logo
KPZS_Baglay

§ 2. Конституция

Принятая Учредительным собранием в 1950 г. Конституция Индии подвела итог борьбы ее народов за независимость и стала в определенной степени примером конституционного строительства для других освобождавшихся вслед за индийским народов. Созда­тели основного закона Индии, с одной стороны, использовали те государственные институты и инструменты, которые уже были знакомы населению и успешно работали, а с другой — смело пошли на рецепцию и приспособление к специфике индийских условий положений многих конституций других стран. Именно поэтому в ней можно выявить статьи, имеющие сходство с анало­гичными положениями из конституций Великобритании, США, Ирландии, Канады, Австралии, СССР, Веймарской Республики, Японии, Бирманского союза и некоторых других высокоразвитых и развивающихся стран. В результате стремления объять по воз­можности большую сферу жизни Конституция оказалась, хотя и продуманной, но одной из самых объемных писаных конституций мира, местами крайне за детализированной и весьма сложной по структуре.

Эти кажущиеся внешними качества предопределили некото­рые тенденции дальнейшего развития индийского конституцион­ного права: многочисленность принимаемых поправок; стремле­ние "индианизировать" заимствованные иностранные нормы и идеи; желание, легко заменяя детали, сохранить базовый "кар­кас" Конституции (теория неизменяемых "основополагающих черт и структуры Конституции"); переплетенность собственно консти­туционных норм с решениями Верховного суда в порядке консти­туционного контроля, законами, имеющими конституционное зна­чение, обычаями, делегированным законодательством и т.д.

Конституция Индийской Республики состоит из преамбулы, 491 статьи, объединенных в 25 частей, и 13 приложений.

Наиболее важными характерными чертами индийской Кон­ституции являются: юридическое закрепление суверенитета Ин­дийской Республики (преамбула); провозглашение весьма широ­кого (с учетом индийской специфики) круга прав, свобод и обя­занностей граждан (части 3, 4, 4-А), служащего одной из основ либерального политического режима в стране; установление пар­ламентарной республики (ч. 5); утверждение специфической фе­деративной формы территориально-политического устройства, учитывающей национально-языковые особенности населяющих страну народов (ч. 1, 6, 11, Приложение 7); и содействие между­народному миру, справедливости и безопасности (ст. 51).

Конституция Индии осуждает эксплуатацию, угнетение, со­действует проведению в стране индустриализации. В основном законе сделана попытка обеспечить граждан гарантиями, кото­рые заключаются в возможности обращения в Верховный суд в случае нарушения прав и свобод, закрепленных в части 3 "Основ­ные права".

В результате принятия Закона о реорганизации штатов 1956 г. и последующих изменений Конституции федерация в Индии стро­ится в соответствии с языковым принципом и использованием раз­личных форм автономии. Для нее характерны высокая степень централизации и подробно разработанный институт чрезвычайно­го положения.

Конституция Индии закрепляет комбинированную систему принятия поправок, позволяющих довольно оперативно изменять положения основного закона страны. Большая часть поправок при­нимается Парламентом сравнительно простым способом. Проект поправки вносится депутатом в любую палату Парламента. Полу­чив одобрение каждой палаты, он передается президенту, кото­рый обязан подписать этот законопроект (ч. 2, ст. 368). После этого закон о поправке промульгируется, вступает в силу и инкорпори­руется в текст Конституции.

Усложненный порядок принятия поправок Парламентом пре­дусмотрен для изменения статей, признанных наиболее значимы­ми для федерации (ч. 1, ст. 368). В этих случаях, помимо соблюде­ния всех указанных в предыдущем абзаце требований, перед пе­редачей проекта закона о поправке на подпись главе государства необходима ратификация его не менее чем половиной легислатур штатов страны.

Ряд изменений основного закона осуществляется Парламен­том в порядке обычного законодательства.

Представляется, что довольно высокая степень эффективно­сти действия индийской Конституции обеспечивается в опреде­ленной степени благодаря особой гибкости конституционного ре­гулирования с применением комбинированного гибко-жесткого порядка ее изменения. Это касается экономических отношений, сложного правового статуса человека, многообразия федератив­ных связей, межнационально-этнических и языковых проблем, избирательного права, диверсифицированного чрезвычайного конституционного механизма, а также положения наиболее соци­ально незащищенных слоев населения с целью предотвращения возможных социальных потрясений.

За полвека действия Конституция независимой Индии пре­терпела весьма глубокие изменения либо путем внесения фор­мальных поправок, либо посредством судебных толкований или обычного законодательства. Внесенные за это время более 80 по­правок существенно видоизменили структуру, текст и реальное содержание многих положений основного закона Индии. Так, была дополнена преамбула, две части упразднены и четыре добавле­ны, а восемнадцать других многократно изменялись. Общая струк­тура Конституции приобрела в результате большую стройность и сбалансированность: в результате упразднения деления штатов на неравные по своему положению группы федеративная система была рационально унифицирована и две части Конституции (7 и 9) исключены, а с добавлением части IVa "Основные обязанности правовое положение граждан в конституционном документе при­обрело несколько более реалистическое отображение. В 13 при­ложений (первоначально их было 8) к Конституции 36 раз вносились поправки (в одно только девятое приложение внесено 284 новых пункта), 355 раз изменялись статьи основного закона. Свыше 100 статей было добавлено, а около 20 упразднено. Всего в Конституцию Индии было внесено более 500 изменений.

В ходе эволюции Конституции усилилось такое ее своеобраз­ное качество, как "многослойность" конституционного права Ин­дии (по источнику происхождения норм, их значению и простран­ственным пределам, сфере применения, способам защиты и мето­дам изменения). Использование Индией любого позитивного конституционного опыта отразило растущее взаимодействие и вза­имовлияние правовых, социальных систем и культур в современ­ном все более едином мире. Одновременно проявилась общемиро­вая тенденция к унификации и демократизации конституций, тен­денция к институционализации политических партий, к усилению регулирования социально-экономических сторон жизни, к поис­кам правовых инструментов общественного консенсуса, возросла воспитательно-культурная роль конституционного документа.

В Конституции Индийской Республики и ее последующем развитии четко проявились две противоположные тенденции — реакционная и демократическая. Они порождены столкновением и согласованием интересов различных классов, слоев и групп мно­голикого индийского общества и отразились в сложном перепле­тении прогрессивных и реакционных поправок к основному закону страны, которые в процессе последующего судебного толкования или применения исполнительной властью, а также проходя через "фильтры рецепции" своеобразной политической культуры наро­дов этой страны, подчас приобретают различные дополнитель­ные, иногда диаметрально противоположные оттенки.