logo
KPZS_Baglay

§ 3. Основы конституционного статуса граждан

Правовой статус личности в КНР базируется на социалисти­ческой доктрине прав человека и вместе с тем отражает тради­ционные китайские воззрения на роль человека в обществе, ума­ляя ценность отдельной человеческой личности и акцентируя вни­мание на преобладании коллективистских начал в общественной жизни, Для правового статуса личности в КНР характерны неко­торые особенности:

• определение правового статуса личности в зависимости от категории, к которой данное лицо относится (гражданин, лицо без гражданства, иностранец);

• отрицание концепции "естественных прав" — права и свобо­ды предоставляются гражданам КНР только самим социали­стическим государством и только государство определяет пе­речень и объем этих прав и свобод;

• отсутствие многих важнейших основных прав и свобод лич­ности, в том числе права на жизнь, свободу мысли, свободу передвижения, выбора места жительства и т. д.;

• права и свободы имеют ярко выраженную социалистическую направленность, поскольку они служат целям и задачам стро­ительства социализма в Китае. Многие права и свободы диф­ференцируются по социально-классовому признаку, в част­ности, различаются права граждан и права трудящихся (на­пример, право на образование имеют все граждане, а право на отдых — только трудящиеся);

• ряд конституционных обязанностей сформулирован в виде общих принципов и носит моральный характер (например, обязанность защищать честь и интересы родины);

• конституированы некоторые обязанности, характерные для других отраслей права, например, обязанность соблюдать дис­циплину труда;

• отсутствует конституционное закрепление материальных га­рантий многих прав и свобод, прежде всего гражданских и политических, что ведет к нарушениям прав человека. Поэтому следует проводить четкие различия между юридичес­ким и фактическим статусом китайских граждан;

• большое внимание уделяется конституционному закреплению прав этнических китайцев, проживающих за рубежом (хуа-цяо) и членов их семей.

Гражданство КНР

Наиболее важное значение для определения правового ста­туса личности в КНР имеет наличие (или отсутствие) граждан­ства. Вопросы, связанные с гражданством КНР, регулируются Конституцией и Законом о гражданстве КНР 1980 г. В частности, ст. 32 Конституции определяет, что "все лица, имеющие граж­данство Китайской Народной Республики, являются гражданами Китайской Народной Республики". Вместе с тем следует отметить, что законодательство КНР не содержит четких критериев для определения круга лиц, которые имели гражданство КНР на мо­мент принятия Закона о гражданстве. Одной из основных причин этого является намерение законодателей не отделять проживаю­щих на Тайване китайцев от граждан КНР, что отражает офици­альную концепцию "единого Китая".

Закон о гражданстве основывается на преобладании принци­па "права крови" при определении гражданства КНР, одновре­менно с этим отражая принцип равенства полов родителей при определении гражданства ребенка (для сравнения: по гоминьдановскому Закону 1929 г. гражданство ребенка определялось преж­де всего в соответствии с гражданством отца, независимо от мес­та рождения ребенка). В тех случаях, когда "право крови" не мо­жет быть применено, действует "право почвы". Другой важной особенностью регулирования в КНР института гражданства явля­ется принцип непризнания двойного гражданства (ст. 3 Закона о гражданстве).

В соответствии с Законом гражданами КНР считаются: лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражда­нами и которые родились на территории Китая (ст. 4); лица, оба или один из родителей которых являются китайскими граждана­ми и которые родились на территории другой страны. Однако если эти лица по рождению приобрели гражданство другой страны, то они не считаются гражданами КНР (ст. 5); гражданами КНР так­же являются лица, родившиеся в Китае и постоянно проживаю­щие на китайской территории, родители которых являются апат­ридами (ст. 6). Закон (ст. 7) предусматривает возможность приобре­тения гражданства КНР иностранцами и лицами без гражданства при соблюдении соответствующих процедур, если эти лица прояв­ляют готовность соблюдать Конституцию и законы КНР и отвеча­ют хотя бы одному из следующих требований: являются близкими родственниками китайских граждан, постоянно проживают в Ки­тае, а также имеют иные "надлежащие основания" (Закон их не конкретизирует). За лицами, которые приобрели гражданство КНР, не сохраняется иностранное гражданство (ст. 8). Китайские граж­дане, постоянно проживающие на территории другого государ­ства, в случае добровольного приобретения ими иностранного гражданства утрачивают гражданство КНР (ст. 9). Законодатель­ство также предусматривает возможность восстановления в граж­данстве КНР (ст. 10).

Все вопросы, связанные с гражданством КНР (приобрете­ние, утрата и восстановление гражданства), отнесены Законом к ведению Министерства общественной безопасности (ст. 16).

Рассматривая правовое регулирование вопросов гражданства в КНР, необходимо отметить, что Закон не содержит положе­ний, касающихся порядка регулирования гражданства детей при изменении гражданства их родителей, а .также гражданства де­тей в случае их усыновления. Закон лишь определяет, что по вопросам приобретения и утраты китайского гражданства, а так­же восстановления в нем за лиц, не достигших 18-летнего возра­ста, ходатайствуют их родители или другие их законные пред­ставители (ст. 14).

Основные права, свободы и обязанности граждан

Закрепляя равенство граждан перед законом (ст. 33), равные права женщин и мужчин во всех областях (ст. 48), Конституция содержит достаточно широкий перечень их прав и свобод, а так­же обязанностей граждан КНР. К числу политических прав отно­сятся избирательные права (ст. 34), свобода слова, печати, собра­ний, союзов, уличных шествий и демонстраций (ст. 35); право об­ращаться с критикой или предложениями в адрес любых государственных органов или государственных служащих; право обращаться в соответствующие государственные органы с жало­бами, обвинениями или заявлениями по поводу нарушения закона или служебного долга любым государственным органом или госу­дарственным служащим (ст. 41). Вместе с тем, Конституция пре­дусматривает возможность лишения граждан политических прав в соответствии с законом (ст. 34).

Наибольшее внимание уделяет Конституция закреплению социально-экономических прав и свобод, которые рассматрива­ются в КНР как приоритетные. К их числу относятся право на труд (ст. 42), на отдых (ст. 43), право на пенсионное обеспечение (ст. 44), право на получение материальной помощи от государства и общества в старости, в случае болезни или потери трудоспособ­ности (ст. 45), право собственности и ее наследования (ст. 13), право на образование (ст. 46). Кроме того, Конституция закрепля­ет ряд прав в социально-культурной области, в частности, свобо­ду научно-исследовательской деятельности, литературно-художе­ственного творчества и деятельности в других областях культуры (ст. 47).

Личные (гражданские) права и свободы в действующей Кон­ституции представлены гораздо шире, чем во всех предшествую­щих. Так, граждане КНР имеют свободу вероисповедания, свобо­ду и неприкосновенность личности (ст. 37), неприкосновенность чести и достоинства (ст. 38), неприкосновенность жилища (ст. 39), свободу и тайну переписки (ст. 40), право на возмещение ущерба, причиненного государственными органами или государственными служащими в результате нарушения гражданских прав (ст. 41). Особое внимание заслуживают конституционные положения, ка­сающиеся брака и семьи: устанавливается принцип свободы бра­ка, а также государственная защита семьи и брака, материнства и младенчества. Запрещается жестокое обращение со стариками, женщинами и детьми (ст. 49).

Конституция не закрепляет принцип презумпции невиновно­сти, но в ней есть право обвиняемого на защиту (ст. 125). Анало­гичное положение содержится также в Уголовно-процессуальном кодексе КНР (ст. 8), однако участие защиты предусматривается только начиная со стадии судебного разбирательства. Необходи­мо отметить, что это право в значительной мере остается только на бумаге, прежде всего ввиду острой нехватки в Китае квали­фицированных адвокатов, а также в связи с низким уровнем пра­восознания и правовой культуры в стране.

Конституционные обязанности граждан КНР, так же как и права, соответствуют социалистической доктрине прав человека и в этой связи имеют ряд характерных особенностей. Прежде все­го обращает на себя внимание чрезвычайно широкий, по сравне­нию с другими странами, круг основных обязанностей, причем многие из них имеют ярко выраженную идеологическую направ­ленность. Некоторые обязанности носят не только правовой ха­рактер, но и представляют собой сочетание правовых и мораль­ных обязанностей. Более того, целый ряд обязанностей носит чис­то моральный характер, например обязанность трудящихся относиться к своему труду как хозяев страны (ст. 42).

К числу основных обязанностей граждан КНР относятся обя­занности соблюдать Конституцию и законы страны; хранить госу­дарственную тайну; беречь общественную собственность; соблю­дать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нор­мы общественной морали; охранять безопасность, честь и интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию, при этом во­инская служба и участие в народном ополчении является почет­ной обязанностью граждан; защищать единство государства и спло­ченность всех национальностей страны; в соответствии с законом платить налоги. Праву на образование соответствует конституци­онная обязанность учиться, а праву на труд — почетная обязан­ность всех трудоспособных граждан трудиться. К числу конститу­ционных также относится обязанность родителей содержать и вос­питывать несовершеннолетних детей, а совершеннолетних детей — содержать и поддерживать родителей.

Одной из специфических особенностей китайских граждан яв­ляется обязанность супругов "осуществлять политику планирова­ния рождаемости" (ст. 49), что связано со сложной демографичес­кой ситуацией в стране. Так, в городской семье разрешается иметь не более одного ребенка, а в сельской местности — не более двух (для неханьских народностей эта норма несколько выше).

Конституция подчеркивает, что граждане КНР, осуществ­ляя свои права и свободы, не должны наносить ущерб интересам государства, общества и коллектива, законным свободам и пра­вам других граждан (ст. 51).