§ 2. Конституционно-правовое положение личности
Гражданство
Правовое регулирование гражданства в Великобритании имеет свои особенности. Это исторически обусловлено местом прецедентного права в правовой системе страны и статусом крупнейшей колониальной державы, после распада которой образовалось Содружество, повлиявшее на традиционное для других стран регулирование вопросов гражданства. До середины XX в, в основу регулирования вопросов гражданства была положена доктрина общего права о верноподданстве (Common Law doctrine of allegiance). С 1914 по 1943 г. был принят ряд законов, регулирующих вопросы гражданства, на основе которых в 1948 г. принимается обширный Закон о гражданстве {British Nationality Act, 1948), сохраняющий свое значение и сегодня, после принятия в 1981 г. нового Закона о гражданстве (British Nationality Act, 1981). Закон 1948 г. с поправками Закона 1964 г. определяет гражданство лиц, родившихся до 1 января 1983 г. (времени вступления в силу Закона о гражданстве 1981 г.) и представляет интерес с точки зрения судебной практики, сложившейся на его основе за прошедшие десятилетия. Поэтому, когда речь идет о законодательстве, регулирующем вопросы гражданства, следует иметь в виду не только Закон о гражданстве 1981 г., но и закон 1948 г.
Категории гражданства. В соответствии с Законом 1981 г. устанавливаются следующие категории гражданства:
I. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (British).
II. Граждане британских зависимых территорий (British Dependent Territories).
III. Граждане британских заморских территорий (British Overseas}.
Специальный статус предусматривается для:
1) лиц под британской защитой (British protected persons);
2) лиц, проживавших в третьих странах и имевших британское гражданство по закону 1948 г., но утративших его в связи с принятием законов о гражданстве в государствах их постоянного проживания (в основном проживающие в Шри-Ланке, Индии, Пакистане).
I. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии составляют основную категорию граждан, обладающих всеми правами и свободами, и прежде всего правом свободного въезда и выезда из страны.
Способы приобретения гражданства:
1) по рождению считается британским гражданином ребенок, родившийся на территории Великобритании, если хотя бы один из его родителей является британским гражданином или постоянно проживает в Соединенном Королевстве;
2) по происхождению считается британским гражданином ребенок, родившийся вне территории Великобритании, если хотя бы один из его родителей является британским гражданином, но не по происхождению, так как приобретение британского гражданства по происхождению возможно лишь в одном поколении;
3) путем натурализации приобретают гражданство совершеннолетние лица, удовлетворяющие требованиям, установленным Законом 1981 г.: а) проживание на территории Великобритании не менее пяти лет с выездом на срок не более 450 дней; б) отсутствие на территории Великобритании не более 90 дней в течение 12 месяцев со дня подачи заявления о принятии в гражданство; в) хороший характер; г) достаточное знание одного из трех языков: английского, шотландского или валлийского; д) намерение постоянно проживать в Великобритании или поступить на службу (работу), связанную с постоянным пребыванием в стране.
В случае вступления в брак с британским гражданином закон предусматривает меньшие требования к желающему получить гражданство путем натурализации.
В решении вопроса о предоставлении гражданства путем натурализации обширными полномочиями обладает министр внутренних дел;
4) путем регистрации приобретают гражданство:
а) несовершеннолетние лица, родившиеся на и вне территории Великобритании, но не ставшие британскими гражданами по разным причинам, однако имеющие на это право по закону;
б) совершеннолетние лица, являющиеся гражданами британских зависимых и заморских территорий, лица, находящиеся под британской защитой и проживающие в третьих странах, но имевшие британское гражданство по Закону о гражданстве 1948 г., при их соответствии требованиям по срокам пребывания на территории Великобритании.
Утрата гражданства происходит двумя способами:
а) путем отказа от гражданства;
б) в результате лишения гражданства.
Отказ от гражданства осуществляется путем подачи и регистрации заявления в бюро министра внутренних дел. Заявитель должен быть совершеннолетним, дееспособным лицом, не обретающим в результате выхода из британского гражданства статуса апатрида.
Лишение гражданства возможно лишь в отношении лица, которое получило британское гражданство путем натурализации или регистрации. Закон устанавливает перечень оснований для лишения гражданства.
II. Гражданство британских зависимых территорий представляет собой специфическую правовую связь лиц, проживающих в ряде бывших британских колоний. Этот статус не предусматривает права свободного въезда на территорию Великобритании, но позволяет в упрощенном порядке (в порядке регистрации) получить гражданство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Отношения гражданства на британских зависимых территориях регламентируются не только Законом 1981 г., но и законами, принятыми для этих территорий (например, Законом о британском гражданстве на Фолклендских островах 1983 г.).
III. Гражданство британских заморских территорий представляет собой переходный, временный правовой статус лиц, которые не приобрели гражданства Великобритании или гражданства британских зависимых территорий до 1 января 1983 г.
Лицами под британской защитой могут быть граждане бывших английских колоний или территорий, находившихся под протекторатом Великобритании, которые в соответствии с Законом о гражданстве 1981 г. и на основании Приказа в Совете по решению монарха объявляются лицами под британской защитой. Этот правовой статус позволяет получить британское гражданство путем регистрации.
Особым статусом на территории Великобритании обладают граждане Ирландской Республики, имеющие активное избирательной право, и граждане Европейского Союза. Гражданство ЕС, установленное Маастрихтским договором 1992 г., предполагает право свободного въезда и выезда с территории Великобритании граждан государств — членов ЕС в соответствии с принципом свободного движения рабочей силы в условиях единого рынка. Возникающие правоотношения регулируются британским законодательством и правом ЕС. В случае коллизии споры рассматриваются в судебном порядке.
Права и свободы граждан
В британской конституции отсутствует изложение основных прав человека в том смысле, который вкладывают в это понятие в странах с писаной конституцией. Институт прав и свобод может быть изменен в том же порядке, что и любая другая часть конституции.
Британское понимание прав человека имеет две основные характеристики: 1) юридические права индивидуума — это остаток (residue) его свобод после того, как они были формализованы законом и правоприменительной практикой; 2) главным в институте прав человека является не формальное закрепление их обширного перечня в законе, а эффективные судебные и внесудебные средства их защиты.
В британском конституционном праве не существует единой классификации прав и свобод граждан. Традиционное деление на личные, политические, экономические и социальные права и свободы применимо к Великобритании с оговорками, хотя все эти права, безусловно, закрепляются британским правом. Для англичан права и свободы — это прежде всего индивидуальные права, ограничиваемые государством в силу общественного договора и вытекающие из принципа: каждый может делать то, что не запрещено правовыми нормами. С этой позиции права и свободы граждан будут рассматриваться ниже.
Свобода личности в понимании англичан означает право не подвергаться тюремному заключению, аресту или любому другому физическому ограничению свободы без надлежащих юридических оснований и гарантий от произвола. Законодательство и судебная практика подробно регламентируют отношения, возникающие между гражданином и государством в лице его представителей власти. В первую очередь это касается правового регулирования деятельности полиции и суда. Наибольшее значение придается созданию эффективных средств защиты от произвола. Великобритания и в этом смысле имеет богатые традиции. Судебная защита против несправедливого ареста была закреплена еще в XVII в., с принятием Habeas Corpus Act в 1679 г. Основные положения этого документа действуют и сегодня, составляя основу защиты прав граждан от произвола: а) право задержанного выяснить причины его задержания и потребовать от судьи их проверки в течение 24 часов; б) право считаться невиновным до тех пор, пока вина не будет доказана судом; в) запрет на получение доказательств вины путем психического и физического давления; г) право на обычный, а не чрезвычайный или с особыми полномочиями суд.
Наряду с гарантиями защиты свободы личности законодательство предусматривает определенные ограничения, в основном связанные с борьбой против терроризма. Ряд законов о чрезвычайных мерах 1973, 1978 гг. в Северной Ирландии и закон о предотвращении терроризма 1984 г. предусматривают иные по сравнению с общим правилом сроки задержания без судебной проверки его оснований и другие ограничения права на защиту личности в случае уголовно-правового преследования.
Свобода личности означает не только личную неприкосновенность, но и свободу частной жизни. Это понятие включает в себя тайну переписки и телефонных переговоров; защиту от электронных средств контроля за личной жизнью; свободу совести и вероисповедания. Предоставляя законодательные и судебные гарантии осуществления этих прав, государство одновременно устанавливает и определенные ограничения, обусловленные деятельностью полиции и спецслужб по обеспечению правопорядка и национальной безопасности. Например, на основании законодательства о телефонном и телеграфном сообщении полиция в исключительных случаях и с разрешения министра внутренних дел может контролировать телефонную и телеграфную связь.
Право собственности означает право на защиту частной собственности в любой ее форме от произвола государства или физических и юридических лиц; неприкосновенность и запрет на проникновение в жилище без законных на то оснований. Законодательство устанавливает право полиции войти в жилище и производить его осмотр при наличии специального разрешения, выдаваемого судьей. Разрешение, предоставленное любым другим государственным служащим, не будет законным.
Право собственности означает, что государство может изымать часть собственности граждан в виде налогов лишь на основе законодательства. Это основано на принципе, впервые закрепленном в Билле о правах 1688 г.: всякий закон и всякий налог исходят только от Парламента. Соответственно, любые действия государственных органов, направленные на изъятие части собственности граждан в форме обязательных платежей и не основанные на законе или акте делегированного законодательства, являются нарушением права собственности граждан.
Ограничения права собственности допускаются лишь путем принятия законов, и в основном это затрагивает земельную собственность в связи с необходимостью обеспечения публичных интересов. Такого рода ограничения осуществляются на компенсационной основе.
Свобода слова означает право гражданина излагать свои мысли в устной, письменной и иной любой форме независимо от государства и других граждан. Осуществление этого права не должно наносить ущерба правам других лиц, поэтому законодательство и судебная практика подробно регламентируют ограничения, установленные в отношении свободы слова. К ограничениям относятся недопустимость: вмешательства в частную жизнь; пропаганды расовой ненависти; публичного распространения сведений, позорящих кого-либо (диффамация); неуважения к суду; оскорбительных выражений в адрес церкви и религии; других проявлений нарушения прав личности и государства.
Свобода слова тесно связана со свободой прессы, теле- и радиовещания, свободой выражения в театре, кино, видеозаписях. Законодательство и здесь устанавливает ограничения по возрасту и в связи с необходимостью защиты общественной морали. В основном это касается непристойных выражений и порнографических сцен в теле-, кино- и видеопродукции. Важно иметь в виду, что все эти ограничения устанавливаются законодательством, и если гражданин считает, что его свобода самовыражения нарушается, то он может защищать свое право в суде.
Свобода собраний и ассоциаций означает право участвовать в публичных митингах, шествиях и демонстрациях, а также право организовывать и участвовать в деятельности политических партий, профсоюзов, добровольных обществ и других общественных организаций. Эти права, так же как и личные права британских граждан, осуществляются с ограничениями, установленными законодательством.
Участие в шествиях, демонстрациях и митингах может быть законным и незаконным в зависимости от их целей, порядка организации и проведения. Если митинг имеет целью пропаганду нацизма или расизма, то он незаконен. Если демонстранты нарушают согласованный маршрут шествия, что влечет за собой нарушение движения транспорта и угрозу для жизни и здоровья ее участников, то эти действия незаконны. Ограничения, которые устанавливает законодательство, направлены на защиту прав других граждан, не участвующих в этих мероприятиях, но имеющих право на защиту от посягательства на их частную жизнь.
Аналогичен подход и в отношении права на объединение в различные общественные организации. Запрещаются военизированные, фашистские и террористические организации, и, следовательно, право на объединение в этом смысле ограничено. Ограничения действуют и в отношении ряда профессиональных групп населения. В частности, право на организацию профессиональных союзов не распространяется на работников полиции, военнослужащих, сотрудников органов безопасности и разведки.
Социальные права получили свое развитие и закрепление в законодательстве лишь в самую последнюю очередь. Среди них можно выделить: право на равную плату за равный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на образование; право на здоровье и защиту от загрязнения окружающей среды и некоторые другие.
Развитие института прав и свобод граждан в Великобритании происходит прежде всего под влиянием национальных социально-экономических условий и в процессе совершенствования деятельности правового государства. Оказывает влияние на это развитие и международное право: Европейская хартия социальных прав 1961 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., ратифицированные Великобританией в 1976 г. Особое значение для развития института прав и свобод имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, ратифицировав которую Великобритания признала обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и необходимость приведения национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции.
- Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- § 1. Предмет конституционного права зарубежных стран
- § 2. Источники конституционного права зарубежных стран
- § 3. Система конституционного права зарубежных стран
- Глава 2. Наука конституционного права
- § 1. Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли юридической науки
- § 2. "Классическая школа"
- § 3. Развитие идей "классической" и иных школ в российской дореволюционной науке
- § 4. Наука конституционного права в XX веке
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 1. Понятие и сущность конституции
- § 2. Основные тенденции конституционного развития
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 3. Порядок принятия конституций зарубежных стран, внесения в них изменений и дополнений
- § 4. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и его виды
- Глава 4. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан
- § 1. Гражданство в развитых освободившихся странах. Понятие гражданства
- § 2. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- § 3. Основные виды прав и свобод граждан
- Глава 5. Формы государства в зарубежных странах
- § 1. Форма правления в зарубежных государствах
- § 2. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- § 3. Государственный режим
- Глава 6. Политические партии и партийные системы
- § 1. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- § 2. Классификация политических партий
- § 3. Партийные системы
- § 4. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
- § 5. Партии и внешнеполитический механизм
- Глава 7. Избирательное право и избирательные системы
- § 1. Понятие и сущность избирательного права
- § 2. Основные принципы
- § 3. Организация и порядок проведения выборов
- § 4. Определение результатов голосования и избирательные системы
- Глава 8. Глава государства в зарубежных странах
- § 1. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран
- § 2. Полномочия главы государства
- Глава 9. Парламенты зарубежных государств
- § 1. Место парламентов в системе высших органов государственной власти
- § 2. Структура парламентов
- § 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль
- § 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура
- § 5. Правовое положение депутата
- Глава 10. Правительство в зарубежных странах
- § 1. Место правительства в системе высших органов государства
- § 2. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- § 3. Полномочия правительства в зарубежных странах
- § 4. Институт парламентской ответственности правительства
- Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах
- § 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
- § 2. Системы местного самоуправления
- § 3. Порядок формирования органов местного самоуправления
- § 4. Компетенция органов местного самоуправления
- Глава 12. Конституционное регулирование внешней политики зарубежных государств
- § 1. Конституционные принципы внешней политики зарубежных государств
- § 2. Конституционное разграничение внешнеполитических полномочий между Федерацией и ее субъектами
- § 3. Распределение внешнеполитических полномочий между высшими органами государственной власти и управления
- Глава 13. Конституционные основы судебной власти
- § 1. Судебная власть в системе разделения властей
- § 2. Конституционные основы судебной организации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Конституционный статус судей
- § 5. Конституционное правосудие
- Глава 14. Основы конституционного права сша
- § 1. Конституция
- § 2. Избирательная система
- § 3. Конгресс
- § 4. Президентская власть
- § 5. Судебная власть
- § 6. Государственное устройство
- § 7. Местное самоуправление
- Глава 15. Основы конституционного права Великобритании и Северной Ирландии
- § 1. Общая характеристика конституции Великобритании
- § 2. Конституционно-правовое положение личности
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Система государственных органов Великобритании
- § 5. Политико-территориальное устройство. Организация власти на местах
- Глава 16. Основы конституционного права Французской Республики
- § 1. Конституция и конституционное развитие
- § 2. Конституционные права и свободы
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Избирательное право и избирательная система
- § 5. Система государственных органов Франции
- § 6. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- Глава 17. Основы конституционного права фрг
- § 1. Конституция и конституционное развитие. Охрана конституции
- § 2. Основные права
- § 3. Политические партии
- § 4. Германская Федерация
- § 5. Государственные органы. Местное самоуправление
- Глава 18. Основы конституционного права Италии
- § 1. Конституция Италии
- § 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- § 4. Выборы и референдум
- § 5. Государственные органы
- § 6. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление
- Глава 19. Основы конституционного права Японии
- § 1. Конституция Японии
- § 2. Права, свободы и обязанности граждан
- § 3. Партийная система
- § 4. Система государственных органов
- § 5. Административно-территориальное деление
- Глава 20. Основы конституционного права Испании
- § 1. Конституционное развитие
- § 2. Конституция
- § 3. Основные права и обязанности
- § 4. Народный защитник
- § 5. Высшие органы государственной власти и управления
- § 6. Региональная автономия
- Глава 21. Основы конституционного права Китайской Народной Республики
- § 1. Конституция кнр
- § 2. Политические партии и общественные ("народные") организации
- § 3. Основы конституционного статуса граждан
- § 4. Система высших органов государственной власти и управления
- § 5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия.
- Глава 22. Основы конституционного права Индии
- § 1. Политические партии
- § 2. Конституция
- § 3. Правовой статус индийского гражданина
- § 4. Основы избирательного права
- § 5. Государственные органы Федерации
- § 6. Основы политико-территориального устройства
- § 7. Публичная власть в штатах и союзных территориях
- § 8. Местное самоуправление и управление
- Глава 23. Основы конституционного права стран снг
- § 1. Общие положения конституций стран снг
- § 2. Система государственных органов стран снг
- Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки
- § 1. Особенности латиноамериканских конституций
- § 2. Партийные системы
- § 3. Президент и правительство. Форма правления
- § 4. Законодательные органы
- § 5. Местное самоуправление
- Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля
- § 1. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- § 2. Формы правления в арабских странах. Монархия
- § 3. Республиканская форма правления
- § 4. Конституционное право Израиля