§ 3. Политические партии и партийная система
Конституционно-правовой статус политических партий
Правовой статус политических партий, их назначение, порядок и условия образования и функционирования в самых общих чертах определяются ст. 4 Конституции. Политические партии образуются свободно и их существование непосредственно не связано с решением какого-либо государственного органа, санкционирующего или отказывающего в признании политической партии. Иначе говоря, во Франции используется так называемая уведомительная система, при которой само объявление о создании политической партии уже представляет собой определенный юридический акт и влечет за собой определенные политико-правовые последствия. Во Франции, в отличие от ФРГ, нет подробного и всестороннего регулирования статуса партий в специальном законе. Поэтому французская юридическая доктрина широко применяет при определении статуса партий Закон об ассоциациях, изданный еще в 1901 г., основные положения которого были подтверждены Конституционным советом, признавшим свободу создания ассоциаций, в том числе и политических, основополагающим принципом конституционного характера.
Политические партии не обязаны проходить регистрацию. Однако если политическая партия хочет обрести качество юридического лица, она должна удовлетворять требованиям Закона об ассоциациях и представить необходимые для регистрации документы. Особенность правового регулирования заключается в данном случае в том, что государственные органы, осуществляющие эту регистрацию, в принципе не вправе отказать в этой регистрации, а следовательно, и в публичном объявлении о ее создании. Запрет деятельности партии может иметь место, но только при условии применения процедуры судопроизводства и наличии достаточных оснований для вынесения соответствующего судебного решения.
Среди условий образования и функционирования политических партий фигурируют такие, как соблюдение принципа национального суверенитета и демократии. Формулировки довольно общие и поддающиеся широкому толкованию. Из смысла этих постановлений явствует, что политическая партия обязана уважать принципы народовластия и законы, являющиеся выражением воли народа. Ей надлежит действовать в условиях и в рамках установленного конституционного строя. Предполагается также, что партия будет носить национальный характер, она не может быть образована иностранцами, а ее деятельность не должна финансироваться из иностранных источников.
В конституционном порядке определяется и главное социальное назначение политических партий. Основной закон устанавливает, что политические партии должны способствовать выражению мнений в ходе голосования. Речь идет в сущности о том, что главное назначение политических партий — участвовать в организации и проведении выборов, выражая интересы тех или иных групп и слоев населения, и тем самым способствовать учету их воли и интересов в ходе формирования и деятельности представительных учреждений. Конечно, на практике активность политических партий далеко не сводится к организации избирательных кампаний, подготовке и проведению выборов в представительные учреждения и на выборные государственные должности. Однако, с точки зрения основного закона, именно такого рода деятельность должна составлять главное направление функционирования любой политической партии. Подобный подход, как правило, разделяет и большинство самих политических партий во Франции, чьи структуры и организация предназначены в первую очередь для борьбы в ходе избирательных кампаний.
Острые дискуссии вызвал во Франции вопрос о финансировании деятельности политических партий. При рассмотрении соответствующих проектов в Парламенте значительная часть политических партий высказалась против прямого финансирования за счет бюджетных средств. Главный резон состоял в том, что государственное финансирование предполагает публичную отчетность и возможность официальной проверки расходования средств. В допуске государственных контролеров к партийной кассе мало кто заинтересован. Во Франции формально дотируется не столько политическая партия, участвующая в избирательной кампании, сколько сами кандидаты, получающие право на возмещение своих расходов в ходе избирательных кампаний. Однако выдвижение кандидатов на выборах фактически остается прерогативой политических партий, и от их поддержки в решающей степени зависит возможность победы кандидата на выборах.
Основные политические партии Франции
С возникновением Пятой республики произошли серьезные изменения в расстановке политических сил в стране, что в свою очередь нашло выражение и в формировании и деятельности новых политических партий и объединений. Возвращение к власти генерала де Голля сопровождалось созданием политического объединения его сторонников, которое сформировалось первоначально как движение, а затем, практически уже в постголлистский период, было реорганизовано в политическую партию. Такой проголлистской политической партией является в настоящее время Объединение в поддержку республики (ОПР). Лидером партии является Жак Ширак, формально оставивший свой пост в связи с избранием Президентом Французской Республики, но практически остающийся ее лидером.
Объединение в поддержку республики является по своему характеру правоконсервативной политической партией, отстаивающей в сфере социальной и экономической принципы так называемого неоконсерватизма, сочетающего либеральные свободы с более активной деятельностью государства по регулированию всех сфер общественной жизни. В государственно-правовой области ОПР — один из ярых защитников и приверженцев режима сильной власти. Партия отстаивает идею политической стабильности как условия успешного внутреннего развития и достижения внешнеполитических целей, отвечающих национальным интересам страны. Она поддерживает в целом планы европейской интеграции и является активным защитником идеи создания экономического и валютного союза в рамках ЕС. На парламентских и президентских выборах 1995 г. ОПР добилась значительных успехов, существенно опередив всех своих соперников. Партии удалось добиться избрания своего лидера на пост Президента Республики и в союзе с правоцентристскими силами — абсолютного большинства мест в Национальном собрании. Но на парламентских выборах 1997 г., проведенных в связи с досрочным роспуском нижней палаты, она потерпела серьезное поражение и утратила господствующее положение в Национальном собрании, а как следствие — и возможность формирования Правительства.
Правоцентристские политические группы образовали политическое объединение, именуемое "Союз за французскую демократию" (СФД).
Наибольшего успеха Союз за французскую демократию добился в 1974 г., когда один из его лидеров — Валери Жискар д'Эстен был избран на пост Президента Республики. СФД стабильно добивается значительного успеха на местных муниципальных и кантональных выборах. Однако в 80-е и 90-е гг. он выступает преимущественно как младший партнер в коалиции с Объединением в поддержку республики, После парламентских выборов 1995 г. СФД вошел в состав правительственной коалиции, а представители Союза за французскую демократию заняли ряд ключевых постов в Правительстве. Но успех оказался непродолжительным, объединение потерпело крупное поражение вместе с голлистами на досрочных парламентских выборах, и в настоящее время группа СФД в Национальном собрании входит в состав парламентской оппозиции. В последнее время в СФД, так же как, впрочем, и в ОПР, обнаружились весьма серьезные разногласия среди ее руководящего ядра, что, конечно, не способствует укреплению политических позиций правоцентристских сил в стране.
Одну из крупнейших и наиболее влиятельных в настоящее время политических партий образует Французская социалистическая партия (ФСП), Социалистическое движение во Франции имеет богатую историю. Еще в начале века оформилась Французская секция социалистического интернационала — СФИО (аббревиатура от французского наименования партии). Практически и в Третьей, и в Четвертой республиках эта партия принадлежала к числу наиболее влиятельных парламентских партий. Французские социалисты вошли в состав трехпартийной системы, сложившейся во Франции в первые послевоенные годы. Они активно участвовали во многих правительствах Четвертой республики. С созданием Пятой республики социалистическое движение во Франции переживает глубокий кризис; партия самораспустилась и практически была воссоздана на новой основе, приняв наименование Французской социалистической партии. Видную роль в ее образовании сыграл Франсуа Миттеран. В 1981 г. он одержал победу на президентских выборах и был — сравнительно редкий случай -переизбран 7 лет спустя на новый срок. На протяжении почти всего этого четырнадцатилетнего периода французские социалисты входили в состав правительственного большинства и, с небольшими перерывами, поставляли Французской Республике Премьер-министра и основную массу министров. В середине 90-х гг. партия переживает острый политический кризис, резко падает ее влияние. На парламентских выборах 1995 г. ФСП потерпела сокрушительное поражение, создалось даже впечатление, что она вот-вот исчезнет с политической арены. Но этого не произошло. Новый лидер партии Лионель Жоспен успешно конкурировал на последних президентских выборах и вышел во второй тур голосования. На досрочных парламентских выборах в 1997 г. ФСП добилась крупнейшего успеха, завоевала большинство мест в Национальном собрании, а ее лидер сформировал Правительство Французской Республики.
ФСП представляет собой типичную социал-демократическую партию. В ее программе большое место уделяется решению проблем социального порядка. Своими успехами она в значительной мере обязана обещаниям улучшить социальную обстановку в стране и, в частности, добиться сокращения безработицы. Пока успехи ФСП на этом поприще не очень велики. Тем не менее она остается ведущей политической силой в стране, а то обстоятельство, что в состав правительственной коалиции вошла Французская коммунистическая партия, получившая ряд мест в Правительстве, позволяет французским социалистам претендовать на представительство и защиту интересов широких масс трудящихся. В области внутригосударственной ФСП остается сторонником плюралистической демократии, активно защищает действующую Конституцию и конституционный строй. В области внутренней политики она делает больший, чем правые партии, упор на реализацию социальных программ. Внешнеполитическая программа партии в целом не намного отличается от того курса, которого придерживались правые партии. В частности, французские социалисты — активные сторонники европейской интеграции, упрочения Европейского Союза и введения единой европейской валюты.
На левом фланге спектра французских политических партий располагается Французская коммунистическая партия (ФКП). Созданная в 1920 г., после раскола внутри социалистического движения, эта партия сыграла видную роль в развитии рабочего движения в стране и в организации Движения Сопротивления в годы второй мировой войны. Это позволило ФКП добиться серьезных успехов на политической арене в первые послевоенные годы. За ФКП в этот период голосует на выборах от четверти до трети всех избирателей. Однако в последующем роль и влияние партии заметно падают. В настоящее время ее избирательный корпус резко сократился и составляет около 10% избирателей. И все же это достаточно устойчивый электорат, позволяющий французским коммунистам располагать сравнительно стабильным представительством в Национальном собрании и в местных выборных органах. Политическая программа ФКП за последнее десятилетие претерпела существенные изменения. Партия отказалась от многих догматических построений, не отвечающих реалиям современного общественного развития. Произошло определенное сближение ФКП с французскими социалистами за счет восприятия многих социал-демократических постулатов. Партия вошла в 1997 г. в состав правительственной коалиции и поддерживает политику Правительства, хотя и не отказывает себе в праве на критику конкретных его мероприятий. Уже сравнительно давно она отказалась от установки на революционное насильственное ниспровержение существующего конституционного строя и действует в целом в рамках конституционной законности.
Крайне правый фланг среди ведущих политических партий страны занимает в настоящее время Национальный Фронт (НФ). Резкому подъему этой националистической по своей природе партии способствовал целый ряд социальных факторов. Особенно активно она использовала рост массовой безработицы в стране и слабоконтролируемый приток иммигрантов извне. Лозунг НФ, утверждающий, что изгнание эмигрантов даст работу всем французам, получил довольно широкую поддержку среди некоторых слоев населения. Особенно значительно влияние НФ на юге Франции.
В течение довольно длительного времени особенности французской избирательной системы позволяли сдерживать приход представителей НФ в состав Национального собрания. Однако, использовав пропорциональную избирательную систему, партия смогла добиться своего представительства на выборах в Европарламент, а на выборах 1997 г. в Национальное собрание ей удалось получить около 16% голосов избирателей. Рост влияния НФ вызывает в последнее время серьезную тревогу практически у всех общенациональных политических партий и объединений.
Партийная система
Свобода образования политических партий, провозглашенная Конституцией, способствовала образованию многопартийной системы во Франции. Основу этой системы образуют, как правило, крупные общенациональные политические партии и объединения, оказывающие активное воздействие на формирование политического курса страны, а равно на функционирование всего механизма власти. В зависимости от конкретных политических условий состав существующей в стране многопартийной системы и ее характеристики меняются. Но принцип свободы образования партий не подвергался пересмотру, а тем самым всегда сохранялась юридическая база многопартийности.
В первые годы после второй мировой войны во Франции сложилась так называемая трехпартийная система. Это не значит, что в стране существовало только три политические партии, их было достаточно много. Однако лишь три из них: социалистическая, коммунистическая и партия христианско-демократического толка (Народное республиканское движение) — могли претендовать на роль общенациональных и играли ключевую роль в формировании первых правительств. После начала "холодной войны" в 1947 г. французские коммунисты были удалены из состава Правительства, и, хотя ФКП оставалась крупнейшей и наиболее массовой политической партией, ее воздействие на формирование правительственной политики резко сузилось. Доминирующее положение в стране заняли центристские и правоцентристские элементы. Из состава этих группировок и формировалось большинство французских правительств. С приходом к власти генерала де Голля, ставившего одной из своих задач уменьшение влияния политических партий, а по возможности и их вытеснение, партийная система во Франции претерпела определенные изменения. Возможности воздействия политических партий на правительственный курс действительно уменьшились. Этому, в частности, способствовали и меры, предпринятые создателями Конституции 1958 г., установившими несовместимость парламентского и министерского мандата. Но с середины 70-х гг. положение вновь начинает меняться, и можно говорить о возрождении во Франции традиционной многопартийной системы. По мнению некоторых исследователей, сегодня во Франции сложилась так называемая блоковая система, когда с одной стороны выступают Объединение в поддержку республики и Союз за французскую демократию, образуя тем самым единый, хотя и разношерстный блок, а с другой стороны им противостоит блок, основу которого образуют ФСП и ФКП. Следует, правда, иметь в виду, что ФСП в этом блоке занимает явно доминирующие позиции, и именно эта партия играет решающую роль в определении политического курса блока социалистов и коммунистов.
Многопартийность находит свое проявление в существовании не только крупных общенациональных партий, объединений но и значительного числа сравнительно небольших по численности, а нередко и по влиянию политических группировок. Во Франции действует довольно много политических образований в рамках регионов и даже департаментов, выступающих в качестве политической силы не столько на общенациональных выборах, сколько при проведении выборов в местные представительные учреждения.
Политический плюрализм и многопартийность рассматриваются как одно из главных условий демократии в современной Франции.
- Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- § 1. Предмет конституционного права зарубежных стран
- § 2. Источники конституционного права зарубежных стран
- § 3. Система конституционного права зарубежных стран
- Глава 2. Наука конституционного права
- § 1. Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли юридической науки
- § 2. "Классическая школа"
- § 3. Развитие идей "классической" и иных школ в российской дореволюционной науке
- § 4. Наука конституционного права в XX веке
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 1. Понятие и сущность конституции
- § 2. Основные тенденции конституционного развития
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 3. Порядок принятия конституций зарубежных стран, внесения в них изменений и дополнений
- § 4. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и его виды
- Глава 4. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан
- § 1. Гражданство в развитых освободившихся странах. Понятие гражданства
- § 2. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- § 3. Основные виды прав и свобод граждан
- Глава 5. Формы государства в зарубежных странах
- § 1. Форма правления в зарубежных государствах
- § 2. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- § 3. Государственный режим
- Глава 6. Политические партии и партийные системы
- § 1. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- § 2. Классификация политических партий
- § 3. Партийные системы
- § 4. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
- § 5. Партии и внешнеполитический механизм
- Глава 7. Избирательное право и избирательные системы
- § 1. Понятие и сущность избирательного права
- § 2. Основные принципы
- § 3. Организация и порядок проведения выборов
- § 4. Определение результатов голосования и избирательные системы
- Глава 8. Глава государства в зарубежных странах
- § 1. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран
- § 2. Полномочия главы государства
- Глава 9. Парламенты зарубежных государств
- § 1. Место парламентов в системе высших органов государственной власти
- § 2. Структура парламентов
- § 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль
- § 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура
- § 5. Правовое положение депутата
- Глава 10. Правительство в зарубежных странах
- § 1. Место правительства в системе высших органов государства
- § 2. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- § 3. Полномочия правительства в зарубежных странах
- § 4. Институт парламентской ответственности правительства
- Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах
- § 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
- § 2. Системы местного самоуправления
- § 3. Порядок формирования органов местного самоуправления
- § 4. Компетенция органов местного самоуправления
- Глава 12. Конституционное регулирование внешней политики зарубежных государств
- § 1. Конституционные принципы внешней политики зарубежных государств
- § 2. Конституционное разграничение внешнеполитических полномочий между Федерацией и ее субъектами
- § 3. Распределение внешнеполитических полномочий между высшими органами государственной власти и управления
- Глава 13. Конституционные основы судебной власти
- § 1. Судебная власть в системе разделения властей
- § 2. Конституционные основы судебной организации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Конституционный статус судей
- § 5. Конституционное правосудие
- Глава 14. Основы конституционного права сша
- § 1. Конституция
- § 2. Избирательная система
- § 3. Конгресс
- § 4. Президентская власть
- § 5. Судебная власть
- § 6. Государственное устройство
- § 7. Местное самоуправление
- Глава 15. Основы конституционного права Великобритании и Северной Ирландии
- § 1. Общая характеристика конституции Великобритании
- § 2. Конституционно-правовое положение личности
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Система государственных органов Великобритании
- § 5. Политико-территориальное устройство. Организация власти на местах
- Глава 16. Основы конституционного права Французской Республики
- § 1. Конституция и конституционное развитие
- § 2. Конституционные права и свободы
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Избирательное право и избирательная система
- § 5. Система государственных органов Франции
- § 6. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- Глава 17. Основы конституционного права фрг
- § 1. Конституция и конституционное развитие. Охрана конституции
- § 2. Основные права
- § 3. Политические партии
- § 4. Германская Федерация
- § 5. Государственные органы. Местное самоуправление
- Глава 18. Основы конституционного права Италии
- § 1. Конституция Италии
- § 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- § 4. Выборы и референдум
- § 5. Государственные органы
- § 6. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление
- Глава 19. Основы конституционного права Японии
- § 1. Конституция Японии
- § 2. Права, свободы и обязанности граждан
- § 3. Партийная система
- § 4. Система государственных органов
- § 5. Административно-территориальное деление
- Глава 20. Основы конституционного права Испании
- § 1. Конституционное развитие
- § 2. Конституция
- § 3. Основные права и обязанности
- § 4. Народный защитник
- § 5. Высшие органы государственной власти и управления
- § 6. Региональная автономия
- Глава 21. Основы конституционного права Китайской Народной Республики
- § 1. Конституция кнр
- § 2. Политические партии и общественные ("народные") организации
- § 3. Основы конституционного статуса граждан
- § 4. Система высших органов государственной власти и управления
- § 5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия.
- Глава 22. Основы конституционного права Индии
- § 1. Политические партии
- § 2. Конституция
- § 3. Правовой статус индийского гражданина
- § 4. Основы избирательного права
- § 5. Государственные органы Федерации
- § 6. Основы политико-территориального устройства
- § 7. Публичная власть в штатах и союзных территориях
- § 8. Местное самоуправление и управление
- Глава 23. Основы конституционного права стран снг
- § 1. Общие положения конституций стран снг
- § 2. Система государственных органов стран снг
- Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки
- § 1. Особенности латиноамериканских конституций
- § 2. Партийные системы
- § 3. Президент и правительство. Форма правления
- § 4. Законодательные органы
- § 5. Местное самоуправление
- Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля
- § 1. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- § 2. Формы правления в арабских странах. Монархия
- § 3. Республиканская форма правления
- § 4. Конституционное право Израиля