§ 1. Конституция Италии
Конституционное развитие
История конституционных институтов в Италии насчитывает более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной монархии, тоталитарную фашистскую диктатуру, а после того, как в 1946 году в результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была принята одна из самых демократических конституций послевоенной Европы.
В марте 1848 г. в Королевстве Сардиния впервые был принят конституционный закон, так называемый "Альбертинский статут", названный так по имени короля Карла Альберта. После полного объединения Италии в 1870 году, Альбертинский статут стал Конституцией всей страны.
По своему характеру Альбертинский статут — типичная дарованная "сверху" конституция. Во всех ее 84 статьях (оригинал был составлен на французском языке) тщательно избегалось любое упоминание о таких категориях, как "народное одобрение", "суверенитет народа" и т. д. Италия объявлялась наследственной монархией с салическим порядком престолонаследия; трон наследует старший потомок мужского рода. Католическая религия провозглашалась единственной религией государства. Король получал самые широкие полномочия: он в качестве высшей инстанции одобрял законы, назначал весь состав высшей палаты — Сената, в любой момент мог распустить Палату депутатов и назначить новые выборы. В его же исключительную компетенцию входили назначение всех высших должностных лиц Королевства, объявление войны, ратификация международных договоров, проведение амнистии.
Вместе с тем Альбертинский статут вводил отдельные элементы народного представительства. Законодательные функции, в частности, осуществлялись, наряду с королем, избираемой Палатой депутатов и назначаемым королем Сенатов. В статут была включена отдельная глава, посвященная правам и обязанностям гражданина. В ней, в частности, декларировались (без каких-либо конституционных гарантий} равенство перед законом, некоторые личные свободы, право на собственность, свобода печати и слова, хотя в сильно урезанном виде. Избирательные права были серьезно ограничены системой цензов.
Тем не менее, при всех своих правовых и сословных ограничениях, Альбертинский статут знаменовал собой начало демократической эволюции Италии, хотя и в рамках конституционной монархии. Элементы либерализма и демократии получили в итальянской конституционной практике дальнейшее развитие после введения в 1912 году всеобщего избирательного права.
Демократическое конституционное развитие Италии было прервано в 1922 году после установления в стране тоталитарного фашистского режима во главе с Бенито Муссолини.
В конституционном плане новый режим оформился с принятием 24 декабря 1925 г. так называемого "Закона № 2263". Согласно этому закону значительно возрастала роль главы правительства, который получал свой мандат непосредственно от короля, назначал и смещал членов правительства без каких-либо консультаций с избранными органами. В стране был установлен однопартийный режим, а глава партии — вождь (дуче) — одновременно являлся главой всей исполнительной власти в стране. Палата депутатов первоначально потеряла значительную часть своих полномочий, а в 1939 году была заменена на Палату фа-ший и корпораций, члены которой не избирались, а назначались правительством из состава органов фашистской партии и корпоративных учреждений (Большой Фашистский Совет, Национальный Совет Фашистской партии, Национальный Совет корпораций).
Институт монархии при фашизме сохранился. Формально король оставался главой государства и верховным главнокомандующим и в этом смысле председатель Совета Министров был ему подотчетен. Такое положение короны облегчило ликвидацию фашистского режима в 1943 году после поражения Италии во второй мировой войне, в которой она участвовала на стороне Германии и Японии. Большой Фашистский Совет на чрезвычайном заседании 25 июля 1943 г. отозвал свое доверие главе итальянского фашизма Б. Муссолини и рекомендовал королю Виктору-Эммануилу III назначить на пост главы правительства маршала П. Бадольо. На волне антифашистского сопротивления были созданы новые органы власти, первоначально местные комитеты национального освобождения, а 5 апреля 1945 г. — общегосударственная Национальная ассамблея. Основные политические партии, представленные в Национальной ассамблее, — христианские демократы, либералы, а также коммунисты и социалисты выступили за коренное изменение конституционного строя и политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. большинством в 54,3% голосов была отвергнута монархическая форма правления и одновременно было избрано Учредительное собрание. 18 июня 1946 г. Италия была официально провозглашена Республикой.
Новая Конституция Италии была принята на торжественном заседании Учредительного собрания 22 декабря 1947 г. 453 голосами, против было подано 83 голоса. 27 декабря 1947 г. Конституция была промульгирована Временным главой государства И. Бономи а с 1 января 1948 г. она вступила в силу.
Общая характеристика действующей итальянской Конституции
Итальянская Конституция — это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ. В ней нет отдельной преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в соответствующих разделах самого конституционного текста. Тем самым, как это принято считать в итальянской конституционной доктрине, повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм, касающихся общих вопросов государственного устройства, демократического характера итальянского государства и его приверженности к обеспечению гражданских прав и свобод.
Конституция состоит из вводного раздела "Основные принципы", двух главных частей "Права и обязанности граждан" и "Устройство Республики" и переходных и заключительных постановлений. Всего в Конституции 139 статей. Переходные и заключительные постановления имеют свою особую, римскую нумерацию (всего XVIII статей).
Итальянская Конституция имеет жесткий характер. Ее пересмотр возможен исключительно в рамках особой процедуры и при наличии в обеих палатах Парламента расширенного, так называемого "конституционного большинства". Жесткость Конституции дополнительно усиливают и особые полномочия Конституционного суда, который вправе по упрощенной процедуре контролировать конституционность практически всех принимаемых Парламентом законов или других, обладающих силой закона актов.
В итальянском конституционном праве основной закон страны принято относить к категории "широких конституций", в которые, наряду с нормами, определяющими устройство государства и гарантирующими права и свободы граждан, включены также политико-социальные принципы (равные социально-экономические возможности для развития граждан, упрочение социальной солидарности в рамках единого государственного сообщества).
Своеобразно решается в итальянской Конституции вопрос о соотношении международного права и внутреннего закона. Ст. 10 Конституции определяет, что правопорядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права.
В итальянской Конституции, хотя она и не содержит отдельного упоминания о принципе разделения властей, проводится четкое различие трех основных государственных функций: законодательная функция принадлежит Парламенту и областным советам в пределах их компетенции; исполнительная власть является прерогативой президента Республики, министров и органов исполнительной власти областей, провинций и коммун; судебная власть входит в компетенцию различных судебных органов, включая Конституционный суд.
Особое место в итальянской Конституции занимают взаимоотношения между государством и Католической церковью. В значительной степени это объясняется не только католическими традициями Италии, но и тем, что на итальянской территории, в Риме, расположен Ватикан — религиозный и административный центр Католической церкви, а римский первосвященник — Папа по традиции является римским епископом.
Еще в 1929 году между итальянским Государством и Ватиканом были заключены особые Латеранские соглашения (Договор и Конкордат), которые гарантировали частичный суверенитет и международную правосубъектность Ватикана и регламентировали отношения с католической церковью как традиционной религией Италии. Конституция, подтверждая, что отношения между итальянским Государством, Ватиканом (точнее Святым Престолом) и католической церковью регулируются ранее подписанными Латеранскими соглашениями, тем самым придает конституционный характер нормам, содержащимся в этих соглашениях.
При этом итальянская Конституция сохраняет светский характер, следует принципам отделения церкви от государства и равенства вероисповеданий. В окончательный текст Конституции не вошла ст. 1 Альбертинского статута, которой "католическая апостольская римская религия" объявлялась единственной государственной религией. Позднее, уже в 1984 году, эта формула была также исключена из пересмотренного текста Конкордата.
О конституционной реформе
С момента принятия нынешней Конституции в Италии произошла глубокая трансформация экономической и социальной структуры страны, Италия по праву закрепилась среди наиболее развитых промышленных стран мира. Значительно увеличился средний класс, который сейчас составляет более половины активного населения. Сократилась численность работающих в промышленности. Этот процесс сопровождался серьезным падением влияния в стране радикальных сил, как правого, так и левого толка. Завершился процесс социал-демократизации итальянской компартии, которая закрепилась в лагере реформистских левоцентристских сил. Эволюцию в направлении классического консерватизма проделало и неофашистское Итальянское социальное движение. По сути дела перестали существовать в прежнем виде все ведущие исторические партии послевоенной Италии — христианско-Демократическая, социалистическая и коммунистическая.
С другой стороны, принятие в 1993 году нового избирательного законодательства, основанного на принципах одномандатности и частично вводившего мажоритарную систему, привело к сокращению общего числа партий, представленных в Парламенте. Все это объективно создавало условия для проведения глубокой конституционной реформы, направленной, прежде всего на повышение эффективности исполнительной власти и замену старой системы партократии, которая строилась на сращивании и взаимном проникновении правящих партий и государственных структур. Серьезный удар по прежней системе власти, сложившейся в "Первой Республике" нанесла крупномасштабная судебно-прокурорская операция по борьбе с государственной коррупцией, получившей название "чистые руки".
В 1994 году на парламентских выборах победил левоцентристский блок, главной политической установкой которого стало проведение глубокой конституционной реформы. Была создана специальная парламентская комиссия в составе 35 депутатов и 35 сенаторов, представляющих как правящую левоцентристскую коалицию "Оливковое дерево", так и правоцентристскую консервативную оппозицию "Полюс свободы", а также незначительную группу "Коммунистическое возрождение" и сепаратистов из "Лиги Севера".
В ноябре 1997 года комиссия одобрила законопроект "О федеральном устройстве Италии". В случае его одобрения в Парламенте предполагается внести законопроект на общенациональный референдум с тем, чтобы завершить весь процесс конституционной реформы к середине 1999 года.
Конституционная реформа предполагает полную замену части II "Устройство Республики" нынешней Конституции. В то же время вводные "Основные принципы" и часть I "Права и обязанности граждан" остаются без изменений. Тем самым полностью сохранены как социальная направленность итальянской Конституции, так и широкие конституционные гарантии соблюдения прав и свобод граждан.
Конституционная реформа в первую очередь нацелена на коренное изменение государственного устройства страны и системы ее управления. Согласно законопроекту Италия превращается в Федеративное государство с четырехуровневой структурой: государство, область, провинция, коммуна. Коммуна теперь становится первичной основой политико-территориальной системы государства. Исторические области Италии (их, как и сейчас, 20) преобразуются в полноправные субъекты Федерации с правом принимать собственные законы, иметь свой бюджет и налоговую систему, поддерживать внешнеполитические контакты. Законопроект предусматривает поступления в областные бюджеты не менее 50% всех финансовых доходов области. Широкие автономные права приобретают провинции, входящие в области. Они, наряду с областями, в частности, могут самостоятельно участвовать в выработке и реализации решений в рамках Европейского Союза.
В целях координации действий центральной власти и местного самоуправления при Совете министров Италии создается специальный постоянный орган. Однако вопросы внешней политики и безопасности остаются в ведении центральных властей.
Статьи законопроекта о федерализации страны составлены с несомненным прицелом на ускорение интеграции Италии в структуры ЕС. Решается и другая задача — новая федеральная структура призвана окончательно преодолеть историческое противостояние между промышленно развитым Севером и сравнительно отсталым Югом, а с другой стороны — смягчить сепаратистские настроения в северных областях, население которых требует большей политической и экономической самостоятельности.
Столь же принципиальный характер имеет и другое новшество — введение в Италии президентской (или, во всяком случае, полупрезидентской) формы правления с избранием главы государства всеобщим, прямым и тайным голосованием. По конституционному проекту президент Италии должен быть не моложе 40 лет и избираться на шестилетний срок с возможностью одноразового переизбрания. В отличие от нынешнего положения в исключительные полномочия президента войдут внешняя политика, оборона и безопасность. Президент возглавит вновь создаваемый орган — Высший Совет по внешней политике и безопасности.
Президент назначает председателя Совета министров, однако в отличие, к примеру, от Франции, он не председательствует на заседаниях правительства. Впервые глава государства наделяется правом роспуска Палаты депутатов Парламента в случае отставки правительства. По своей инициативе он может также поставить перед Парламентом вопрос о голосовании вотума доверия правительству.
Функции и полномочия Парламента в основном остаются прежними, однако серьезно меняется порядок его формирования. Проект реформы предусматривает, в частности, сокращение числа депутатов и сенаторов, снижение возрастного ценза сенаторов с 40 до 35 лет. Верхняя палата Парламента — Сенат наполовину состоит из сенаторов, представляющих отдельные регионы.
Палата депутатов сохраняет свои законодательные функции и, в несколько сокращенном виде, полномочия по контролю за Деятельностью исполнительной власти. Только Палата депутатов будет обладать правом рассматривать вопрос о внесении вотума Доверия правительству. Сенат в соответствии с законопроектом такого права лишается. Однако усиливается его роль как гаранта конституционного процесса. Кроме того, именно Сенат избирает из состава Парламента членов Конституционного суда и избираемых членов Высшего Совета магистратуры. Нововведением является лишение Парламента права отказывать в доверии отдельному члену правительства.
Предусматривается серьезная реформа судебной системы. Высший совет магистратуры - автономный самоуправляемый орган, возглавляющий независимую гильдию магистратов, разделяется на две части: Совет по вопросам судоустройства и Совет по прокурорскому надзору. Вводится особый "Суд правосудия" с функциями дисциплинарного контроля в отношении всего судейского и прокурорского корпуса.
Значительно расширяются функции Конституционного суда а его состав увеличивается с 15 до 20 судей. Впервые отдельные граждане, фракции, представляющие парламентское меньшинство, коммуны и провинции приобретают право прямого обращения в Конституционный суд.
В проекте нового конституционного устройства сохранена ныне действующая сложная мажоритарно-пропорциональная избирательная система.
В случае одобрения Парламентом, законопроект должен быть вынесен на общенациональный референдум. Предполагаемая дата начала конституционной реформы — лето 2000 года.
- Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- § 1. Предмет конституционного права зарубежных стран
- § 2. Источники конституционного права зарубежных стран
- § 3. Система конституционного права зарубежных стран
- Глава 2. Наука конституционного права
- § 1. Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли юридической науки
- § 2. "Классическая школа"
- § 3. Развитие идей "классической" и иных школ в российской дореволюционной науке
- § 4. Наука конституционного права в XX веке
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 1. Понятие и сущность конституции
- § 2. Основные тенденции конституционного развития
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 3. Порядок принятия конституций зарубежных стран, внесения в них изменений и дополнений
- § 4. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и его виды
- Глава 4. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан
- § 1. Гражданство в развитых освободившихся странах. Понятие гражданства
- § 2. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- § 3. Основные виды прав и свобод граждан
- Глава 5. Формы государства в зарубежных странах
- § 1. Форма правления в зарубежных государствах
- § 2. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- § 3. Государственный режим
- Глава 6. Политические партии и партийные системы
- § 1. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- § 2. Классификация политических партий
- § 3. Партийные системы
- § 4. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
- § 5. Партии и внешнеполитический механизм
- Глава 7. Избирательное право и избирательные системы
- § 1. Понятие и сущность избирательного права
- § 2. Основные принципы
- § 3. Организация и порядок проведения выборов
- § 4. Определение результатов голосования и избирательные системы
- Глава 8. Глава государства в зарубежных странах
- § 1. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран
- § 2. Полномочия главы государства
- Глава 9. Парламенты зарубежных государств
- § 1. Место парламентов в системе высших органов государственной власти
- § 2. Структура парламентов
- § 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль
- § 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура
- § 5. Правовое положение депутата
- Глава 10. Правительство в зарубежных странах
- § 1. Место правительства в системе высших органов государства
- § 2. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- § 3. Полномочия правительства в зарубежных странах
- § 4. Институт парламентской ответственности правительства
- Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах
- § 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
- § 2. Системы местного самоуправления
- § 3. Порядок формирования органов местного самоуправления
- § 4. Компетенция органов местного самоуправления
- Глава 12. Конституционное регулирование внешней политики зарубежных государств
- § 1. Конституционные принципы внешней политики зарубежных государств
- § 2. Конституционное разграничение внешнеполитических полномочий между Федерацией и ее субъектами
- § 3. Распределение внешнеполитических полномочий между высшими органами государственной власти и управления
- Глава 13. Конституционные основы судебной власти
- § 1. Судебная власть в системе разделения властей
- § 2. Конституционные основы судебной организации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Конституционный статус судей
- § 5. Конституционное правосудие
- Глава 14. Основы конституционного права сша
- § 1. Конституция
- § 2. Избирательная система
- § 3. Конгресс
- § 4. Президентская власть
- § 5. Судебная власть
- § 6. Государственное устройство
- § 7. Местное самоуправление
- Глава 15. Основы конституционного права Великобритании и Северной Ирландии
- § 1. Общая характеристика конституции Великобритании
- § 2. Конституционно-правовое положение личности
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Система государственных органов Великобритании
- § 5. Политико-территориальное устройство. Организация власти на местах
- Глава 16. Основы конституционного права Французской Республики
- § 1. Конституция и конституционное развитие
- § 2. Конституционные права и свободы
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Избирательное право и избирательная система
- § 5. Система государственных органов Франции
- § 6. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- Глава 17. Основы конституционного права фрг
- § 1. Конституция и конституционное развитие. Охрана конституции
- § 2. Основные права
- § 3. Политические партии
- § 4. Германская Федерация
- § 5. Государственные органы. Местное самоуправление
- Глава 18. Основы конституционного права Италии
- § 1. Конституция Италии
- § 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- § 4. Выборы и референдум
- § 5. Государственные органы
- § 6. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление
- Глава 19. Основы конституционного права Японии
- § 1. Конституция Японии
- § 2. Права, свободы и обязанности граждан
- § 3. Партийная система
- § 4. Система государственных органов
- § 5. Административно-территориальное деление
- Глава 20. Основы конституционного права Испании
- § 1. Конституционное развитие
- § 2. Конституция
- § 3. Основные права и обязанности
- § 4. Народный защитник
- § 5. Высшие органы государственной власти и управления
- § 6. Региональная автономия
- Глава 21. Основы конституционного права Китайской Народной Республики
- § 1. Конституция кнр
- § 2. Политические партии и общественные ("народные") организации
- § 3. Основы конституционного статуса граждан
- § 4. Система высших органов государственной власти и управления
- § 5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия.
- Глава 22. Основы конституционного права Индии
- § 1. Политические партии
- § 2. Конституция
- § 3. Правовой статус индийского гражданина
- § 4. Основы избирательного права
- § 5. Государственные органы Федерации
- § 6. Основы политико-территориального устройства
- § 7. Публичная власть в штатах и союзных территориях
- § 8. Местное самоуправление и управление
- Глава 23. Основы конституционного права стран снг
- § 1. Общие положения конституций стран снг
- § 2. Система государственных органов стран снг
- Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки
- § 1. Особенности латиноамериканских конституций
- § 2. Партийные системы
- § 3. Президент и правительство. Форма правления
- § 4. Законодательные органы
- § 5. Местное самоуправление
- Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля
- § 1. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- § 2. Формы правления в арабских странах. Монархия
- § 3. Республиканская форма правления
- § 4. Конституционное право Израиля