§ 3. Основы конституционного статуса граждан
Правовой статус личности в КНР базируется на социалистической доктрине прав человека и вместе с тем отражает традиционные китайские воззрения на роль человека в обществе, умаляя ценность отдельной человеческой личности и акцентируя внимание на преобладании коллективистских начал в общественной жизни, Для правового статуса личности в КНР характерны некоторые особенности:
• определение правового статуса личности в зависимости от категории, к которой данное лицо относится (гражданин, лицо без гражданства, иностранец);
• отрицание концепции "естественных прав" — права и свободы предоставляются гражданам КНР только самим социалистическим государством и только государство определяет перечень и объем этих прав и свобод;
• отсутствие многих важнейших основных прав и свобод личности, в том числе права на жизнь, свободу мысли, свободу передвижения, выбора места жительства и т. д.;
• права и свободы имеют ярко выраженную социалистическую направленность, поскольку они служат целям и задачам строительства социализма в Китае. Многие права и свободы дифференцируются по социально-классовому признаку, в частности, различаются права граждан и права трудящихся (например, право на образование имеют все граждане, а право на отдых — только трудящиеся);
• ряд конституционных обязанностей сформулирован в виде общих принципов и носит моральный характер (например, обязанность защищать честь и интересы родины);
• конституированы некоторые обязанности, характерные для других отраслей права, например, обязанность соблюдать дисциплину труда;
• отсутствует конституционное закрепление материальных гарантий многих прав и свобод, прежде всего гражданских и политических, что ведет к нарушениям прав человека. Поэтому следует проводить четкие различия между юридическим и фактическим статусом китайских граждан;
• большое внимание уделяется конституционному закреплению прав этнических китайцев, проживающих за рубежом (хуа-цяо) и членов их семей.
Гражданство КНР
Наиболее важное значение для определения правового статуса личности в КНР имеет наличие (или отсутствие) гражданства. Вопросы, связанные с гражданством КНР, регулируются Конституцией и Законом о гражданстве КНР 1980 г. В частности, ст. 32 Конституции определяет, что "все лица, имеющие гражданство Китайской Народной Республики, являются гражданами Китайской Народной Республики". Вместе с тем следует отметить, что законодательство КНР не содержит четких критериев для определения круга лиц, которые имели гражданство КНР на момент принятия Закона о гражданстве. Одной из основных причин этого является намерение законодателей не отделять проживающих на Тайване китайцев от граждан КНР, что отражает официальную концепцию "единого Китая".
Закон о гражданстве основывается на преобладании принципа "права крови" при определении гражданства КНР, одновременно с этим отражая принцип равенства полов родителей при определении гражданства ребенка (для сравнения: по гоминьдановскому Закону 1929 г. гражданство ребенка определялось прежде всего в соответствии с гражданством отца, независимо от места рождения ребенка). В тех случаях, когда "право крови" не может быть применено, действует "право почвы". Другой важной особенностью регулирования в КНР института гражданства является принцип непризнания двойного гражданства (ст. 3 Закона о гражданстве).
В соответствии с Законом гражданами КНР считаются: лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами и которые родились на территории Китая (ст. 4); лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами и которые родились на территории другой страны. Однако если эти лица по рождению приобрели гражданство другой страны, то они не считаются гражданами КНР (ст. 5); гражданами КНР также являются лица, родившиеся в Китае и постоянно проживающие на китайской территории, родители которых являются апатридами (ст. 6). Закон (ст. 7) предусматривает возможность приобретения гражданства КНР иностранцами и лицами без гражданства при соблюдении соответствующих процедур, если эти лица проявляют готовность соблюдать Конституцию и законы КНР и отвечают хотя бы одному из следующих требований: являются близкими родственниками китайских граждан, постоянно проживают в Китае, а также имеют иные "надлежащие основания" (Закон их не конкретизирует). За лицами, которые приобрели гражданство КНР, не сохраняется иностранное гражданство (ст. 8). Китайские граждане, постоянно проживающие на территории другого государства, в случае добровольного приобретения ими иностранного гражданства утрачивают гражданство КНР (ст. 9). Законодательство также предусматривает возможность восстановления в гражданстве КНР (ст. 10).
Все вопросы, связанные с гражданством КНР (приобретение, утрата и восстановление гражданства), отнесены Законом к ведению Министерства общественной безопасности (ст. 16).
Рассматривая правовое регулирование вопросов гражданства в КНР, необходимо отметить, что Закон не содержит положений, касающихся порядка регулирования гражданства детей при изменении гражданства их родителей, а .также гражданства детей в случае их усыновления. Закон лишь определяет, что по вопросам приобретения и утраты китайского гражданства, а также восстановления в нем за лиц, не достигших 18-летнего возраста, ходатайствуют их родители или другие их законные представители (ст. 14).
Основные права, свободы и обязанности граждан
Закрепляя равенство граждан перед законом (ст. 33), равные права женщин и мужчин во всех областях (ст. 48), Конституция содержит достаточно широкий перечень их прав и свобод, а также обязанностей граждан КНР. К числу политических прав относятся избирательные права (ст. 34), свобода слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций (ст. 35); право обращаться с критикой или предложениями в адрес любых государственных органов или государственных служащих; право обращаться в соответствующие государственные органы с жалобами, обвинениями или заявлениями по поводу нарушения закона или служебного долга любым государственным органом или государственным служащим (ст. 41). Вместе с тем, Конституция предусматривает возможность лишения граждан политических прав в соответствии с законом (ст. 34).
Наибольшее внимание уделяет Конституция закреплению социально-экономических прав и свобод, которые рассматриваются в КНР как приоритетные. К их числу относятся право на труд (ст. 42), на отдых (ст. 43), право на пенсионное обеспечение (ст. 44), право на получение материальной помощи от государства и общества в старости, в случае болезни или потери трудоспособности (ст. 45), право собственности и ее наследования (ст. 13), право на образование (ст. 46). Кроме того, Конституция закрепляет ряд прав в социально-культурной области, в частности, свободу научно-исследовательской деятельности, литературно-художественного творчества и деятельности в других областях культуры (ст. 47).
Личные (гражданские) права и свободы в действующей Конституции представлены гораздо шире, чем во всех предшествующих. Так, граждане КНР имеют свободу вероисповедания, свободу и неприкосновенность личности (ст. 37), неприкосновенность чести и достоинства (ст. 38), неприкосновенность жилища (ст. 39), свободу и тайну переписки (ст. 40), право на возмещение ущерба, причиненного государственными органами или государственными служащими в результате нарушения гражданских прав (ст. 41). Особое внимание заслуживают конституционные положения, касающиеся брака и семьи: устанавливается принцип свободы брака, а также государственная защита семьи и брака, материнства и младенчества. Запрещается жестокое обращение со стариками, женщинами и детьми (ст. 49).
Конституция не закрепляет принцип презумпции невиновности, но в ней есть право обвиняемого на защиту (ст. 125). Аналогичное положение содержится также в Уголовно-процессуальном кодексе КНР (ст. 8), однако участие защиты предусматривается только начиная со стадии судебного разбирательства. Необходимо отметить, что это право в значительной мере остается только на бумаге, прежде всего ввиду острой нехватки в Китае квалифицированных адвокатов, а также в связи с низким уровнем правосознания и правовой культуры в стране.
Конституционные обязанности граждан КНР, так же как и права, соответствуют социалистической доктрине прав человека и в этой связи имеют ряд характерных особенностей. Прежде всего обращает на себя внимание чрезвычайно широкий, по сравнению с другими странами, круг основных обязанностей, причем многие из них имеют ярко выраженную идеологическую направленность. Некоторые обязанности носят не только правовой характер, но и представляют собой сочетание правовых и моральных обязанностей. Более того, целый ряд обязанностей носит чисто моральный характер, например обязанность трудящихся относиться к своему труду как хозяев страны (ст. 42).
К числу основных обязанностей граждан КНР относятся обязанности соблюдать Конституцию и законы страны; хранить государственную тайну; беречь общественную собственность; соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали; охранять безопасность, честь и интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию, при этом воинская служба и участие в народном ополчении является почетной обязанностью граждан; защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны; в соответствии с законом платить налоги. Праву на образование соответствует конституционная обязанность учиться, а праву на труд — почетная обязанность всех трудоспособных граждан трудиться. К числу конституционных также относится обязанность родителей содержать и воспитывать несовершеннолетних детей, а совершеннолетних детей — содержать и поддерживать родителей.
Одной из специфических особенностей китайских граждан является обязанность супругов "осуществлять политику планирования рождаемости" (ст. 49), что связано со сложной демографической ситуацией в стране. Так, в городской семье разрешается иметь не более одного ребенка, а в сельской местности — не более двух (для неханьских народностей эта норма несколько выше).
Конституция подчеркивает, что граждане КНР, осуществляя свои права и свободы, не должны наносить ущерб интересам государства, общества и коллектива, законным свободам и правам других граждан (ст. 51).
- Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- § 1. Предмет конституционного права зарубежных стран
- § 2. Источники конституционного права зарубежных стран
- § 3. Система конституционного права зарубежных стран
- Глава 2. Наука конституционного права
- § 1. Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли юридической науки
- § 2. "Классическая школа"
- § 3. Развитие идей "классической" и иных школ в российской дореволюционной науке
- § 4. Наука конституционного права в XX веке
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 1. Понятие и сущность конституции
- § 2. Основные тенденции конституционного развития
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 3. Порядок принятия конституций зарубежных стран, внесения в них изменений и дополнений
- § 4. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и его виды
- Глава 4. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан
- § 1. Гражданство в развитых освободившихся странах. Понятие гражданства
- § 2. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- § 3. Основные виды прав и свобод граждан
- Глава 5. Формы государства в зарубежных странах
- § 1. Форма правления в зарубежных государствах
- § 2. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- § 3. Государственный режим
- Глава 6. Политические партии и партийные системы
- § 1. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- § 2. Классификация политических партий
- § 3. Партийные системы
- § 4. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
- § 5. Партии и внешнеполитический механизм
- Глава 7. Избирательное право и избирательные системы
- § 1. Понятие и сущность избирательного права
- § 2. Основные принципы
- § 3. Организация и порядок проведения выборов
- § 4. Определение результатов голосования и избирательные системы
- Глава 8. Глава государства в зарубежных странах
- § 1. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран
- § 2. Полномочия главы государства
- Глава 9. Парламенты зарубежных государств
- § 1. Место парламентов в системе высших органов государственной власти
- § 2. Структура парламентов
- § 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль
- § 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура
- § 5. Правовое положение депутата
- Глава 10. Правительство в зарубежных странах
- § 1. Место правительства в системе высших органов государства
- § 2. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- § 3. Полномочия правительства в зарубежных странах
- § 4. Институт парламентской ответственности правительства
- Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах
- § 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
- § 2. Системы местного самоуправления
- § 3. Порядок формирования органов местного самоуправления
- § 4. Компетенция органов местного самоуправления
- Глава 12. Конституционное регулирование внешней политики зарубежных государств
- § 1. Конституционные принципы внешней политики зарубежных государств
- § 2. Конституционное разграничение внешнеполитических полномочий между Федерацией и ее субъектами
- § 3. Распределение внешнеполитических полномочий между высшими органами государственной власти и управления
- Глава 13. Конституционные основы судебной власти
- § 1. Судебная власть в системе разделения властей
- § 2. Конституционные основы судебной организации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Конституционный статус судей
- § 5. Конституционное правосудие
- Глава 14. Основы конституционного права сша
- § 1. Конституция
- § 2. Избирательная система
- § 3. Конгресс
- § 4. Президентская власть
- § 5. Судебная власть
- § 6. Государственное устройство
- § 7. Местное самоуправление
- Глава 15. Основы конституционного права Великобритании и Северной Ирландии
- § 1. Общая характеристика конституции Великобритании
- § 2. Конституционно-правовое положение личности
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Система государственных органов Великобритании
- § 5. Политико-территориальное устройство. Организация власти на местах
- Глава 16. Основы конституционного права Французской Республики
- § 1. Конституция и конституционное развитие
- § 2. Конституционные права и свободы
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Избирательное право и избирательная система
- § 5. Система государственных органов Франции
- § 6. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- Глава 17. Основы конституционного права фрг
- § 1. Конституция и конституционное развитие. Охрана конституции
- § 2. Основные права
- § 3. Политические партии
- § 4. Германская Федерация
- § 5. Государственные органы. Местное самоуправление
- Глава 18. Основы конституционного права Италии
- § 1. Конституция Италии
- § 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- § 4. Выборы и референдум
- § 5. Государственные органы
- § 6. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление
- Глава 19. Основы конституционного права Японии
- § 1. Конституция Японии
- § 2. Права, свободы и обязанности граждан
- § 3. Партийная система
- § 4. Система государственных органов
- § 5. Административно-территориальное деление
- Глава 20. Основы конституционного права Испании
- § 1. Конституционное развитие
- § 2. Конституция
- § 3. Основные права и обязанности
- § 4. Народный защитник
- § 5. Высшие органы государственной власти и управления
- § 6. Региональная автономия
- Глава 21. Основы конституционного права Китайской Народной Республики
- § 1. Конституция кнр
- § 2. Политические партии и общественные ("народные") организации
- § 3. Основы конституционного статуса граждан
- § 4. Система высших органов государственной власти и управления
- § 5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия.
- Глава 22. Основы конституционного права Индии
- § 1. Политические партии
- § 2. Конституция
- § 3. Правовой статус индийского гражданина
- § 4. Основы избирательного права
- § 5. Государственные органы Федерации
- § 6. Основы политико-территориального устройства
- § 7. Публичная власть в штатах и союзных территориях
- § 8. Местное самоуправление и управление
- Глава 23. Основы конституционного права стран снг
- § 1. Общие положения конституций стран снг
- § 2. Система государственных органов стран снг
- Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки
- § 1. Особенности латиноамериканских конституций
- § 2. Партийные системы
- § 3. Президент и правительство. Форма правления
- § 4. Законодательные органы
- § 5. Местное самоуправление
- Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля
- § 1. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- § 2. Формы правления в арабских странах. Монархия
- § 3. Республиканская форма правления
- § 4. Конституционное право Израиля