logo
KPZS_Baglay

§ 5. Государственные органы. Местное самоуправление

А. Федеральные органы

Бундестаг

Бундестаг — это законодательный орган Федерации. Отече­ственная юридическая наука считает Бундестаг одной из палат гер­манского парламента (другой является Бундесрат). Эта точка зре­ния не разделяется большинством немецких юристов, которые считают, что только Бундестаг можно именовать парламентом, так как только он представляет немецкий народ как единое целое.

Порядок формирования. Бундестаг состоит из депутатов избираемых на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Основной закон ФРГ не содержит подробных постановлений об избирательной си­стеме. Она устанавливается текущим законодательством. В насто­ящее время порядок выборов в Бундестаг определяется Избира­тельным законом от 1 сентября 1975 г. с последующими изменени­ями. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающим на территории Федерации не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состоя­щие не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активно­го избирательного права.

Избирательный закон устанавливает определенное число де­путатов Бундестага — 656 (на практике их всегда больше в силу особенностей германской избирательной системы, о чем будет ска­зано ниже; например, в 1997 г. их было 672). Депутаты обладают свободным мандатом, иммунитетом и индемнитетом (последние в сравнении с российскими несколько ограничены).

При выборах депутатов Бундестага применяется смешанная система — так называемая "персонализированная пропорциональ­ная". Половина депутатов Бундестага (328) избирается в избира­тельных округах, по одному депутату от каждого округа. Другая половина избирается по так называемым земельным спискам партий.

Каждый избиратель на выборах в Бундестаг имеет два голоса. Первый голос он подает за кандидата в депутаты в избирательном округе, второй голос — за земельный список кандидатов одной из партий. Оба голоса могут подаваться независимо друг от друга: избиратель вправе отдать свой "первый" голос кандидату от од­ной партии, а "второй" — земельному списку кандидатов от дру­гой партии.

В избирательном округе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие (мажоритарная си­стема относительного большинства). Остальные 328 мест заполня­ются кандидатами из земельных списков партий.

Для определения количества мандатов, полученных партий­ным списком, с 1985 г. применяется система подсчета по методу Хэйра-Нимейера. Для этого все "вторые" голоса, поданные за спи­сок определенной партии, умножаются на общее количество мест, подлежащих распределению. Затем полученное кратное делится на общее количество всех "вторых" голосов, поданных за все партийные списки. Каждый партийный список получает столько мест, сколько полных чисел в результате он получит. Оставшиеся свободные места распределяются по порядку наибольших долей чисел (после запятой), которые при таком подсчете приходятся на тот или иной список. После этой процедуры все места оказываются распределенными, и устанавливается, на сколько мест мо­жет рассчитывать каждая партия.

Пример: партия А получила 10 000 голосов, партия В — 8000, партия С — 1600 и партия D — 1400 голосов. Подлежат распреде­лению 12 мест.

Партия А 10000х12:21000=5,71

Партия В 8000х12:21000=4,57

Партия С 1600х12:21000=0,91

Партия D 1400х12:21000=0,8

При первом подсчете партия А получает 5 мест и партия В — 4 места. Из 12 мест нераспределенными остались три места, по одному из них получают партии С и D, еще одно — партия А. После этого из общего числа мест, определенных таким образом для каждого земельного списка партий, вычитается число мест, уже полученных данной партией в избирательных округах земли. Какая-либо партия может получить в одной из земель больше прямых мандатов, чем ей полагается по числу ее вторых голосов. В этом случае парламент увеличивается на число упомянутых мандатов (это так называемые избыточные мандаты), а партия получает в этом случае количество мандатов сверх пропорции. Согласно избирательному закону в распределении мандатов уча­ствуют лишь те партии, которые в масштабе всей республики собрали не менее 5 процентов голосов избирателей (5-процентная "заградительная" оговорка) или кандидаты которых избраны не менее чем в трех избирательных округах.

Организация Бундестага. Непосредственное руководство де­ятельностью Бундестага осуществляет его председатель (офици­ально он именуется президентом). Он избирается из числа депута­тов на весь срок легислатуры и не может быть отозван со своего поста. По сложившейся традиции председателем Бундестага из­бирается представитель крупнейшей фракции. Одновременно с ним избираются заместители — соответственно числу фракций, пред­ставленных в Бундестаге, а также несколько секретарей. Вместе они образуют президиум палаты, который, однако, никаких фун­кций как коллегиальный орган не осуществляет. Напротив, Совет старейшин является важным органом Бундестага. Он состоит из председателя, вице-председателей и 24 членов, назначаемых фрак­циями пропорционально их численности, В задачи Совета входит согласование между фракциями численности комитетов Бундес­тага, распределение в них мест между фракциями, назначение председателей комитетов и их заместителей. Кроме того, Совет старейшин согласовывает повестку дня ближайших заседаний Бундестага и план его заседаний на более длительный срок. Совет старейшин принимает проект бюджета Бундестага, выносит ре­шения по его внутренним делам.

Депутаты, являющиеся членами одной и той же партии, об­разуют партийную фракцию Бундестага (объединенная фракция ХДС—ХСС состоит из двух групп депутатов — ХДС и ХСС, при­чем последняя пользуется относительной самостоятельностью внут­ри фракции). Фракцию может создать только такая группа депу­татов, которая насчитывает не менее 5% от общего числа депу­татов. Фракции не являются официальными органами Бундестага, но играют большую роль в его работе. Они рассматривают основ­ные вопросы перед их обсуждением на пленарных заседаниях па­латы, формулируют законодательную политику партии, назнача­ют докладчиков для выступления на пленарных заседаниях и в комитетах, определяют основное содержание этих выступлений, выделяют своих представителей для назначения на важнейшие посты в Бундестаге, определяют линию поведения депутатов при голосованиях, решают и другие вопросы.

Партийной фракцией руководит правление. В него входит председатель фракции, его заместители и секретари, а также прочие члены. В каждой фракции образуются также рабочие груп­пы по основным направлениям внутренней и внешней политики. Члены правления фракции и руководство рабочих групп образу­ют ядро фракции, состоящее из профессиональных политиков. Именно они определяют линию поведения фракции и парламент­скую политику партии, занимают ответственные посты в Бундес­таге и чаще всего выступают на его пленарных заседаниях и в комитетах. Остальные члены фракции, так называемые "заднескамеечники", особого влияния не имеют и лишь поддерживают политическую линию партии в Бундестаге.

Существенную роль в работе Бундестага играют его комите­ты. Структурно все комитеты подразделяются на отраслевые, особые и следственные. Отраслевые комитеты подразделяются на обязательные (их три: комитет по делам Европейского Союза, иностранным делам и обороне; образование этих комитетов пре­дусмотрено в Основном законе) и факультативные (их число, как и профиль деятельности, меняется, в настоящее время их 23).

В компетенцию Бундестага входит развитие законодатель­ства, утверждение федерального бюджета, избрание Федераль­ного канцлера и парламентский контроль за деятельностью Феде­рального правительства, ратификация международных договоров, принятие решения об объявлении состояния обороны и некоторые другие вопросы.

Важнейшую функцию Бундестага составляет законотворче­ство. Законодательная инициатива принадлежит Федеральному правительству, членам Бундестага и Бундесрату. Все законопро­екты вносятся на рассмотрение Бундестага, однако правитель­ственные законопроекты предварительно направляются в Бундес­рат, который может сделать свои замечания, а законопроекты Бундесрата передаются в Бундестаг через Федеральное прави­тельство, которое должно высказать свои рекомендации. Как по­казывает практика, свыше 80% всех законопроектов вносится в Бундестаг по инициативе Федерального правительства.

Законодательная процедура регулируется регламентом Бун­дестага, предусматривающим правило "трех чтений" законопро­екта. Первое чтение представляет собой информацию о законо­проекте с предложением совета старейшин. На этой стадии могут обсуждаться лишь общие принципы законопроекта. Подавляющее большинство законопроектов после первого чтения передаются на рассмотрение комитетов. Бундестаг может назначить срок вто­рого чтения и без передачи законопроекта в комитеты. Во втором чтении Бундестаг обсуждает законопроект в редакции, предло­женной комитетом, вместе с докладом последнего. На этой стадии депутаты могут вносить поправки и дополнения к законопроекту. Тогда же проводится голосование по законопроекту, как правило по частям, и голосование по внесенным поправкам.

Принятый во втором чтении законопроект представляет ос­нову для третьего чтения. На этой стадии может быть возобнов­лено обсуждение проекта в целом и могут вноситься новые по­правки, но уже только от имени фракции. Затем следует заклю­чительное голосование.

Государственное право ФРГ различает конституционные, "федеративные" (т. е. затрагивающие федеративную структуру государства или полномочия государственных органов земель) и обыкновенные законы. Первые принимаются Бундестагом квали­фицированным большинством, а затем таким же большинством Бундесратом. "Федеративные" законы принимаются простым боль­шинством Бундестага, но требуют обязательного согласия Бун­десрата. Обыкновенные законы принимаются только Бундестагом простым большинством голосов. Однако по этим законам Бундес­рат имеет право протеста, что влечет повторное голосование в Бундестаге. Если Бундестаг подтвердит прежнее решение, про­тест считается отклоненным.

К числу важнейших полномочий Бундестага относится утвер­ждение федерального бюджета. Проект бюджета составляется Фе­деральным правительством. Бундестаг вправе предлагать свои по­правки к правительственному проекту бюджета, но если они пре­дусматривают увеличение расходов или новые расходы, то такие поправки могут приниматься лишь с согласия Правительства.

Одной из важнейших функций Бундестага является решение вопроса о главе Правительства. В начале своей легислатуры Бун­дестаг избирает Федерального канцлера, который затем самосто­ятельно формирует Правительство. Решение этого вопроса зави­сит от соотношения политических сил в парламенте, ибо реаль­ный шанс быть избранным на пост Канцлера имеет кандидат той партии, которая обладает абсолютным большинством мест, либо пользующийся поддержкой коалиции партий, обладающей таким большинством.

Парламентский контроль за деятельностью Правительства но­сит ограниченный характер. Бундестаг и его комитеты могут требо­вать присутствия на своих заседаниях членов Правительства. Депутаты имеют право задавать вопросы Канцлеру и министрам, кото­рые обязаны дать устный ответ. Для этого отводится до трех часов еженедельно (обычно по четвергам) во время сессии парламента.

Группы депутатов могут делать малые и большие запросы Правительству, на которые должен быть дан письменный ответ в течение 14 дней. Отличие большого запроса от малого состоит в том, что по ответу Правительства на первый предусмотрены де­баты.

Бундестаг работает постоянно, за исключением летних, рож­дественских и пасхальных каникул. Пленарные заседания прохо­дят обычно по вторникам и средам, в остальные будние дни засе­дают комитеты и фракции.

Бундесрат

Бундесрат — это федеральный орган, посредством которого земли участвуют в осуществлении законодательной и исполни­тельной власти Федерации, а также в делах Европейского Со­юза (ст. 50). Если придерживаться традиционной точки зрения, что парламент ФРГ состоит из двух палат, тогда Бундесрат -это верхняя палата парламента. Бундесрат не является выборным органом. Он состоит из членов правительств земель.

Каждая земля располагает не менее чем тремя голосами; зем­ли с населением свыше 2 млн. имеют 4 голоса, земли с населением свыше 6 млн. — 5 голосов, земли с населением свыше 7 млн. — 6 голосов. На конец 1997 г. земли Баден-Вюртемберг, Бавария, Нижняя Саксония и Северный Рейн—Вестфалия имели по 6 голо­сов, Гессен — 5, Бремен, Гамбург, Мекленбург—Верхняя Поме­рания, Саар — по 3 голоса, остальные 7 земель имели по 4 голо­са; всего в Бундесрате — 69 мест.

Каждая земля назначает столько членов в Бундесрате, сколь­ко она имеет голосов. Члены Бундесрата назначаются и отзывают­ся правительствами земель. Практически членами Бундесрата обыч­но назначаются премьер-министр и наиболее влиятельные мини­стры правительства земли. Членство в Бундесрате исключает возможность быть одновременно депутатом Бундестага.

Бундесрат не имеет определенного срока полномочий: это постоянный орган, который не может быть распущен никаким другим органом. Состав Бундесрата на практике меняется по час­тям в связи с результатами выборов в ландтаги земель ФРГ и формированием новых правительств. Соответственно меняется и его партийный состав. В самом Бундесрате партийных фракций не существует, однако группы членов Бундесрата от земель, где у власти находятся представители одной и той же партии, блоки­руются между собой при голосованиях. Голоса земли могут пода­ваться только согласованно.

Бундесрат избирает своего председателя сроком на один год. Председатель созывает заседания Бундесрата, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голо­сования. Председатель обладает административной властью в зда­нии Бундесрата. Он замещает Федерального президента, если пос­ледний временно не может выполнять своих функций.

Значительную роль в работе Бундесрата играют его постоян­ные комитеты. В них входят по одному представителю от каждой земли из числа членов Бундесрата или уполномоченных чиновни­ков земли.

Полномочия Бундесрата довольно широки: они охватывают сферу законодательства, управления, а также дела Европейско­го Союза.

Бундесрат принимает участие в законодательной деятельно­сти. Он обладает правом законодательной инициативы, его учас­тие в принятии конституционных и "федеративных" законов яв­ляется обязательным. Бундесрат вправе опротестовывать обыкно­венные законы, принятые Бундестагом, что влечет повторное' голосование в Бундестаге. По требованию Бундесрата должен быть созван согласительный комитет.

При определенных условиях Бундесрат может стать единствен­ным законодательным органом. Согласно ст. 81 Основного закона по требованию Федерального правительства Президент ФРГ мо­жет объявить состояние законодательной необходимости в двух случаях: 1) если Бундестаг отклоняет правительственный законо­проект, хотя Канцлер связал с ним вопрос о доверии; 2) если при постановке вопроса о доверии Канцлер не получил большинства голосов в Бундестаге, а последний, не будучи распущенным, от­клоняет законопроект, признанный Федеральным правительством неотложным. В этих случаях для принятия закона достаточно со­гласия только Бундесрата. Состояние законодательной необходи­мости применяется не только к законопроекту, послужившему поводом для его объявления, но и к другим законопроектам в течение последующих шести месяцев.

В отличие от Бундестага Бундесрат участвует в осуществле­нии исполнительной власти Федерации. В согласии Бундесрата нуждаются многие постановления Федерального правительства, издаваемые на основе федеральных законов. Федеральное прави­тельство, согласно ст. 53 Основного закона, обязано держать Бун­десрат в курсе текущих дел.

Наряду с Федеральным правительством Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями. В согласии Бундесрата нуж­даются общие административные предписания Федерального пра­вительства, адресованные землям. По предложению Федерально­го правительства Бундесрат определяет нарушение землями норм федерального права. Он дает согласие Федеральному правитель­ству на применение союзного принуждения в отношении земель, если они не выполняют своих конституционных обязанностей (ч. 1 ст. 37 Основного закона).

По ряду правовых вопросов Бундесрат уполномочен выска­зывать свое мнение перед Федеральным конституционным судом: при проверке конституционности того или иного закона, в случае обращения конституционного суда земли в Федеральный консти­туционный суд по поводу толкования Основного закона и др.

По вопросам, относящимся к ведению Европейского Союза, Бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой приравниваются к решениям Бундесрата. При создании Европейс­кой палаты учитывается представительство земель в Бундесрате, а также то, что голоса земли могут подаваться только согласо­ванно (п. 3а ст. 52).

Согласно поправке к Основному закону, принятой в 1968 г., предусмотрена возможность создания нового органа, который мо­жет замещать парламент. Это так называемый совместный коми­тет, создаваемый на случай "чрезвычайного положения". Он со­стоит из 48 членов: на две трети из депутатов Бундестага и на одну треть из членов Бундесрата. Депутаты назначаются Бундес­тагом на основе пропорционального представительства фракций; они не могут входить в состав Федерального правительства. Каж­дая земля должна быть представлена одним членом Бундесрата, который назначается ею; эти члены не связаны указаниями пра­вительств земель. В период "состояния обороны" совместный ко­митет замещает Бундестаг и Бундесрат и осуществляет принадле­жащие им права. Лишь Основной закон не может быть отменен или частично изменен решением совместного комитета.

Федеральный президент

Согласно Основному закону главой Федеративной Республи­ки Германия является Федеральный президент. В ФРГ он занима­ет более скромное место в государственном механизме, чем рейхс-президент в Веймарской республике. Значительная часть полно­мочий последнего теперь отошла к Федеральному канцлеру.

Президент ФРГ избирается специальным органом, который носит наименование Федерального собрания. Он создается только для выборов Президента. Федеральное собрание состоит из чле­нов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтага­ми германских земель. Ландтаги избирают их на основе пропорци­онального представительства в количестве, устанавливаемом для каждой земли Федеральным правительством с учетом числа депу­татов от данной земли и последних данных о численности населе­ния.

Федеральное собрание созывается не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий Президента ФРГ. Место и время созыва Федерального собрания определяет председатель Бундес­тага; он же руководит работой собрания.

На пост Президента ФРГ может быть избран гражданин ФРГ, обладающий правом избрания в Бундестаг и достигший 40-летнего возраста. Правом выдвижения кандидатуры на пост Президен­та обладает каждый член Федерального собрания. Обсуждение кандидатур не производится.

Избранным на пост Президента считается кандидат, полу­чивший абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания в первом или втором туре голосования. Если в первых двух турах ни один кандидат не получил требуемого большин­ства, назначается третий тур, в котором для избрания Президен­та достаточно относительного большинства голосов (во втором и третьем турах могут выдвигаться новые кандидаты).

Федеральный президент избирается сроком на 5 лет с правом повторного переизбрания. Однако никто не может быть избран Президентом более двух раз подряд. При вступлении в должность Президент приносит присягу (ее текст содержится в конституции) на совместном заседании Бундестага и Бундесрата.

В области внутренней политики Президент ФРГ наделен сле­дующими полномочиями: он подписывает Федеральные законы и распоряжается об их опубликовании; может опротестовать приня­тый парламентом закон как антиконституционный перед Федераль­ным конституционным судом; выдвигает кандидатуру на пост Федерального канцлера (считаясь с соотношением партийных фрак­ций в Бундестаге); назначает по предложению Федерального кан­цлера федеральных министров, обладает правом назначать и уволь­нять федеральных чиновников и федеральных судей, офицеров и унтер-офицеров (эти полномочия могут быть переданы федераль­ным министрам); осуществляет право помилования, награждение орденами и медалями и др.

Внешнеполитические полномочия Федерального президента включают в себя: представительство Федерации в международ­ных отношениях, назначение и отзыв послов ФРГ в иностранных государствах, прием аккредитуемых при нем полномочных пред­ставителей иностранных государств. Президент имеет право зак­лючить от имени ФРГ договоры с иностранными государствами (договоры политического характера и договоры, относящиеся к объектам федерального законодательства, нуждаются в ратифи­кации парламента).

У Федерального президента есть также так называемые "ре­зервные" полномочия, используя которые он может влиять на политическую жизнь. Президент вправе требовать созыва Бунде­стага (это требование должно быть выполнено), он может распу­стить Бундестаг, если последний не избрал Канцлера абсолютным большинством голосов или если Канцлер при постановке вопроса о доверии не получил большинства голосов членов Бундестага. По представлению Федерального правительства и с согласия Бундес­рата Президент может объявить состояние законодательной необ­ходимости, во время которого, как отмечалось, федеральные за­коны могут приниматься без участия Бундестага.

К числу чрезвычайных относится право Федерального пре­зидента объявлять с согласия Канцлера "состояние обороны", если созыву Бундестага или совместного комитета мешают "непреодо­лимые препятствия".

Для вступления в действие распоряжений и указаний Феде­рального президента необходима их контрасигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Это прави­ло не действует в случаях назначения или отставки Федерального канцлера, роспуска Бундестага при избрании Канцлера относитель­ным большинством и ходатайства об исполнении Федеральным кан­цлером или федеральным министром своих обязанностей до на­значения их преемников.

Федеральный президент не несет политической ответствен­ности перед представительными органами ФРГ. Он не отчитыва­ется о своей деятельности ни перед Бундестагом, ни перед феде­ральным собранием. Однако Основной закон допускает возмож­ность смещения Президента с должности до истечения срока его полномочий. Вопрос о смещении Президента с должности может быть возбужден перед Федеральным конституционным судом (ко­торый принимает окончательное решение) только в связи с об­винением его в умышленном нарушении Основного закона или другого федерального закона. Предложение о возбуждении об­винения должно быть выдвинуто не менее чем четвертью голо­сов депутатов Бундестага или четвертью голосов членов Бундес­рата. Для решения вопроса о возбуждении обвинения требуется большинство в две трети голосов депутатов Бундестага или две трети голосов членов Бундесрата. Обвинение поддерживается уполномоченным выдвинувшего обвинение органа. До сих пор прецедента смещения Президента с должности в истории ФРГ не было.

Федеральное правительство

Исполнительную власть в ФРГ осуществляет Федеральное правительство. По свидетельству Т. Маунца, автора учебника по государственному праву ФРГ, "именно Правительство представ­ляет исполнительную власть, а поскольку его полномочия более широки, чем когда-либо, можно утверждать, что Основной закон усилил исполнительную власть". Конституционный законодатель стремился создать сильную, но контролируемую парламентом ис­полнительную власть. Поэтому он вручил эту власть Канцлеру, а не Президенту.

Основной закон предусматривает следующий порядок фор­мирования Федерального правительства. В начале легислатуры Бундестаг по предложению Федерального президента избирает Федерального канцлера — главу Правительства. Избранным счи­тается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов членов Бундестага, после чего следует официальное назначение его на пост Канцлера актом Федерального президента. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Канцлера без всякого участия Бун­дестага.

Если предложенный Президентом кандидат не будет избран, Бундестагу предоставляется право в течение последующих двух недель избрать абсолютным большинством голосов на пост Феде­рального канцлера другое лицо. В этом случае Президент обязан назначить предложенную парламентом кандидатуру на пост Кан­цлера, если эта кандидатура получит поддержку абсолютного боль­шинства палаты. Если же кандидат соберет относительное боль­шинство голосов, Президент 'может либо назначить его Канцле­ром либо распустить Бундестаг.

Срок полномочий Федерального канцлера совпадает в прин­ципе со сроком полномочий Бундестага. Они прекращаются с со­зывом нового Бундестага, при вынесении Бундестагом конструк­тивного вотума недоверия, а также при добровольной отставке, которая возможна в любое время. С прекращением полномочий Канцлера автоматически прекращаются полномочия всех феде­ральных министров и следует процедура формирования нового Правительства.

В Правительство кроме Федерального канцлера входят фе­деральные министры. Обычно все они возглавляют федеральные министерства, но могут быть и министры без портфеля (или ми­нистры по особым поручениям). Одного из министров Канцлер назначает своим заместителем (вице-канцлером); в коалиционных правительствах этот пост предоставляется партии, выступающей в блоке с партией большинства. Число членов Правительства, так же как и распределение портфелей между ними, устанавливает­ся Канцлером (при формировании коалиционных правительств — по согласованию между блокирующимися партиями).

Руководящее положение в Правительстве занимает Феде­ральный канцлер. Согласно Основному закону власть Федераль­ного канцлера значительно усилена за счет полномочий и Пре­зидента, и парламента, и министров. В результате глава Пра­вительства — Федеральный канцлер — становится как бы политическим центром всей конституционной системы ФРГ. Не­удивительно, что основным принципом этой системы признается канцлерский принцип и широко используется понятие канцлер­ской демократии.

Именно Канцлер, а не парламент или Правительство как коллегиальный орган определяет основной курс, общую полити­ческую линию Федерального правительства (ст. 65). Федераль­ный канцлер руководит в общем плане деятельностью отдель­ных министров, которые самостоятельно ведут дела порученной им отрасли в рамках основной линии, определенной Федераль­ным канцлером. Еще более усиливается власть Федерального канцлера в период "состояния обороны", когда к нему переходит высшее командование Вооруженными силами (в мирное время главнокомандующим считается министр обороны). При осуществ­лении своих полномочий Канцлер опирается на непосредственно ему подчиняющийся вспомогательный аппарат. Основу его состав­ляют три ведомства: Служба Федерального канцлера, Служба прессы и информации Федерального правительства и Федераль­ная разведывательная служба. Важнейшей среди них является Служба (Ведомство) Федерального канцлера, в которой сосредо­точены все нити правительственной политики. Она подготавли­вает решения, заявления и выступления главы Правительства, координирует и контролирует при помощи целого штата рефе­рентов работу министерств, поддерживает связь между Прави­тельством и различными объединениями в экономике, политике, социальной жизни и т. п.

Деятельность Правительства как коллегиального органа ре­гулируется Регламентом Федерального правительства, принятым еще в 1951 г. В компетенцию Правительства входят многочислен­ные и важные вопросы внутренней и внешней политики, вопросы экономического, финансового и социального характера. Федераль­ное правительство обладает правом законодательной инициативы и, как показывает практика, широко его использует.

Основной закон ФРГ предусматривает возможность делеги­рованного законодательства: на основании ст. 80 парламент может уполномочить Правительство в целом или федерального мини­стра издавать постановления общего характера. Кроме того, Фе­деральное правительство и отдельные министры могут издавать постановления во исполнение законов. По отдельным вопросам Пра­вительство с согласия Бундесрата может издавать постановления, имеющие силу закона (ст. 119 Основного закона). Наконец, в сфе­ре управления Федеральное правительство и министры могут издавать общие административные предписания.

Федеральное правительство располагает большими правами в области контроля за деятельностью органов управления в зем­лях. Оно контролирует исполнение землями федеральных зако­нов. С этой целью Правительство ФРГ может направлять своих уполномоченных в высшие государственные органы земель. При помощи конференций министров земель, которые проходят обычно под председательством компетентного федерального министра, Федеральное правительство осуществляет общий надзор и коор­динацию деятельности органов управления в землях. По этим воп­росам Федеральное правительство может издавать с согласия Бундесрата общие административные предписания, а на основе законов — давать обязательные указания землям.

Заседания Федерального правительства созываются по мере необходимости, обычно раз в неделю, в резиденции Федерально­го канцлера. Заседания Правительства закрытые. Кроме федераль­ных министров в заседании кабинета могут принимать участие и другие лица. Персональный круг приглашенных на заседание Правительства определяет Служба Федерального канцлера по согла­сованию с главой Правительства.

Правительство ФРГ опирается в своей деятельности прежде всего на федеральные министерства. Число их относительно не­велико (оно колебалось от 13 в 1949 г. до 17 в 1987 г.). Возглавля­ющий министерство федеральный министр самостоятельно и под свою ответственность ведет дела своей отрасли.

Б. Земельные органы

Высшими представительными органами в землях ФРГ явля­ются ландтаги (земельные парламенты). В Бремене и Гамбурге они именуются городскими собраниями, а в Берлине — палатой депутатов.

Избирательная система в землях во многом идентична той, что применяется при выборах в Бундестаг. В большинстве земель при выборах применяются пропорциональная система предста­вительства, смешанная с мажоритарной системой. Во всех зем­лях установлен пятипроцентный заградительный барьер: партии, собравшие менее 5% голосов избирателей, отстраняются от уча­стия в распределении мандатов.

В отдельных землях избирательные системы имеют индиви­дуальные особенности. В одних (например, в Баден-Вюртемберге, Нижней Саксонии и некоторых других) пропорциональная си­стема со встроенной в нее мажоритарной применяется в услови­ях, когда избиратель имеет один голос. Он подает его за кандидата в избирательном округе, причем одновременно этот голос засчи­тывается и за ту партию, к которой принадлежит данный канди­дат. В других землях (Бремен, Рейнланд-Пфальц и др.) применя­ется "чистая" пропорциональная система без элементов мажори­тарной.

Ландтаги германских земель — однопалатные органы. Одна­ко в Баварии наряду с ландтагом создается вторая палата — се­нат для представительства "социальных, хозяйственных, куль­турных и общинных корпораций земли". Баварский сенат форми­руется на основе корпоративного принципа. В его состав входят по несколько представителей от сельского и лесного хозяйства, от промышленности и торговли, от ремесел, от лиц свободных профессий, от профсоюзов, от кооперативов, от церкви, от благо­творительных организаций, от высших школ и академий, от об­щин и объединений общин. Сенат — законосовещательный орган, однако он обладает правом законодательной инициативы и может опротестовывать законы, принятые ландтагом.

Срок полномочия ландтагов в большинстве земель составляет 4 года, в землях Северный Рейн—Вестфалия и Саар — 5 лет. В конституциях некоторых земель предусмотрена возможность са­мороспуска ландтага до истечения срока его полномочий (Гессен, Нижняя Саксония, Северный Рейн—Вестфалия), а также роспуска ландтага, принятого в ходе референдума (Бавария, Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц). В практике таких случаев пока не было.

Внутренняя организация ландтагов во многом сходна с внут­ренней организацией Бундестага. Ландтаги создают свои президи­умы во главе с председателем, образуют комитеты по отраслям своей деятельности, имеют право назначения следственных коми­тетов. Депутаты, принадлежащие к одной партии, образуют фрак­ции ландтага, которые, как и в Бундестаге, играют немаловаж­ную роль.

Основные полномочия ландтагов земель — разработка и при­нятие законов, утверждение бюджета, избрание главы земель­ного правительства, в некоторых землях — утверждение всего состава правительства и парламентский контроль за его деятель­ностью.

Правительство земли определяется конституциями земель как орган исполнительной власти. Именуется оно по-разному: в боль­шинстве земель как земельное правительство, в Баварии —госу­дарственное правительство, в Берлине, Бремене и Гамбурге — сенат.

Порядок формирования правительства в отдельных землях имеет свои особенности. В большинстве земель ландтаг в начале своей легислатуры проводит выборы премьер-министра. Кандидат должен получить большинство голосов общего числа депутатов ландтага. Избранный ландтагом премьер-министр назначает ос­тальных членов правительства: в Баварии и Сааре — с согласия ландтага, в Баден-Вюртемберге, Нижней Саксонии, Рейнланд-Пфальце — с последующим утверждением ландтагом членов пра­вительства, в Гессене — с последующим принятием ландтагом вотума доверия правительству. В новых землях, в Северном Рей­не—Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейне утверждение состава пра­вительства ландтагом не требуется. В Бремене и Гамбурге состав правительства (сената) целиком избирается собранием граждан (городским собранием). В Берлине палата депутатов избирает пра­вящего бургомистра, затем он представляет палате состав сена­та, и палата его утверждает.

Правительство земли состоит из премьер-министра и мини­стров. В Бремене и Гамбурге сенат состоит из первого и второго бургомистра и сенаторов, а Берлине — из правящего бургомист­ра, бургомистра и сенаторов.

Премьер-министр занимает руководящее положение в пра­вительстве. Он определяет основные направления политики, ру­ководит текущей работой правительства, направляет деятельность отдельных министров. Как правило, премьер-министр осуществ­ляет и некоторые функции главы государства, ибо в землях по­сты президента или губернатора отсутствуют. Он представляет землю вовне, заключает (с согласия ландтага) государственные договоры, осуществляет право помилования. В работе сенатов Бремена и Гамбурга в большей мере проступают элементы колле­гиальности. Здесь сенат коллективно выполняет некоторые функ­ции главы государства (назначения чиновников, право помилова­ния). Кроме того, в Бремене и Гамбурге первый бургомистр и его заместитель избираются не городским собранием, а самим сена­том из своей среды.

Конституции германских земель формально устанавливают парламентскую ответственность правительств перед ландтагами. В большинстве земель (Бавария, Гессен, Бранденбург, Саксония и др.) ландтаги не могут вынести вотум недоверия отдельным ми­нистрам. В Берлине, Рейнланд-Пфальце, Сааре, Бремене и Гам­бурге ландтаг (городское собрание) может выразить недоверие как всему правительству (сенату), так и отдельным его членам. В ряде земель конституциями предусматривается конструктивный вотум недоверия. В новых землях (Баден-Вюртемберге, Нижней Саксонии, Северном Рейне—Вестфалии, Шлезвиг-Гольштейне) вотум недоверия может быть вынесен только премьер-министру путем избрания нового главы правительства. В других землях (Ба­варии, Гессене, Рейнланд-Пфальце) после вынесения "обыкновен­ного" вотума недоверия правительству ландтаг должен утвердить состав нового правительства, в противном случае земельный пар­ламент распускается до истечения срока своих полномочий.

В. Органы местного управления и самоуправления

Основной закон не содержит подробных постановлений о ме­стном управлении и самоуправлении. Он указывает, что общинам должно быть гарантировано право регулировать в рамках закона под свою ответственность все дела местного сообщества. Объеди­нения общин также обладают правом самоуправления. В округах и общинах должны создаваться представительные органы путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов. Следу­ет отметить, что в округах и общинах правом избирать и быть избранным наделены также лица, имеющие гражданство одного из государств, входящих в Европейское сообщество (ч. 1 ст. 28).

Каждая земля самостоятельно определяет структуру и пол­номочия органов местного управления и самоуправления: в общих чертах — в земельных конституциях, а более подробно — в спе­циальных законах. Система местного управления и самоуправле­ния строится в соответствии с административно-территориальным Делением земель, Большинство земель ФРГ (Бавария, Баден-Вюртемберг, Гессен, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Северный Рейн—Вестфалия) в административном отношении де­лятся на округа, уезды и общины; большая часть новых земель (Бранденбург, Мекленбург—Верхняя Померания, Саксония-Анхальт, Тюрингия), а также две небольшие западные земли (Саар, Шлезвиг-Гольштейн) — только на уезды и общины. Крупные го­рода приравниваются к уездам.

Города-земли Берлин, Бремен и Гамбург имеют свои особен­ности административного устройства. Берлин в административном отношении делится на районы, которые пользуются самоуправле­нием, но не обладают правами общин: они не принимают соб­ственный устав и не обладают финансовой самостоятельностью.

Бремен состоит из двух общин (Бремен и Бременхафен), яв­ляясь одновременно землей и объединением общин. Гамбург одновременно земля и община, подразделяющаяся на городские районы.

Система местного управления создается в округах. Она фор­мируется правительственными учреждениями земли, действует по их прямым указаниям и подчиняется им во всей своей дея­тельности.

Органом управления в округе является правительственный президент, назначаемый правительством или премьер-министром земли и подчиняющийся министру внутренних дел земли. При правительственном президенте образуется правительственный президиум, который является не коллегиальным органом управ­ления, а аппаратом правительственного президента, т.е. груп­пой чиновников, ведающих отдельными административными воп­росами.

Правительственным президентам подчинены главы местной администрации в уездах — ландраты, или уездные директоры. Эти должностные лица вместе с создаваемыми при них управа­ми и дирекциями выступают как часть государственной (земель­ной) администрации на уровне уезда. Параллельно с ними в уез­дах существуют и органы местного самоуправления. Там образу­ются выборные органы, представляющие население уезда. Порядок формирования этих органов и их полномочия регламен­тируются положениями об уездах, которые принимаются в каж­дой земле.

Что касается общин, то согласно законодательству ФРГ об­щина является корпорацией публичного права, обладающей пра­вом самоуправления в местных делах. Сфера самоуправления оп­ределяется законами земель и охватывает в основном вопросы ком­мунального хозяйства. Земельные конституции обычно относят к компетенции общин следующие вопросы: управление общинным имуществом и общинными предприятиями; местный транспорт и дорожное строительство; коммунальные услуги; местная полиция и пожарная охрана; местные культурные учреждения; социальные учреждения (дома престарелых); спортивные учреждения (стади­оны, бассейны и т. п.) и др. Но какие именно задачи отдельные общины могут решать самостоятельно в конституциях детально не определено. Общинные власти функционируют и как исполни­тельные органы государства, и как самостоятельные политичес­кие органы, осуществляющие определенные самоуправленческие задачи.

Цель коммунального самоуправления — активизировать про­живающее в общинах население для решения общественных дел и тем самым практиковать демократию на низовом уровне.

Структура коммунального самоуправления определяется положением об общинах, которое принимается в виде земельного закона. Хотя все земли в принципе высказываются за унифика­цию общинного устройства, на практике сложилась значительная пестрота форм общинного самоуправления. В Северной Германии не только представительный, но и исполнительный орган (магис­трат) осуществляет свои полномочия на коллегиальной основе. Председатель магистрата никакими особыми полномочиями, кро­ме почетных, не пользуется. Иная система сложилась в Южной Германии. Здесь избирается не только общинный совет как пред­ставительный орган, но и бургомистр как единоличный глава ис­полнительной власти. В Рейнской области главу исполнительной власти (директора) нанимает выборный общинный совет и поруча­ет ему функции управления и руководство местной администра­цией. При этой системе глава исполнительной власти общины яв­ляется просто наемным управляющим (менеджером), который не связан политическими узами с населением общины.

Указанные разновидности не исключают многочисленных ва­риаций, свойственных отдельным землям, а подчас проявляющихся в рамках одной и той же земли.