logo
KPZS_Baglay

§ 3. Политические партии и партийная система

Конституционно-правовой статус политических партий

Правовой статус политических партий, их назначение, поря­док и условия образования и функционирования в самых общих чертах определяются ст. 4 Конституции. Политические партии об­разуются свободно и их существование непосредственно не свя­зано с решением какого-либо государственного органа, санкцио­нирующего или отказывающего в признании политической партии. Иначе говоря, во Франции используется так называемая уведо­мительная система, при которой само объявление о создании по­литической партии уже представляет собой определенный юри­дический акт и влечет за собой определенные политико-правовые последствия. Во Франции, в отличие от ФРГ, нет подробного и всестороннего регулирования статуса партий в специальном зако­не. Поэтому французская юридическая доктрина широко приме­няет при определении статуса партий Закон об ассоциациях, из­данный еще в 1901 г., основные положения которого были под­тверждены Конституционным советом, признавшим свободу создания ассоциаций, в том числе и политических, основополага­ющим принципом конституционного характера.

Политические партии не обязаны проходить регистрацию. Однако если политическая партия хочет обрести качество юриди­ческого лица, она должна удовлетворять требованиям Закона об ассоциациях и представить необходимые для регистрации доку­менты. Особенность правового регулирования заключается в дан­ном случае в том, что государственные органы, осуществляю­щие эту регистрацию, в принципе не вправе отказать в этой ре­гистрации, а следовательно, и в публичном объявлении о ее создании. Запрет деятельности партии может иметь место, но толь­ко при условии применения процедуры судопроизводства и наличии достаточных оснований для вынесения соответствующего су­дебного решения.

Среди условий образования и функционирования политичес­ких партий фигурируют такие, как соблюдение принципа нацио­нального суверенитета и демократии. Формулировки довольно общие и поддающиеся широкому толкованию. Из смысла этих по­становлений явствует, что политическая партия обязана уважать принципы народовластия и законы, являющиеся выражением воли народа. Ей надлежит действовать в условиях и в рамках установ­ленного конституционного строя. Предполагается также, что партия будет носить национальный характер, она не может быть образована иностранцами, а ее деятельность не должна финанси­роваться из иностранных источников.

В конституционном порядке определяется и главное социаль­ное назначение политических партий. Основной закон устанавли­вает, что политические партии должны способствовать выраже­нию мнений в ходе голосования. Речь идет в сущности о том, что главное назначение политических партий — участвовать в орга­низации и проведении выборов, выражая интересы тех или иных групп и слоев населения, и тем самым способствовать учету их воли и интересов в ходе формирования и деятельности представи­тельных учреждений. Конечно, на практике активность полити­ческих партий далеко не сводится к организации избирательных кампаний, подготовке и проведению выборов в представительные учреждения и на выборные государственные должности. Однако, с точки зрения основного закона, именно такого рода деятель­ность должна составлять главное направление функционирова­ния любой политической партии. Подобный подход, как правило, разделяет и большинство самих политических партий во Фран­ции, чьи структуры и организация предназначены в первую оче­редь для борьбы в ходе избирательных кампаний.

Острые дискуссии вызвал во Франции вопрос о финансиро­вании деятельности политических партий. При рассмотрении со­ответствующих проектов в Парламенте значительная часть по­литических партий высказалась против прямого финансирова­ния за счет бюджетных средств. Главный резон состоял в том, что государственное финансирование предполагает публичную отчетность и возможность официальной проверки расходования средств. В допуске государственных контролеров к партийной кассе мало кто заинтересован. Во Франции формально дотиру­ется не столько политическая партия, участвующая в избира­тельной кампании, сколько сами кандидаты, получающие пра­во на возмещение своих расходов в ходе избирательных кампа­ний. Однако выдвижение кандидатов на выборах фактически остается прерогативой политических партий, и от их поддержки в решающей степени зависит возможность победы кандидата на выборах.

Основные политические партии Франции

С возникновением Пятой республики произошли серьезные изменения в расстановке политических сил в стране, что в свою очередь нашло выражение и в формировании и деятельности но­вых политических партий и объединений. Возвращение к власти генерала де Голля сопровождалось созданием политического объе­динения его сторонников, которое сформировалось первоначаль­но как движение, а затем, практически уже в постголлистский период, было реорганизовано в политическую партию. Такой проголлистской политической партией является в настоящее время Объединение в поддержку республики (ОПР). Лидером партии яв­ляется Жак Ширак, формально оставивший свой пост в связи с избранием Президентом Французской Республики, но практичес­ки остающийся ее лидером.

Объединение в поддержку республики является по своему характеру правоконсервативной политической партией, отстаива­ющей в сфере социальной и экономической принципы так называ­емого неоконсерватизма, сочетающего либеральные свободы с более активной деятельностью государства по регулированию всех сфер общественной жизни. В государственно-правовой области ОПР — один из ярых защитников и приверженцев режима силь­ной власти. Партия отстаивает идею политической стабильности как условия успешного внутреннего развития и достижения внеш­неполитических целей, отвечающих национальным интересам стра­ны. Она поддерживает в целом планы европейской интеграции и является активным защитником идеи создания экономического и валютного союза в рамках ЕС. На парламентских и президентских выборах 1995 г. ОПР добилась значительных успехов, существен­но опередив всех своих соперников. Партии удалось добиться из­брания своего лидера на пост Президента Республики и в союзе с правоцентристскими силами — абсолютного большинства мест в Национальном собрании. Но на парламентских выборах 1997 г., проведенных в связи с досрочным роспуском нижней палаты, она потерпела серьезное поражение и утратила господствующее по­ложение в Национальном собрании, а как следствие — и возмож­ность формирования Правительства.

Правоцентристские политические группы образовали поли­тическое объединение, именуемое "Союз за французскую демок­ратию" (СФД).

Наибольшего успеха Союз за французскую демократию до­бился в 1974 г., когда один из его лидеров — Валери Жискар д'Эстен был избран на пост Президента Республики. СФД стабиль­но добивается значительного успеха на местных муниципальных и кантональных выборах. Однако в 80-е и 90-е гг. он выступает преимущественно как младший партнер в коалиции с Объедине­нием в поддержку республики, После парламентских выборов 1995 г. СФД вошел в состав правительственной коалиции, а представители Союза за французскую демократию заняли ряд ключевых по­стов в Правительстве. Но успех оказался непродолжительным, объединение потерпело крупное поражение вместе с голлистами на досрочных парламентских выборах, и в настоящее время груп­па СФД в Национальном собрании входит в состав парламентской оппозиции. В последнее время в СФД, так же как, впрочем, и в ОПР, обнаружились весьма серьезные разногласия среди ее ру­ководящего ядра, что, конечно, не способствует укреплению по­литических позиций правоцентристских сил в стране.

Одну из крупнейших и наиболее влиятельных в настоящее время политических партий образует Французская социалисти­ческая партия (ФСП), Социалистическое движение во Франции имеет богатую историю. Еще в начале века оформилась Француз­ская секция социалистического интернационала — СФИО (аббре­виатура от французского наименования партии). Практически и в Третьей, и в Четвертой республиках эта партия принадлежала к числу наиболее влиятельных парламентских партий. Французс­кие социалисты вошли в состав трехпартийной системы, сложив­шейся во Франции в первые послевоенные годы. Они активно участвовали во многих правительствах Четвертой республики. С созданием Пятой республики социалистическое движение во Фран­ции переживает глубокий кризис; партия самораспустилась и прак­тически была воссоздана на новой основе, приняв наименование Французской социалистической партии. Видную роль в ее образо­вании сыграл Франсуа Миттеран. В 1981 г. он одержал победу на президентских выборах и был — сравнительно редкий случай -переизбран 7 лет спустя на новый срок. На протяжении почти все­го этого четырнадцатилетнего периода французские социалисты входили в состав правительственного большинства и, с небольши­ми перерывами, поставляли Французской Республике Премьер-министра и основную массу министров. В середине 90-х гг. партия переживает острый политический кризис, резко падает ее влия­ние. На парламентских выборах 1995 г. ФСП потерпела сокруши­тельное поражение, создалось даже впечатление, что она вот-вот исчезнет с политической арены. Но этого не произошло. Но­вый лидер партии Лионель Жоспен успешно конкурировал на последних президентских выборах и вышел во второй тур голосо­вания. На досрочных парламентских выборах в 1997 г. ФСП доби­лась крупнейшего успеха, завоевала большинство мест в Нацио­нальном собрании, а ее лидер сформировал Правительство Фран­цузской Республики.

ФСП представляет собой типичную социал-демократическую партию. В ее программе большое место уделяется решению про­блем социального порядка. Своими успехами она в значительной мере обязана обещаниям улучшить социальную обстановку в стране и, в частности, добиться сокращения безработицы. Пока успехи ФСП на этом поприще не очень велики. Тем не менее она остает­ся ведущей политической силой в стране, а то обстоятельство, что в состав правительственной коалиции вошла Французская коммунистическая партия, получившая ряд мест в Правительстве, позволяет французским социалистам претендовать на представи­тельство и защиту интересов широких масс трудящихся. В облас­ти внутригосударственной ФСП остается сторонником плюралис­тической демократии, активно защищает действующую Консти­туцию и конституционный строй. В области внутренней политики она делает больший, чем правые партии, упор на реализацию социальных программ. Внешнеполитическая программа партии в целом не намного отличается от того курса, которого придержи­вались правые партии. В частности, французские социалисты — активные сторонники европейской интеграции, упрочения Евро­пейского Союза и введения единой европейской валюты.

На левом фланге спектра французских политических партий располагается Французская коммунистическая партия (ФКП). Созданная в 1920 г., после раскола внутри социалистического дви­жения, эта партия сыграла видную роль в развитии рабочего дви­жения в стране и в организации Движения Сопротивления в годы второй мировой войны. Это позволило ФКП добиться серьезных успехов на политической арене в первые послевоенные годы. За ФКП в этот период голосует на выборах от четверти до трети всех избирателей. Однако в последующем роль и влияние партии за­метно падают. В настоящее время ее избирательный корпус рез­ко сократился и составляет около 10% избирателей. И все же это достаточно устойчивый электорат, позволяющий французским коммунистам располагать сравнительно стабильным представитель­ством в Национальном собрании и в местных выборных органах. Политическая программа ФКП за последнее десятилетие претер­пела существенные изменения. Партия отказалась от многих дог­матических построений, не отвечающих реалиям современного общественного развития. Произошло определенное сближение ФКП с французскими социалистами за счет восприятия многих социал-демократических постулатов. Партия вошла в 1997 г. в со­став правительственной коалиции и поддерживает политику Пра­вительства, хотя и не отказывает себе в праве на критику конк­ретных его мероприятий. Уже сравнительно давно она отказалась от установки на революционное насильственное ниспровержение существующего конституционного строя и действует в целом в рамках конституционной законности.

Крайне правый фланг среди ведущих политических партий страны занимает в настоящее время Национальный Фронт (НФ). Резкому подъему этой националистической по своей природе партии способствовал целый ряд социальных факторов. Особенно активно она использовала рост массовой безработицы в стране и слабоконтролируемый приток иммигрантов извне. Лозунг НФ, ут­верждающий, что изгнание эмигрантов даст работу всем францу­зам, получил довольно широкую поддержку среди некоторых слоев населения. Особенно значительно влияние НФ на юге Франции.

В течение довольно длительного времени особенности французс­кой избирательной системы позволяли сдерживать приход пред­ставителей НФ в состав Национального собрания. Однако, исполь­зовав пропорциональную избирательную систему, партия смогла добиться своего представительства на выборах в Европарламент, а на выборах 1997 г. в Национальное собрание ей удалось полу­чить около 16% голосов избирателей. Рост влияния НФ вызывает в последнее время серьезную тревогу практически у всех общена­циональных политических партий и объединений.

Партийная система

Свобода образования политических партий, провозглашенная Конституцией, способствовала образованию многопартийной сис­темы во Франции. Основу этой системы образуют, как правило, крупные общенациональные политические партии и объединения, оказывающие активное воздействие на формирование политичес­кого курса страны, а равно на функционирование всего механиз­ма власти. В зависимости от конкретных политических условий состав существующей в стране многопартийной системы и ее ха­рактеристики меняются. Но принцип свободы образования партий не подвергался пересмотру, а тем самым всегда сохранялась юри­дическая база многопартийности.

В первые годы после второй мировой войны во Франции сло­жилась так называемая трехпартийная система. Это не значит, что в стране существовало только три политические партии, их было достаточно много. Однако лишь три из них: социалистичес­кая, коммунистическая и партия христианско-демократического толка (Народное республиканское движение) — могли претендо­вать на роль общенациональных и играли ключевую роль в фор­мировании первых правительств. После начала "холодной войны" в 1947 г. французские коммунисты были удалены из состава Пра­вительства, и, хотя ФКП оставалась крупнейшей и наиболее мас­совой политической партией, ее воздействие на формирование правительственной политики резко сузилось. Доминирующее по­ложение в стране заняли центристские и правоцентристские эле­менты. Из состава этих группировок и формировалось большин­ство французских правительств. С приходом к власти генерала де Голля, ставившего одной из своих задач уменьшение влияния по­литических партий, а по возможности и их вытеснение, партий­ная система во Франции претерпела определенные изменения. Возможности воздействия политических партий на правительствен­ный курс действительно уменьшились. Этому, в частности, спо­собствовали и меры, предпринятые создателями Конституции 1958 г., установившими несовместимость парламентского и мини­стерского мандата. Но с середины 70-х гг. положение вновь начи­нает меняться, и можно говорить о возрождении во Франции тра­диционной многопартийной системы. По мнению некоторых исследователей, сегодня во Франции сложилась так называемая бло­ковая система, когда с одной стороны выступают Объединение в поддержку республики и Союз за французскую демократию, об­разуя тем самым единый, хотя и разношерстный блок, а с другой стороны им противостоит блок, основу которого образуют ФСП и ФКП. Следует, правда, иметь в виду, что ФСП в этом блоке за­нимает явно доминирующие позиции, и именно эта партия игра­ет решающую роль в определении политического курса блока со­циалистов и коммунистов.

Многопартийность находит свое проявление в существова­нии не только крупных общенациональных партий, объединений но и значительного числа сравнительно небольших по численно­сти, а нередко и по влиянию политических группировок. Во Фран­ции действует довольно много политических образований в рам­ках регионов и даже департаментов, выступающих в качестве политической силы не столько на общенациональных выборах, сколько при проведении выборов в местные представительные учреждения.

Политический плюрализм и многопартийность рассматрива­ются как одно из главных условий демократии в современной Франции.