logo
KPZS_Baglay

§ 2. Партийные системы

Политические партии большинства латиноамериканских стран не играют решающей роли в механизме осуществления го­сударственной власти, что значительно отличает страны конти­нента от развитых демократических государств и сближает их с развивающимися афро-азиатскими. Незначительная роль полити­ческих партий в государственном механизме стран Латинской Америки объясняется рядом причин, среди которых внепарламен­тский способ формирования правительства, гипертрофирован­ная президентская власть, ведущая роль исполнительных орга­нов в процессе осуществления государственной власти, тради­ционное влияние вооруженных сил на политическую систему, относительная слабость законодательных органов, незначитель­ная роль органов местного самоуправления. Все это привело к тому, что в большинстве стран региона политические партии выполняют роль придатка сильной исполнительной власти.

Конституции латиноамериканских стран сравнительно поздно стали закреплять некоторые основные положения, определяющие конституционный статус политических партий. В частности, поли­тические партии характеризуются как организации, выражаю­щие "демократический плюрализм". Конституции устанавливают, что принимать участие в деятельности политических партий могут лишь граждане страны, обладающие правом голоса. Прин­ципиальным является закрепление в текстах ряда латиноамери­канских конституций (Перу и других) обязанность государства не отдавать предпочтение ни одной из политических партий и предоставлять им равные возможности при проведении избира­тельных кампаний в пользовании средствами массовой информа­ции. Некоторые конституции (Панамы 1972 г. и другие) помещают статьи о политических партиях в раздел о политических правах граждан, объединяя их с принципами избирательного права. Кон­ституции обычно запрещают образование партий на принципах пола, расы, религии либо партий, угрожающих национальному суверенитету или нацеленных на разрушение демократической структуры управления страной. А основной закон Эквадора 1977 г. признает право всех эквадорцев образовывать политические партии и участвовать в их деятельности на условиях, установленных спе­циальным законом. Конституция прямо декларирует, что с мо­мента официальной регистрации все политические партии страны пользуются равной защитой со стороны государства. Специальная статья Конституции устанавливает, что только политические партии, признанные законом, могут выдвигать кандидатов на все­общих выборах, а следовательно, для любого лица, желающего выдвинуть свою кандидатуру на всеобщих выборах, обязатель­ным условием является принадлежность к политической партии. Одновременно Конституция Эквадора устанавливает перечень спе­циальных требований, которым должна удовлетворять политичес­кая партия, чтобы получить легальный статус.

Для большинства конституций латиноамериканских стран ха­рактерно отсутствие специального раздела о политических парти­ях (хотя имеются и исключения: Конституция Бразилии 1988 г., Конституция Чили 1980 г. и др.). Как правило, конституции отсы­лают к специальным законам, подробно регулирующим деятель­ность политических партий. Обычно это законы о политических партиях, о финансировании избирательных кампаний, об обще­ственных объединениях и т. д. Многие аспекты деятельности по­литических партий определяются также в различных актах адми­нистративных органов, декретах президента, распоряжениях пра­вительства и других государственных органов (в том числе полиции, службы безопасности, военных учреждений и т. д.). Специальные законы и подзаконные акты детально регулируют процесс созда­ния и регистрации, требование к программам и уставам, порядок осуществления членства в партии, контроль за денежными сред­ствами партии, основания и порядок осуществления запрещения и роспуска политической партии и т. д. Законом могут быть опре­делены состав и компетенция органов, которые создаются как на национальном, так и на региональном уровне. Членами партии мо­гут быть только граждане страны, обладающие полным объемом политических прав и не лишенные их на основании судебного решения. Законом устанавливается прямой контроль за денежны­ми средствами в их доходной и расходной частях, причем партий­ным органам вменяется в обязанность периодически представлять сведения и финансовые отчеты в суды по избирательным делам. Партии, согласно закону, как правило, запрещается получать ка­кие-либо финансовые средства от иностранных граждан или орга­низаций, органов местного самоуправления, от государственных предприятий, смешанных обществ, а также от частных пред­приятий и профсоюзных организаций. Нарушение этих запретов может повлечь за собой различные формы ответственности партийного руководства, вплоть до уголовной, а сама партия после соответствующего судебного решения лишается всех прав, приобретенных в результате официальной регистрации. Столь жесткая государственная регламентация деятельности политичес­ких партий не препятствует возникновению и существованию мно­жества мелких политических партий, носящих откровенно вре­менный и нестабильный характер. Подобные группировки, регис­трируемые в качестве политических партий, возникают в период общенациональных или местных выборов и прекращают свою дея­тельность сразу же по окончании избирательной кампании. Ос­новная цель этих временных группировок — провести возможно большее число своих сторонников на различные выборные долж­ности в органы государственной власти или местного самоуправ­ления. Часто создание таких "секундных" партий диктуется ам­бициями отдельных политических деятелей, поэтому сами партии носят откровенно персоналистский, а иногда и вождистский ха­рактер.

Характеризуя партийные системы латиноамериканских стран, следует отметить их нестабильность, вызванную зачас­тую нестабильностью самого государственного режима. Однопар­тийные системы с полным запрещением функционирования дру­гих политических партий, кроме правящей, отошли в прошлое. Исключение составляет Республика Куба с правящей Коммунис­тической партией. Двухпартийные системы, существовавшие в Бразилии, Уругвае и других странах, были преобразованы в мно­гопартийные. Поэтому в настоящее время страны Латинской Аме­рики относятся к странам с многопартийной системой без моно­польно действующей партии (Венесуэла, Колумбия, Коста-Рика, Перу, Эквадор и многие другие). В большинстве стран региона складывается ситуация, когда законодательный орган власти по своему партийному составу значительно отличается от партийно­го состава правительства, поскольку последнее формируется пре­зидентом, победившим на всеобщих выборах. Латинская Америка практически не знает понятия стабильно организованной оппо­зиции европейского образца, поскольку поражение политической партии на выборах часто заканчивается ее простым уходом с по­литической арены. Такая же картина наблюдается и в органах местного самоуправления, поскольку приход в выборные органы депутатов различных политических партий может быть обуслов­лен факторами субъективного характера — поддержкой военных или католических кругов, внешним влиянием, личными качества­ми кандидатов и их финансовыми возможностями, поведением избирателей, влиянием средств массовой информации и т.д.

Особая разновидность многопартийной системы существует в Мексике, где при формальной множественности политических партий в государственной и политической жизни страны с 1929 г. фактически превалирует одна партия — Институционно-револю­ционная партия Мексики, хотя в последние годы резко возраста­ет влияние и роль других политических партий и партийных бло­ков. ИРП Мексики продолжает сохранять лидирующее положе­ние среди других политических партий даже в силу того, что ее представитель — нынешний Президент страны — будет сохра­нять свой пост до 2002 года. Эта партия доминирует не только в государственных органах, органах местного самоуправления, но и во многих общественных объединениях страны. Партия факти­чески срослась с государственным аппаратом и представляет со­бой неотъемлемую часть единого партийно-государственного ме­ханизма, построенного и функционирующего на отработанных десятилетиями принципах, имеющего четкую программную ли­нию, разветвленную организационную структуру с индивидуаль­ным, коллективным и молодежным членством. Такая партийная система в Латинской Америке практически единична (не считая Кубы).