§ 2. Конституционное разграничение внешнеполитических полномочий между Федерацией и ее субъектами
Вопрос о распределении внешнеполитических полномочий по вертикали, между центром и регионами, местными национально-территориальными образованиями, может ставиться только применительно к федеративным государствам, так как административно-территориальные образования, составляющие унитарные государства, не обладают никакой внешнеполитической компетенцией. Что касается федеративных государств, то здесь в принципе допускается возможность ограниченной внешнеполитической правосубъектности членов Федерации.
Современное международное право признает право государств — членов Федерации на самостоятельное осуществление внешних сношений, ставя решение этого вопроса в зависимость от постановлений федеральной конституции. Следует, однако, иметь в виду, что речь в данном случае может идти не о полноправных субъектах международного права, а лишь об участниках международного общения в силу особого международного титула. Фактически международная правосубъектность государств — членов Федерации является сильно ограниченной. В международных отношениях давно утвердился принцип, согласно которому в данной области государство всегда говорит "одним голосом", независимо от того, каково внутреннее устройство этого государства и степень самостоятельности составляющих его частей. Право государства на внешние сношения вытекает из его суверенности и не может делегироваться отдельным его субъектам. В этом плане конституционное регулирование вопросов внешней политики весьма существенно отличается от регулирования политики внутренней, где могут складываться различные варианты распределения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Конституции зарубежных государств поэтому повсеместно относят внешние дела к компетенции Федерации. Конституционный законодатель следует здесь правовой доктрине, которая однозначно, несмотря на различие конкретных методов регулирования в различных правовых системах, гласит: внешняя политика государства — дело Федерации. При этом все зарубежные федерации с точки зрения закрепления внешнеполитической компетенции делятся на две большие группы: к первой относятся федерации, в которых конституционный законодатель полностью лишает входящие в это государство субъекты федерации (штаты, провинции, земли и т. п.) всякой внешнеполитической самостоятельности. К таким государствам относятся, например, США, Канада, Австрия. Необходимо, однако, отметить, что конституционное регулирование распределения внешнеполитической компетенции в этих государствах не полностью соответствует реально сложившейся практике. Если правовая доктрина и федеральная конституция исключают всякую внешнеполитическую самостоятельность субъектов федераций, то фактически штаты, провинции, земли в ограниченном объеме и только по вопросам, входящим в их исключительную компетенцию, принимают участие в международном общении. Это касается и сотрудничества между штатами США и канадскими провинциями по охране природной среды, использованию водных ресурсов, судоходству на Великих Озерах и т. п. Австрийские земли активно сотрудничают в региональном объединении "Арге Альп" (Альпийское рабочее сообщество).
Ко второй группе относятся зарубежные федерации, где тенденция централизации сферы внешних сношений проявляется в ослабленном виде. К таким федерациям относятся, например, ФРГ, Швейцария. Основной закон ФРГ в принципе относит внешние сношения к компетенции Федерации (ч. 1 ст. 32). Вместе с тем конституционный законодатель полностью не лишает земли права на ведение внешних сношений. Согласно ч. 3 ст. 32 "в той мере, в какой земля обладает законодательной компетенцией, она может с согласия Федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами". Данное положение Конституции следует толковать расширительно. Как показывает практика, земли ФРГ заключают договоры не только с иностранными государствами, но и с межгосударственными объединениями, например с ЕС. Допуская возможность самостоятельного осуществления землями внешних сношений, конституция ФРГ ограничивает внешнеполитическую деятельность земель определенными, жестко установленными рамками. Земли, например, не могут создавать свои специализированные внешнеполитические органы, так как это противоречило бы положениям ч. 1 ст. 87, которая закрепляет компетенцию Федерации на организационное строительство внешнеполитической службы. Земли также не вправе по собственной инициативе принимать глав иностранных государств или членов правительства. Недопустимыми считаются речи членов земельных правительств, которые адресуются иностранным государствам.
Заключению договора с иностранным государством со стороны субъекта Федерации должно предшествовать согласие Федерального правительства. В некоторых случаях (например, при наличии в подготавливаемом международном соглашении политических аспектов, затрагивающих интересы Федерации в целом) такое согласие должно быть получено еще до начала переговоров о заключении соглашения. Круг вопросов, по которым германские земли до сих пор заключали международные соглашения, довольно узок. Он касается в основном вопросов охраны окружающей среды, приграничного водопользования и рыболовства, культурного сотрудничества. В то же время земля Бавария по существу самостоятельно решает вопросы торгово-экономического сотрудничества с Австрией.
Определенное сходство с ФРГ имеет распределение внешнеполитической компетенции между Федерацией и ее субъектами в Швейцарии. Конституция этой страны относит внешнеполитическую деятельность к компетенции Федерации, однако допускает возможность участия в ней и кантонов, ограничивая их деятельность определенными предметными рамками. "За кантонами остается как исключение, — сказано в ст. 9, — право заключать с иностранными государствами договоры по вопросам народного хозяйства, соседских отношений и полиции". Однако эти договоры не должны содержать ничего противного правам Федерации или других кантонов.
Таким образом, рассматривая конституционные основы распределения компетенции в сфере внешних сношений между федерацией и ее субъектами, а также существующую до сих пор политическую практику, можно сделать вывод о том, что ведение внешнеполитических дел остается прерогативой федерации. Даже в тех странах, конституции которых допускают возможность внешнеполитической деятельности субъектов федерации, такая возможность используется последними лишь в крайне ограниченном объеме, к тому же под жестким контролем федеральной власти.
- Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- § 1. Предмет конституционного права зарубежных стран
- § 2. Источники конституционного права зарубежных стран
- § 3. Система конституционного права зарубежных стран
- Глава 2. Наука конституционного права
- § 1. Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли юридической науки
- § 2. "Классическая школа"
- § 3. Развитие идей "классической" и иных школ в российской дореволюционной науке
- § 4. Наука конституционного права в XX веке
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 1. Понятие и сущность конституции
- § 2. Основные тенденции конституционного развития
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 3. Порядок принятия конституций зарубежных стран, внесения в них изменений и дополнений
- § 4. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и его виды
- Глава 4. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан
- § 1. Гражданство в развитых освободившихся странах. Понятие гражданства
- § 2. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- § 3. Основные виды прав и свобод граждан
- Глава 5. Формы государства в зарубежных странах
- § 1. Форма правления в зарубежных государствах
- § 2. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- § 3. Государственный режим
- Глава 6. Политические партии и партийные системы
- § 1. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- § 2. Классификация политических партий
- § 3. Партийные системы
- § 4. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
- § 5. Партии и внешнеполитический механизм
- Глава 7. Избирательное право и избирательные системы
- § 1. Понятие и сущность избирательного права
- § 2. Основные принципы
- § 3. Организация и порядок проведения выборов
- § 4. Определение результатов голосования и избирательные системы
- Глава 8. Глава государства в зарубежных странах
- § 1. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран
- § 2. Полномочия главы государства
- Глава 9. Парламенты зарубежных государств
- § 1. Место парламентов в системе высших органов государственной власти
- § 2. Структура парламентов
- § 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль
- § 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура
- § 5. Правовое положение депутата
- Глава 10. Правительство в зарубежных странах
- § 1. Место правительства в системе высших органов государства
- § 2. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- § 3. Полномочия правительства в зарубежных странах
- § 4. Институт парламентской ответственности правительства
- Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах
- § 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
- § 2. Системы местного самоуправления
- § 3. Порядок формирования органов местного самоуправления
- § 4. Компетенция органов местного самоуправления
- Глава 12. Конституционное регулирование внешней политики зарубежных государств
- § 1. Конституционные принципы внешней политики зарубежных государств
- § 2. Конституционное разграничение внешнеполитических полномочий между Федерацией и ее субъектами
- § 3. Распределение внешнеполитических полномочий между высшими органами государственной власти и управления
- Глава 13. Конституционные основы судебной власти
- § 1. Судебная власть в системе разделения властей
- § 2. Конституционные основы судебной организации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Конституционный статус судей
- § 5. Конституционное правосудие
- Глава 14. Основы конституционного права сша
- § 1. Конституция
- § 2. Избирательная система
- § 3. Конгресс
- § 4. Президентская власть
- § 5. Судебная власть
- § 6. Государственное устройство
- § 7. Местное самоуправление
- Глава 15. Основы конституционного права Великобритании и Северной Ирландии
- § 1. Общая характеристика конституции Великобритании
- § 2. Конституционно-правовое положение личности
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Система государственных органов Великобритании
- § 5. Политико-территориальное устройство. Организация власти на местах
- Глава 16. Основы конституционного права Французской Республики
- § 1. Конституция и конституционное развитие
- § 2. Конституционные права и свободы
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Избирательное право и избирательная система
- § 5. Система государственных органов Франции
- § 6. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- Глава 17. Основы конституционного права фрг
- § 1. Конституция и конституционное развитие. Охрана конституции
- § 2. Основные права
- § 3. Политические партии
- § 4. Германская Федерация
- § 5. Государственные органы. Местное самоуправление
- Глава 18. Основы конституционного права Италии
- § 1. Конституция Италии
- § 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- § 4. Выборы и референдум
- § 5. Государственные органы
- § 6. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление
- Глава 19. Основы конституционного права Японии
- § 1. Конституция Японии
- § 2. Права, свободы и обязанности граждан
- § 3. Партийная система
- § 4. Система государственных органов
- § 5. Административно-территориальное деление
- Глава 20. Основы конституционного права Испании
- § 1. Конституционное развитие
- § 2. Конституция
- § 3. Основные права и обязанности
- § 4. Народный защитник
- § 5. Высшие органы государственной власти и управления
- § 6. Региональная автономия
- Глава 21. Основы конституционного права Китайской Народной Республики
- § 1. Конституция кнр
- § 2. Политические партии и общественные ("народные") организации
- § 3. Основы конституционного статуса граждан
- § 4. Система высших органов государственной власти и управления
- § 5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия.
- Глава 22. Основы конституционного права Индии
- § 1. Политические партии
- § 2. Конституция
- § 3. Правовой статус индийского гражданина
- § 4. Основы избирательного права
- § 5. Государственные органы Федерации
- § 6. Основы политико-территориального устройства
- § 7. Публичная власть в штатах и союзных территориях
- § 8. Местное самоуправление и управление
- Глава 23. Основы конституционного права стран снг
- § 1. Общие положения конституций стран снг
- § 2. Система государственных органов стран снг
- Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки
- § 1. Особенности латиноамериканских конституций
- § 2. Партийные системы
- § 3. Президент и правительство. Форма правления
- § 4. Законодательные органы
- § 5. Местное самоуправление
- Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля
- § 1. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- § 2. Формы правления в арабских странах. Монархия
- § 3. Республиканская форма правления
- § 4. Конституционное право Израиля