§ 1. Место правительства в системе высших органов государства
Правительство и руководимый им аппарат управления — важнейшая составная часть и центральное звено всего государственного механизма. В различных странах высший орган правительственной власти может иметь различные наименования. Наиболее распространенное из них — совет министров, государственный совет, федеральный совет и т. п. В качестве собирательного используется термин "правительство".
Правительство как носитель исполнительной власти
Правительство в большинстве зарубежных стран осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами государства. В деятельности правительства находят свое выражение и практически реализуются общие и наиболее существенные общественные интересы. Оно выступает как основной государственный орган, обеспечивающий проведение внутренней и внешней политики государства, охрану и защиту конституционного строя.
Правительство играет главную роль в разработке и формулировании основных целей политики государства, определении путей и средств их достижения и осуществления.
Усиливается независимость правительства от парламента. Практика последних десятилетий подтверждает, что зачастую парламентарии даже не информируются о важнейших правительственных решениях, а правительство далеко не всегда считается с настроениями масс. Многочисленные опросы общественного мнения, проводимые в развитых странах на сравнительно высоком профессиональном и техническом уровне, нередко свидетельствуют об отрицательном отношении большинства населения к правительственной политике или отдельным акциям, о падении ее популярности. Однако подобные результаты опросов обычно весьма мало сказываются на практической деятельности правительства.
Конечно, современное демократическое государство не может себе позволить исключить контроль за правительственной политикой. Это находит отражение и в системе государственно-правовых норм, которые в большинстве развитых стран закрепляют институт парламентской ответственности правительства и возможность привлечения к судебной ответственности его членов на основе специальной процедуры и в порядке особого судопроизводства. Однако ни применение системы "сдержек и противовесов" ни прокламируемое на доктринальном уровне ограничение правительственной власти при помощи публичных прав и свобод исключают стремление бюрократического аппарата к умножению управленческих структур, его бесконтрольности и самостоятельности. Рост бюрократизма — одна из главных угроз демократии.
Обоснованию растущей роли и самостоятельности правительства служит сформулированная в Великобритании и получившая сравнительно широкое распространение теория "самостоятельного мандата". Согласно этой теории, избиратели на всеобщих выборах высказываются не столько за того или иного кандидата в депутаты, сколько за правительственную политику или против нее. Тем самым они дают определенный мандат правительству, которое действует по воле избирателей и не должно зависеть от капризов парламентской борьбы. Голосованию на парламентских выборах придается значение плебисцита по вопросу о доверии определенному лицу (президенту, премьеру) или правительству в целом. Иначе говоря, избираются депутаты, но на голосование ставится вопрос о доверии правительству. В отдельных странах даже само правительство (Швейцария) или его глава (Израиль) избираются населением. Совершенно очевидно, что концепция "самостоятельного мандата" служит дальнейшему умалению значения "представительного правления" и оправданию усиления исполнительной власти.
Органы правительственной власти в развивающихся странах занимают доминирующие позиции. В определенной мере это связано с необходимостью максимальной концентрации усилий в целях преодоления отсталости, унаследованной от эпохи колониализма. Важную роль играет также узость социальной базы и опоры правящего режима. В большинстве этих стран носителем исполнительной власти является глава государства, а роль правительства как коллегиального органа сравнительно невелика. Главное звено государственного механизма в данном случае — единоличный держатель правительственной власти.
Виды правительств
Осуществление правительственной (исполнительной) власти может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках, странах с монократическими режимами) или коллегиального органа. Правовой статус правительства как органа, объединяющего руководителей центральных министерств и ведомств, в этих случаях неодинаков. Различны процедуры формирования правительства, источники и объем полномочий. Когда правительственная власть является прерогативой одного лица, правительство выступает как совокупность ближайших советников и помощников главы государства, а их полномочия являются производными от власти главы государства. В странах, где носителем исполнительной власти выступает правительство как коллегиальный орган оно формируется на основе специальной процедуры с участием парламента, должно пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладает собственными полномочиями, хотя на практике они нередко предоставляются не коллегиальному органу, а руководителю правительства.
Весьма важное значение для характеристики и прогнозирования правительственной политики имеет классификация правительств по основанию их структуры и состава. Во многих странах наблюдается процесс выделения в правительстве своего рода внутреннего кабинета, который и является зачастую действительным носителем правительственной власти. Наиболее типичен в этом отношении пример Великобритании. Правительство этой страны, насчитывающее примерно 100 членов, практически не собирается в полном составе. Все важнейшие вопросы обсуждаются и решаются на заседаниях кабинета, который объединяет под руководством премьер-министра ведущих членов правительства (примерно около 20 человек), или еще более узкого по составу внутреннего кабинета.
По партийному составу различают однопартийные и коалиционные правительства. Однопартийные правительства формируются, как правило, в тех парламентарных странах, где одна политическая партия располагает большинством в парламенте (Великобритания, Канада и др.). В освободившихся странах с однопартийными системами принадлежность к правящей партии является обычно обязательным условием участия в правительстве. Коалиционные правительства создаются обычно там, где Ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства в парламенте или в нижней палате. Например, коалиционные правительства формируются и функционируют в Италии, странах Бенилюкса и др. В освободившихся странах коалиционные правительства сравнительно редки, хотя они встречаются в таких странах, как Индия, Малайзия и ряде других.
В некоторых странах известны случаи формирования правительства меньшинства. Оно возникает, как правило, тогда, когда отсутствует одна доминирующая партия, а создание коалиции в силу межпартийных противоречий оказывается невозможным, Согласно общепризнанной государственно-правовой доктрине, такое правительство не должно принимать принципиально важные решения. Законодательство и практика устанавливают, что правительство, оказавшееся в меньшинстве (например, получив вотум недоверия в парламенте), занимается лишь текущими делами и продолжает свою деятельность до тех пор, пока не сформировано новое правительство. Подобное правительство именуют "служебным" или "переходным", иногда используется термин деловой кабинет". Государственно-правовая практика ряда стран знает также существование института временного правительства. Оно создается обычно в условиях смены режима, когда отменяется ранее действовавшая и разрабатывается новая конституция. Такое правительство функционировало, например, во Франции в 1944-1946 годах и в 1958 году. Временное правительство может наделяться зачастую весьма обширными и даже чрезвычайными полномочиями.
Возрастание роли главы правительства
Изменения, происходящие в структуре правительства, находят свое проявление в концентрации широкой правительственной власти в руках все более узкого круга лиц или даже одного лица. В парламентарных республиках и монархиях им является глава правительства. В различных странах он именуется по-разному: премьер-министр, председатель совета министров, федеральный канцлер и т. п.
Решающая роль главы правительства в осуществлении исполнительной власти наиболее отчетливо проявляется в странах с парламентарными формами правления. Процесс концентрации этой власти в руках главы правительства получает в ряде стран законодательное закрепление. Так, в соответствии со ст. 65 Основного закона ФРГ, "федеральный канцлер устанавливает основные положения политики и несет за них ответственность". Аналогична ст. 95 Конституции Италии. Она гласит, в частности: "Председатель Совета министров руководит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность".
Нередко в зарубежных странах изменения в построении и функционировании государственного механизма не закрепляются в законе. Однако и тогда общая для большинства государств тенденция получает активное развитие. Наиболее типична в этом отношении британская практика.
В Великобритании премьер-министр назначает, перемещает и отзывает членов Правительства, определяет их компетенцию и руководит их деятельностью. Он формирует кабинет и устанавливает порядок его работы, формулирует его решения. Премьер-министр обладает широкой распорядительной властью, издает и подписывает правительственные указы. Он осуществляет большинство полномочий, номинально принадлежащих монарху, включая право досрочного роспуска Палаты общин. Сложившаяся практика свидетельствует о том, что премьер-министр, как правило, лично руководит внешней политикой государства. Объем полномочий премьер-министра и сконцентрированная в его руках правительственная власть настолько обширны, что некоторые государствоведы даже именуют его "некоронованным" или "выборным" монархом.
Глава британского Правительства по объему осуществляемой власти и своему фактическому положению в системе высших государственных органов иногда мало чем отличается от президента в США. В то же время его положение как лидера партии, располагающей большинством в Палате общин, дает ему такую возможность воздействия на парламент, какой не располагает американский президент.
Весьма похожи положение и роль главы правительства в ФРГ, Японии, Канаде и ряде других стран. Несколько менее заметна тенденция к концентрации власти в руках премьер-министра при существовании коалиционного правительства (Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания и др.). Тем не менее и в этой группе стран премьер-министр — не "первый среди равных", а политический руководитель, которому принадлежит решающая роль в определении государственной политики.
Возрастанию роли руководителя исполнительной власти во многом способствует создание при главе государства или правительства специального аппарата, нередко образуемого на вне-конституционной основе. Показательна в этом отношении американская практика. Исполнительное управление президента — это широкий и разветвленный аппарат, нередко успешно конкурирующий с официальным кабинетом по участию в деле разработки и реализации внутренней и внешней политики США. Он включает штат личных сотрудников президента, различные органы политического руководства, координации управления, среди которых наиболее влиятельны Совет национальной безопасности и Административно-бюджетное управление, а также разного рода группы советников и экспертов. Особенно значительна роль руководителя аппарата сотрудников Белого дома, имеющего повседневный доступ к президенту. Именно через его посредство осуществляется связь главы государства с членами кабинета. Значительна также роль специального помощника президента по вопросам национальной безопасности, который обладает зачастую не меньшим влиянием, нежели государственный секретарь.
Активизируется деятельность и растет влияние аппарата, функционирующего при премьер-министре в Великобритании, федеральном канцлере в ФРГ, премьер-министре в Японии и при главах правительств других стран. По своему объему и функциям такой аппарат значительно уступает американскому. Тем не менее в этот аппарат могут включаться не только личные сотрудники и советники, влияние которых нередко очень велико, но и различные специализированные службы вроде, например, ведомства по охране конституции (политическая полиция), действующего под руководством канцлера ФРГ. Практически все такого рода органы и службы, формально относимые к числу вспомогательных при носителе правительственной власти, уже давно превратились из технико-консультативных в политико-административные. То обстоятельство, что они функционируют при главе государства или правительства на правах его личного аппарата, позволяет избавить их от парламентского контроля и воздействия общественного мнения. Опыт США, Великобритании и ряда других стран подтверждает, что нередко личные советники и сотрудники могут оказывать весьма существенное влияние на решения, принимаемые главой исполнительной власти.
Во многих развивающихся странах, особенно при монократических режимах, личный аппарат главы государства или правительства возглавляется лицом, имеющим ранг министра, который входит в состав правительства и высшее партийное руководство. Нередко такой аппарат пользуется большим влиянием, нежели официальное правительство.
- Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- § 1. Предмет конституционного права зарубежных стран
- § 2. Источники конституционного права зарубежных стран
- § 3. Система конституционного права зарубежных стран
- Глава 2. Наука конституционного права
- § 1. Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли юридической науки
- § 2. "Классическая школа"
- § 3. Развитие идей "классической" и иных школ в российской дореволюционной науке
- § 4. Наука конституционного права в XX веке
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 1. Понятие и сущность конституции
- § 2. Основные тенденции конституционного развития
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 3. Порядок принятия конституций зарубежных стран, внесения в них изменений и дополнений
- § 4. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и его виды
- Глава 4. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан
- § 1. Гражданство в развитых освободившихся странах. Понятие гражданства
- § 2. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- § 3. Основные виды прав и свобод граждан
- Глава 5. Формы государства в зарубежных странах
- § 1. Форма правления в зарубежных государствах
- § 2. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- § 3. Государственный режим
- Глава 6. Политические партии и партийные системы
- § 1. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- § 2. Классификация политических партий
- § 3. Партийные системы
- § 4. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
- § 5. Партии и внешнеполитический механизм
- Глава 7. Избирательное право и избирательные системы
- § 1. Понятие и сущность избирательного права
- § 2. Основные принципы
- § 3. Организация и порядок проведения выборов
- § 4. Определение результатов голосования и избирательные системы
- Глава 8. Глава государства в зарубежных странах
- § 1. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран
- § 2. Полномочия главы государства
- Глава 9. Парламенты зарубежных государств
- § 1. Место парламентов в системе высших органов государственной власти
- § 2. Структура парламентов
- § 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль
- § 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура
- § 5. Правовое положение депутата
- Глава 10. Правительство в зарубежных странах
- § 1. Место правительства в системе высших органов государства
- § 2. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- § 3. Полномочия правительства в зарубежных странах
- § 4. Институт парламентской ответственности правительства
- Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах
- § 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
- § 2. Системы местного самоуправления
- § 3. Порядок формирования органов местного самоуправления
- § 4. Компетенция органов местного самоуправления
- Глава 12. Конституционное регулирование внешней политики зарубежных государств
- § 1. Конституционные принципы внешней политики зарубежных государств
- § 2. Конституционное разграничение внешнеполитических полномочий между Федерацией и ее субъектами
- § 3. Распределение внешнеполитических полномочий между высшими органами государственной власти и управления
- Глава 13. Конституционные основы судебной власти
- § 1. Судебная власть в системе разделения властей
- § 2. Конституционные основы судебной организации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Конституционный статус судей
- § 5. Конституционное правосудие
- Глава 14. Основы конституционного права сша
- § 1. Конституция
- § 2. Избирательная система
- § 3. Конгресс
- § 4. Президентская власть
- § 5. Судебная власть
- § 6. Государственное устройство
- § 7. Местное самоуправление
- Глава 15. Основы конституционного права Великобритании и Северной Ирландии
- § 1. Общая характеристика конституции Великобритании
- § 2. Конституционно-правовое положение личности
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Система государственных органов Великобритании
- § 5. Политико-территориальное устройство. Организация власти на местах
- Глава 16. Основы конституционного права Французской Республики
- § 1. Конституция и конституционное развитие
- § 2. Конституционные права и свободы
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Избирательное право и избирательная система
- § 5. Система государственных органов Франции
- § 6. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- Глава 17. Основы конституционного права фрг
- § 1. Конституция и конституционное развитие. Охрана конституции
- § 2. Основные права
- § 3. Политические партии
- § 4. Германская Федерация
- § 5. Государственные органы. Местное самоуправление
- Глава 18. Основы конституционного права Италии
- § 1. Конституция Италии
- § 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- § 4. Выборы и референдум
- § 5. Государственные органы
- § 6. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление
- Глава 19. Основы конституционного права Японии
- § 1. Конституция Японии
- § 2. Права, свободы и обязанности граждан
- § 3. Партийная система
- § 4. Система государственных органов
- § 5. Административно-территориальное деление
- Глава 20. Основы конституционного права Испании
- § 1. Конституционное развитие
- § 2. Конституция
- § 3. Основные права и обязанности
- § 4. Народный защитник
- § 5. Высшие органы государственной власти и управления
- § 6. Региональная автономия
- Глава 21. Основы конституционного права Китайской Народной Республики
- § 1. Конституция кнр
- § 2. Политические партии и общественные ("народные") организации
- § 3. Основы конституционного статуса граждан
- § 4. Система высших органов государственной власти и управления
- § 5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия.
- Глава 22. Основы конституционного права Индии
- § 1. Политические партии
- § 2. Конституция
- § 3. Правовой статус индийского гражданина
- § 4. Основы избирательного права
- § 5. Государственные органы Федерации
- § 6. Основы политико-территориального устройства
- § 7. Публичная власть в штатах и союзных территориях
- § 8. Местное самоуправление и управление
- Глава 23. Основы конституционного права стран снг
- § 1. Общие положения конституций стран снг
- § 2. Система государственных органов стран снг
- Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки
- § 1. Особенности латиноамериканских конституций
- § 2. Партийные системы
- § 3. Президент и правительство. Форма правления
- § 4. Законодательные органы
- § 5. Местное самоуправление
- Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля
- § 1. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- § 2. Формы правления в арабских странах. Монархия
- § 3. Республиканская форма правления
- § 4. Конституционное право Израиля