§ 3. Политические партии
Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности партий
Федеративная Республика Германия принадлежит к числу немногих демократических государств, в которых основы правового статуса партий, их организационные принципы и задачи урегулированы конституцией и специальным законом о партиях (ст. 21 Основного закона и Закон о партиях от 24 июля 1967 г.).
Создатели Основного закона стремились прежде всего легитимировать партии в качестве органов формирования политической воли народа. Этим подчеркивалась та большая роль, которая принадлежит партиям в демократическом государстве. Однако это отнюдь не означает, что партии превращаются в квазигосударственные учреждения, что они благодаря институционализации возводятся в ранг конституционных органов государства (таких, например, как Бундестаг или Федеральное правительство), хотя такая точка зрения высказывалась наиболее крайними представителями теории "партийного государства". Согласно господствующему в ФРГ мнению политические партии — это свободные общественные объединения, преследующие политические цели. Но ввиду большого значения для государственной жизни, для образования и функционирования институтов государственной власти они подпадают под действие особой нормы конституционного права.
Факт, что партии являются общественными объединениями, а не квазигосударственными учреждениями, был подтвержден решением Федерального конституционного суда в 1966 г.; там было проведено четкое различие между формированием воли народа, которое партии осуществляют в свободной от влияния государства сфере общества, и формированием воли государства, которое осуществляется через его конституционные органы. Поскольку партии — это те политические организации, которые подбирают и выдвигают кандидатов на официальные посты, воля государства не может быть сформирована без активной деятельности партий. Таким образом, выборы в государственные органы оказываются именно тем средством, благодаря которому можно трансформировать политическую волю народа в волю государства.
В Основном законе в противоположность Веймарской конституции предусмотрена возможность запрещать те политические партии, которые направляют свою активность на подрыв демократического строя и в конечном счете на его ликвидацию, как это делали национал-социалисты. Возможность запрета политических партий гарантирует развитие демократической политической системы. Федеральный конституционный суд дважды запрещал политические партии, которые выступали против конституционного строя, закрепленного в Основном законе. Первый раз, в 1952 г. — неонацистскую Социалистическую имперскую партию (СИП), второй, в 1956 г., после почти четырехлетнего разбирательства, — Коммунистическую партию Германии (КПГ). Общественность ФРГ выражает, тем не менее, сильное сомнение в эффективности конституционных положений о запрете антидемократических партий. Указывалось, в частности, на то, что скрытая враждебность к демократической системе может быть не менее опасной, чем открытая, но она сильно затруднит судебное преследование. Поэтому стабильность и демократизм германской политической системы, устойчивость конституционного порядка зависят не от статьи о запрете в Основном законе, а прежде всего от того, смогут ли ведущие политические партии достигнуть согласия по вопросу об основных ценностях демократического порядка и внедрить эти ценности в сознание народа.
В ФРГ существует практика финансирования политических партий за счет государственных средств. Установлен подушный сбор в размере 5 марок (на 1997 г.), который взимается со всех имеющих право голоса граждан, а не только с реальных избирателей отдельных партий. Этот сбор взимается не только при выборах в Бундестаг, но и при выборах в ландтаги и в европейские организации. Эти средства идут на возмещение партиям их расходов на избирательную кампанию. Конституционный суд ФРГ запретил использовать эти средства на иные цели. Закон о партиях обязал политические партии представлять отчет о происхождении своих финансовых средств. Он ежегодно направляется председателю германского Бундестага и публикуется им, что дает возможность общественности получить представление о бюджете политических партий и источниках их финансирования.
Внутренняя структура партий также должна следовать предписаниям Основного закона. Статья 21 устанавливает, что внутренняя структура партий должна соответствовать демократическим принципам. Развитие этих положений содержится в Законе о партиях. Там, в частности, определено, что руководящие органы партий легитимируются посредством внутрипартийных выборов, споры между партией и ее членами решают партийные третейские суды, которые не должны иметь в своем составе членов правления или функционеров этих партий.
Согласно конституции партии могут создаваться свободно, для этого не требуется разрешение или уведомление. В законе о партиях содержатся некоторые уточняющие положения: партия должна иметь четкое наименование, не повторяющее наименование других партий, необходимо наличие письменного устава и программы, в основу построения партии должен быть положен территориальный принцип.
Партийная система. Ведущие политические партии
В Германии формально существует многопартийная система. В стране действует более сотни политических партий, подавляющее большинство которых абсолютно неизвестно широкой общественности. Реальный политический вес и влияние на формирование федеральной и земельной политики имеют едва ли десяток партий. За почти пятидесятилетнюю историю ФРГ ее партийная система претерпела определенные изменения. К 1961 году число партий, представленных в Бундестаге, сократилось до трех. В этой трехпартийной системе, существовавшей с 1961 по 1983 г., ведущие партии — ХДС—ХСС и СДПГ по очереди возглавляли правительство и являлись действительными контрагентами, как при двухпартийной системе. Однако они были недостаточно сильны, чтобы править без маленькой третьей партии — СвДП, которая при этой системе играла, несмотря на свою небольшую численность, весьма важную роль в формировании правительства.
В 80-е годы началось изменение этой стабильной партийной системы, которая постепенно отходит от образца системы из двух главных партий и одной добавочной. Дальнейшие изменения произошли с воссоединением Германии. Следует, однако, иметь в виду, что процесс объединения не привел к кардинальным переменам в германской партийной системе, которая сохранила стабильность и преемственность. ХДС—ХСС и СДПГ остаются ведущими политическими партиями ФРГ, однако число партий, представленных в парламенте, возросло до пяти.
Крупнейшей политической партией ФРГ является Христианско-демократический союз (ХДС), насчитывающий около 700 тыс. человек (наивысший взлет численности партии относится к 1983 г. — 735 тыс. членов). Партия была основана в 1945 г. бывшим обер-бургомистром Кёльна и будущим первым канцлером ФРГ К. Аденауэром, который и придал этому политическому объединению форму союза, объединяющего всех граждан, исповедующих христианские ценности (хотя первоначальное ядро партии составили сторонники католической партии Центра прежней Веймарской республики). В основу идеологической платформы было положено несколько составляющих: 1) католическое социальное учение, как оно было сформулировано в так называемых "социальных" энцикликах Пия IX и Иоанна XXIII. Его основой являются положения о свободе личности, социальной функции собственности, принцип субсидиарности (решения и ответственность распределяются снизу вверх: от каждого индивида — через семью, различные ассоциации и союзы, общины, земли — до государства в целом), положения о воспитательной роли семьи и церкви, поддержке частной инициативы и мелкого собственника и их защита от монополий и государства; 2) нелиберальные концепции, которые нашли свое выражение в сформулированной Л. Эрхардом и рядом немецких экономистов доктрине "социально-ориентированного рыночного хозяйства"; 3) консервативно-протестантские учения, особенно сильные на севере Германии.
Все партийные программы ХДС в той или иной мере отражали эти идеологические установки. Не составляет исключение и ныне действующая программа партии, принятая на съезде в Гамбурге в 1994 г. Новым следует считать появление в ней требования экологического измерения социального рыночного хозяйства. Внешнеполитическими целями партии провозглашаются защита свободы и создание объединенной Европы.
ХДС считает себя народной партией, ее электорат составляют представители всех социальных слоев, однако и сегодня главной опорой партии являются работодатели, особенно представители крупного и среднего финансово-промышленного и торгового капитала. С момента возникновения ФРГ партия играет ведущую роль в политической жизни страны. В парламенте всех легислатур, кроме последней, она имела самую крупную фракцию, ее представители чаще занимали кресло канцлера, чем представители других партий. Ныне партия после поражения на парламентских выборах 1998 г. перешла в оппозицию.
Близкой к ХДС по своим идейно-политическим установкам является баварская партия Христианско-социальный союз (ХСС). Она действует только в пределах Баварии (после объединения Германии руководство ХСС пыталось распространить деятельность партии на новые "восточные земли", однако, встретив резкое сопротивление со стороны ХДС, отказалось от этой затеи). На федеральном уровне партия образует единый блок с ХДС, в Федеральном парламенте существует единая фракция ХДС—ХСС. Партия десятилетиями доминирует в политической жизни Баварии, неизменно получая на земельных выборах абсолютное большинство голосов.
Старейшей политической партией Германии является Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Она же — самая крупная по численности (на июнь 1994 г. — 827 601 член). Свою историю партия ведет с основанного Ф. Лассаллем в 1863 г. в Лейпциге Всеобщего германского рабочего союза и созданной А. Бебелем и В. Либкнехтом в 1869 г. в Айзенахе социал-демократической рабочей партии (позднее, в 1875 г., на съезде в г. Готе обе партии объединились и приняли нынешнее наименование — Социал-демократическая партия Германии). Вплоть до конца второй мировой войны официальной идеологией партии был марксизм, правда не ленинского, а скорее меньшевистского толка. После 1945 г. партия отказалась от единой мировоззренческой теории и объявила себя объединением людей, придерживающихся различных направлений веры и мышления, но признающих основные ценности демократического общества -- свободу, справедливость и солидарность. Это и нашло закрепление в Бад-Годесбергской программе СДПГ 1959 г. Основные установки этой программы сохранены и в ныне действующей Берлинской программе СДПГ 1989 г., в ней добавлены новые положения об экологическом переустройстве германского общества.
Сама СДПГ характеризует себя как реформистский союз старых и новых социальных движений. Наряду с признанием парламентской демократии и социального рыночного хозяйства как основы общественного устройства ФРГ для этих объединившихся в СДПГ движений характерно стремление к ограничению экономической власти крупного капитала и достижению большего социального равенства и справедливости.
Как и ХДС, СДПГ считает себя народной партией, открытой для всех социальных слоев и групп общества, однако традиционной опорой партии остаются прежде всего работающие по найму, в первую очередь организованный в профсоюзы рабочий класс ведущих отраслей материального производства.
СДПГ занимает прочные позиции в государственном механизме ФРГ. С 1970 по 1982 г. ее представители возглавляли правительство ФРГ. В остальное время она была крупнейшей оппозиционной партией в парламенте (за исключением периода с 1966 по 1970 г., когда СДПГ являлась правящей партией в коалиции с ХДС—ХСС). После парламентских выборов 1998 г. СДПГ вновь возглавила правительство. Еще более прочные позиции у партии на земельном и коммунальном уровнях. Так, в середине 90-х гг. СДПГ являлась правящей партией во всех землях ФРГ, кроме Баварии и Саксонии, причем в пяти землях - Бранденбурге, Нижней Саксонии, Сааре, Северном Рейне — Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейне — она правила единолично.
Остальные политические партии значительно уступают ХДС—ХСС и СДПГ и по численности, и по политическому влиянию. Из числа этих партий только Свободная демократическая партия (СвДП) неизменно была представлена в парламенте всех легислатур, остальные появились там значительно позже, в 80-е и 90-е гг.
СвДП — единственная политическая партия Германии, которая после объединения смогла значительно увеличить число своих членов (с 65 тыс. в конце 80-х до 135 тыс. в середине 90-х гг.), однако и сегодня она уступает ведущим политическим партиям ФРГ. Эта партия — наследница классического германского либерализма с его защитой неограниченной частной собственности и индивидуальных гражданских свобод. Социальный базис партии всегда был чрезвычайно неустойчивым, что выражалось в преобладании либо правых консервативных, либо левых социал-либеральных настроений и взглядов. Соответственно менялась позиция руководства партии, да и само руководство, в результате СвДП попеременно становилась союзницей ХДС—ХСС, затем СДПГ и, наконец, снова ХДС—ХСС. Участвуя в коалиции с более сильным партнером, СвДП стремилась сохранить свой собственный имидж самостоятельной политической силы, выступая против конфессионального влияния на политику со стороны ХДС— ХСС и коллективистских устремлений руководства СДПГ. Либеральный манифест 1985 г. отразил определенный крен партии вправо и ее сближение в социальных и политических вопросах с позицией ХДС—ХСС. В то же время в политических вопросах партия выступает за расширение законодательных гарантий основных прав и дальнейшее укрепление правовой безопасности граждан как необходимой предпосылки демократического обновления общества.
В германском парламенте в 1983 г. появилась левая экологическая партия "Зеленые". Как политическое течение "Зеленые" впервые выступили на коммунальных выборах 1977 г. в федеральной земле Нижняя Саксония. После этого они участвовали в нескольких коммунальных и земельных выборах. Организационно партия оформилась в 1980 г. Ее программные установки нашли закрепление в ряде партийных документов (Программе преобразований 1984 г., Декларации принципов 1991 г., избирательных программах и др.). Какой-то цельной системы идей в партии нет, существует довольно эклектичное соединение различных взглядов и подходов. Вместе с тем можно отметить весьма критическое отношение к существующему в ФРГ общественно-политическому порядку, поиск альтернативных форм организации жизни, отчетливые социально-эгалитарные настроения и пацифистско-нейтралистские взгляды. После заимствования экологической проблематики крупными партиями политическое влияние "Зеленых" пошло на спад. Партия потерпела серьезное поражение на общефедеральных выборах 1990 г. и не попала в Бундестаг. Это вызвало острые внутрипартийные дискуссии о путях дальнейшего развития, которые, судя по результатам парламентских выборов 1994 г., не вывели партию из состояния глубокого кризиса. Она смогла преодолеть 5-процентный барьер и получить места в парламенте лишь благодаря объединению с близкой ей по идейно-политической ориентации организацией на востоке Германии — Союз 90. Это объединение позволяет говорить об образовании фактически новой партии — Союз 90 — Зеленые. После парламентских выборов 1998 г. "Зеленые" впервые вошли в правительство ФРГ.
На крайних флангах политического спектра расположились Партия демократического социализма (ПДС) и Республиканская партия. ПДС с момента своего образования в 1989 г. стремится избавиться от ярлыка наследницы Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), правящей партии бывшей ГДР. Ее партийная программа 1990 г. отмежевывается от практики так называемого реального социализма", который отождествляется с командно-административной системой, в то же время подчеркивается приверженность партии социалистической идее. Партия признает парламентскую демократию и многообразие форм собственности, одновременно она выступает за расширение форм демократического волеизъявления граждан, вплоть до признания правомерности внепарламентских акций сопротивления и ограничение экономической власти крупных монополий и их воздействия на политику. Партия имеет довольно сильное влияние на востоке Германии, где ее опорой является бывшая партийная и государственная номенклатура ГДР, а также значительное число рядовых членов бывшей СЕПГ.
Что касается Республиканской партии, то это правоэкстремистская партия, исповедующая откровенно националистические взгляды. Ее позиции довольно сильны в ряде земель (например, она имеет своих представителей в баварском ландтаге). В принятой в июле 1993 г. программе содержится требование выдворения из ФРГ всех иностранцев, на которых возлагается ответственность за многие социальные проблемы страны — от безработицы до преступности, а также ужесточения законодательства о предоставлении убежища. Партия выступает за усиление правоохранительных органов и представляет себя как партию "закона и порядка".
- Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- § 1. Предмет конституционного права зарубежных стран
- § 2. Источники конституционного права зарубежных стран
- § 3. Система конституционного права зарубежных стран
- Глава 2. Наука конституционного права
- § 1. Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли юридической науки
- § 2. "Классическая школа"
- § 3. Развитие идей "классической" и иных школ в российской дореволюционной науке
- § 4. Наука конституционного права в XX веке
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 1. Понятие и сущность конституции
- § 2. Основные тенденции конституционного развития
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 3. Порядок принятия конституций зарубежных стран, внесения в них изменений и дополнений
- § 4. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и его виды
- Глава 4. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан
- § 1. Гражданство в развитых освободившихся странах. Понятие гражданства
- § 2. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- § 3. Основные виды прав и свобод граждан
- Глава 5. Формы государства в зарубежных странах
- § 1. Форма правления в зарубежных государствах
- § 2. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- § 3. Государственный режим
- Глава 6. Политические партии и партийные системы
- § 1. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- § 2. Классификация политических партий
- § 3. Партийные системы
- § 4. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
- § 5. Партии и внешнеполитический механизм
- Глава 7. Избирательное право и избирательные системы
- § 1. Понятие и сущность избирательного права
- § 2. Основные принципы
- § 3. Организация и порядок проведения выборов
- § 4. Определение результатов голосования и избирательные системы
- Глава 8. Глава государства в зарубежных странах
- § 1. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран
- § 2. Полномочия главы государства
- Глава 9. Парламенты зарубежных государств
- § 1. Место парламентов в системе высших органов государственной власти
- § 2. Структура парламентов
- § 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль
- § 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура
- § 5. Правовое положение депутата
- Глава 10. Правительство в зарубежных странах
- § 1. Место правительства в системе высших органов государства
- § 2. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- § 3. Полномочия правительства в зарубежных странах
- § 4. Институт парламентской ответственности правительства
- Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах
- § 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
- § 2. Системы местного самоуправления
- § 3. Порядок формирования органов местного самоуправления
- § 4. Компетенция органов местного самоуправления
- Глава 12. Конституционное регулирование внешней политики зарубежных государств
- § 1. Конституционные принципы внешней политики зарубежных государств
- § 2. Конституционное разграничение внешнеполитических полномочий между Федерацией и ее субъектами
- § 3. Распределение внешнеполитических полномочий между высшими органами государственной власти и управления
- Глава 13. Конституционные основы судебной власти
- § 1. Судебная власть в системе разделения властей
- § 2. Конституционные основы судебной организации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Конституционный статус судей
- § 5. Конституционное правосудие
- Глава 14. Основы конституционного права сша
- § 1. Конституция
- § 2. Избирательная система
- § 3. Конгресс
- § 4. Президентская власть
- § 5. Судебная власть
- § 6. Государственное устройство
- § 7. Местное самоуправление
- Глава 15. Основы конституционного права Великобритании и Северной Ирландии
- § 1. Общая характеристика конституции Великобритании
- § 2. Конституционно-правовое положение личности
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Система государственных органов Великобритании
- § 5. Политико-территориальное устройство. Организация власти на местах
- Глава 16. Основы конституционного права Французской Республики
- § 1. Конституция и конституционное развитие
- § 2. Конституционные права и свободы
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Избирательное право и избирательная система
- § 5. Система государственных органов Франции
- § 6. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- Глава 17. Основы конституционного права фрг
- § 1. Конституция и конституционное развитие. Охрана конституции
- § 2. Основные права
- § 3. Политические партии
- § 4. Германская Федерация
- § 5. Государственные органы. Местное самоуправление
- Глава 18. Основы конституционного права Италии
- § 1. Конституция Италии
- § 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- § 4. Выборы и референдум
- § 5. Государственные органы
- § 6. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление
- Глава 19. Основы конституционного права Японии
- § 1. Конституция Японии
- § 2. Права, свободы и обязанности граждан
- § 3. Партийная система
- § 4. Система государственных органов
- § 5. Административно-территориальное деление
- Глава 20. Основы конституционного права Испании
- § 1. Конституционное развитие
- § 2. Конституция
- § 3. Основные права и обязанности
- § 4. Народный защитник
- § 5. Высшие органы государственной власти и управления
- § 6. Региональная автономия
- Глава 21. Основы конституционного права Китайской Народной Республики
- § 1. Конституция кнр
- § 2. Политические партии и общественные ("народные") организации
- § 3. Основы конституционного статуса граждан
- § 4. Система высших органов государственной власти и управления
- § 5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия.
- Глава 22. Основы конституционного права Индии
- § 1. Политические партии
- § 2. Конституция
- § 3. Правовой статус индийского гражданина
- § 4. Основы избирательного права
- § 5. Государственные органы Федерации
- § 6. Основы политико-территориального устройства
- § 7. Публичная власть в штатах и союзных территориях
- § 8. Местное самоуправление и управление
- Глава 23. Основы конституционного права стран снг
- § 1. Общие положения конституций стран снг
- § 2. Система государственных органов стран снг
- Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки
- § 1. Особенности латиноамериканских конституций
- § 2. Партийные системы
- § 3. Президент и правительство. Форма правления
- § 4. Законодательные органы
- § 5. Местное самоуправление
- Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля
- § 1. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- § 2. Формы правления в арабских странах. Монархия
- § 3. Республиканская форма правления
- § 4. Конституционное право Израиля