logo
KPZS_Baglay

Глава 23. Основы конституционного права стран снг

Распад Союза ССР и образование на его месте независимых и суверенных государств — бывших союзных республик — пре­допределили необходимость правового оформления и закрепле­ния новой государственности. Их первыми шагами на этом пути стали выработка и принятие новых конституций, которые бы от­вечали их новому международно-правовому статусу. С провозгла­шением суверенитета и независимости в упомянутых государствах начинается активизация процессов формирования нового консти­туционного строя.

Вместе с тем политические, экономические, культурные и иные связи, сложившиеся в период длительного пребывания на­родов этих стран в рамках единого союзного государства — Союза ССР, — настоятельно диктовали необходимость их нового объе­динения. Этим объединением стало Содружество Независимых Государств, построенное на международно-правовой основе. В ре­зультате свободного волеизъявления Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина приняли ре­шение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ), основанного на началах суверенного равенства всех членов СНГ, которые являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Важнейшей задачей Содру­жества государства-участники определили сотрудничество в об­ласти экономики, таможенного дела, охраны границ, в военно-политической и социально-гуманитарной сферах, а также в неко­торых других областях государственной и общественной жизни.

Преобразования, обозначившиеся в общественной жизни стран СНГ практически с момента обретения независимости, вызвали необходимость совершенствования и дальнейшего развития кон­ституционно-правового регулирования государственной и обще­ственной жизни. Свидетельством этому является интенсификация процесса обновления конституционного законодательства, резуль­татом которой явилось принятие в странах СНГ новых конститу­ций: Азербайджанской Республики 13 ноября 1995 г.; Республики Армения 5 июля 1995 г.; Республики Беларусь 24 ноября 1996 г.; Грузии 24 августа 1995 г.; Республики Казахстан 30 августа 1995 г.; Кыргызской Республики 5 мая 1993 г. с изменениями 10 января 1995 г.; Республики Молдова 29 июля 1994 г.; России 12 декабря 1993 г.; Таджикистана 6 ноября 1994 г.; Туркменистана 18 мая 1992 г. с изменениями 27 декабря 1995 г.; Узбекистана 8 декабря 1992 г. с изменениями и дополнениями 28 декабря 1993 г.; Украины 12 июля 1996 г. Конституционные реформы проходят и в респуб­ликах, входящих в состав государств СНГ. Новые конституции, например, приняты в Абхазии {26 ноября 1994 г.), Каракалпакстане (9 апреля 1993 г.).

Интенсивность конституционных реформ в странах СНГ сви­детельствует о серьезных изменениях, происходящих в государ­ственном устройстве этих стран, в новом отношении к общеприз­нанным в мировом сообществе демократическим ценностям, в по­строении новой организации органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституции и текущее зако­нодательство в государствах — членах СНГ более контрастно, нежели ранее, отражает специфические национальные и истори­ческие особенности этих территорий.