.

Название первой системы как романо-германского права имеет историческое происхождение. Первая часть этого названия связана с Древним Римом и римским правом. Создание этой системы права обусловлено рецепцией, т. е. возрождением римского права на европейском континенте (в Западной Европе) в XII—XIII вв. Вторая часть названия связана с народами (племе­нами), населявшими Западную Европу после распада Римской империи. Народы эти объединялись названием германцы (герман­ские племена) и населяли не только территорию современной Гер­мании.

Отличительной чертой этой системы (семьи) уголовного пра­ва является ярко выраженное стремление к писаному праву, к признанию закона единственным нормативным источником уголов­ного права, к кодификации уголовных законов и отказ от преце­дентного и обычного права. Второй характерной чертой этой сис­темы следует признать специфический способ формулирования уголовно-правовых запретов, отличающийся стремлением к аб­страктному их описанию, что выражается в предельной лаконич­ности языка уголовного закона, предполагающей предельно обоб­щенную формулировку уголовно-правовых норм. Такие нормы рассчитаны на применение в отношении широкого круга деяний. К этой системе относится уголовное право континентальной Ев­ропы (иногда поэтому романо-германское право именуется кон­тинентальным правом), а также некоторых стран, например Аф­рики, ранее бывших французскими колониями, в связи с чем право этих стран испытало на себе влияние французского права.

К системе романо-германского права относилось и российское дореволюционное (до Октябрьской революции 1917 г.) уголовное право. Пришедшее ему на смену советское уголовное право по выделенным характеристикам также продолжало в целом принад­лежать к этой системе. Однако по своему идеологическому содер­жанию, по неразрывной связи с политическими и экономически­ми основами общества оно превратилось в социалистическое уголовное право. Современное российское уголовное право, ли­шившись указанных атрибутов идеологического, политического и экономического порядка, в известном смысле вернулось в систему романо-германского права, отличаясь от него сохранением в сис­теме наказаний смертной казни.

На формирование этой системы оказали существенное влия­ние уголовно-правовые взгляды французских просветителей (Во­льтера, Дидро, Монтескье и др.), представителей немецкой клас­сической философии (Канта, Гегеля), Уголовный кодекс Франции 1810 г. (Кодекс Наполеона) и уголовное законодательство Герма­нии XIX в.

Уголовное право этой системы будет рассмотрено на примере уголовного права Франции, Германии и Италии.

Англосаксонское право получило свое название от имени нормандских племен (германского происхождения), заво­евавших и населявших после падения Римской империи террито­рию британских островов, — англов, саксов, готов и др. Содержа­тельной характеристике этой системы более соответствует второе ее название — общее право (common law). В отличие от систе­мы романо-германского права общее право складывалось в резуль- тате развития судебной практики (не только применявшей, но и создававшей правовые нормы) как право судебных прецедентов. Судебные решения по конкретным делам являлись прецедентны­ми нормами для рассмотрения последующих дел. Позднее источ­никами английского права стали и законодательные акты, а также доктрина — трактаты ученых-юристов. Значительное влияние сис­тема общего права оказала на развитие права, в том числе и уго­ловного, США, Канады, Австралии, тех стран Африки и Азии, которые в прошлом являлись британскими колониями. Особеннос­ти системы общего права будут рассмотрены на примере уголов­ного права Англии и США.

Социалистическое право возникло в результате Октябрьской революции 1917 г. как советское право. Оно закреп­ляло коммунистическую идеологию, носило откровенно классовый характер (официально провозглашалось правом диктатуры про­летариата, враждебным буржуазному праву) и было подчинено задачам строительства социализма и коммунизма. После второй мировой войны на социалистический путь развития встали (до это­го времени по социалистическому пути кроме СССР развивалась только Монголия) некоторые страны Центральной и Юго-Восточ­ной Европы, а также Азии — Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания, ГДР, Северная Корея, позже — КНР, Вьетнам, Куба. Под влиянием советского права в этих странах также было создано социалистическое право, отра­жавшее его основные идеи. В конце 80-х — начале 90-х гг. в ре­зультате событий, связанных с начавшейся в Советском Союзе пе­рестройкой, а впоследствии и с распадом СССР, большинство этих государств отказались от социалистической идеи. В настоящее время в рамках системы социалистического права в определенном смысле остались такие страны, как, например, КНР, КНДР, Куба, где по-прежнему правящими партиями являются коммунистичес­кие партии. Характеристика этой системы права будет дана на ос­нове ознакомления с уголовным правом КНР.

Мусульманское право представляет собой составную часть религии — ислама. В правовую систему исламских государств встроены нормы ислама (шариата), выступающие в качестве как источника права, так и законодательной и правоприменительной практики. Шариат — это не только право. Он регламентирует все стороны жизни мусульманина, включая как правовые, так и мо­ральные и чисто религиозные нормы, обязательные для всех му­сульман. Источниками шариата являются Коран, сунна (предания), иджма, кияс и урф (обычай). Коран — главная священная книга мусульман, собрание про­поведей, обрядовых и правовых установлений, молитв, притч, про­изнесенных основоположником ислама Мохаммедом и записанных его ближайшими сподвижниками уже после его смерти. Сунна — сборник хадисов (рассказов, случаев) его сподвижников о том, как поступал Пророк в тех или иных случаях. Сунна — второй по важ­ности после Корана источник мусульманского права. Иджма — единое соглашение мусульманских правоведов, означающее еди­нодушное решение вопроса, не урегулированного Кораном и сун­ной. В отличие от последних иджма — изменяемый источник пра­ва, так как сформулированная на его основе норма может быть пересмотрена. Третий источник — кияс, т. е. толкование Корана и сунны. Он приобретает силу закона, если признан высшим мусуль­манским духовенством. Правом толкования обладает муфтий — высшее духовное лицо. Его главная обязанность в этом отноше­нии заключается в толковании определенных норм применитель­но к конкретному, случаю. Четвертый источник шариата — урф представляет собой обычное право, составленное из традиций и обычаев1.

Наиболее полная исламизация уголовного права проведена в Саудовской Аравии, Пакистане, Судане, Иране и ряде других му­сульманских стран, официально провозглашенных исламскими. Процесс исламизации уголовного права происходит в Афганиста­не. Вычленить мусульманское право из правовой системы этих стран и невозможно и неправомерно, так как вся деятельность этих государств призвана отвечать и соответствовать духу и букве ша­риата2. Так, например, в соответствии с Конституцией Ирана все законодательство, в том числе и уголовное, должно соответство­вать нормам ислама. Мусульманское уголовное право характери­зуется возможностью применения жестоких, в том числе и члено­вредительских, наказаний. Например, по уголовному праву Ирана убийство и телесные повреждения влекут наказание в виде смерт­ной казни или наказания по принципу «око за око, зуб за зуб»; прелюбодеяние — забиванием камнями до смерти; по уголовному законодательству Саудовской Аравии за кражу полагается отру­бание руки.

Особенности уголовного права мусульманских стран будут рас­смотрены на примере уголовного права Афганистана.